Метод проектов в дистанционном обучении математике

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии, Руководство учебным проектом

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: дистанционное обучение


Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Сегодня необходимо развитие способностей переноса знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу человеческой деятельности. Одним из наиболее эффективных педагогических средств, реализующих такую направленность процесса обучения и развития учащихся, является метод проектов. Проектная деятельность позволяет решать разнообразные комплексные образовательные задачи развития собственных интересов детей, их деловых и организационных способностей, общих, универсальных компетенций, индивидуального стиля деятельности. Она помогает ученику расширить свой практический и социальный опыт и на этой основе строить содержание собственного образования, открывая возможности для практической, творческой самореализации.

Образование детей с ограниченными возможностями, подготовка их к жизни и продуктивной деятельности в современном обществе зависит от выбора наиболее эффективных методов обучения. Одним из них является метод проектов, который позволяет к традиционному обучению добавить компоненту, ориентированную на самостоятельную учебную деятельность под руководством педагога.

Для обучающихся в школе дистанционного обучения метод проектов можно использовать как в индивидуальной, так и в коллективной работе. Особенность данной школы состоит в том, что класс - это один ученик. Наиболее рационально предлагать проекты для учащихся одной параллели, распределяя между ними определенный объем работы; объединять в данной работе учеников одного педагога (независимо от класса). Кроме того, можно использовать интегрированные (одна тема – на несколько предметов и педагогов) и индивидуальные формы работы.

Проекты, выполняемые учениками в школе дистанционного обучения, - это телекоммуникационные проекты, т.к. общение между учителем и учеником или между учениками, происходит в Интернете: с использованием электронной почты, Skype, I-класса, чата, видеоконференции. Для сбора информации используются интернет-ресурсы. Так как обучение проводится с опорой на компьютер, то навыки работы на нем должны быть развиты хорошо. Однако трудности могут возникнуть при обсуждении материала, т.к. не всегда удается провести видеоконференцию всех участников проекта и обсуждение идет по схеме учитель-ученик, ученик-ученик. Все материалы, собранные участниками проекта, передаются учителю для дальнейшего распространения. Учитель становится не только координатором, но и «банком данных» для сбора, хранения, передачи информации. При проведении «мозгового штурма» именно учитель фиксирует все идеи, рассылает их участникам проекта, проводит дальнейшее обсуждение и т.д. В связи с относительной социальной изолированностью участников проекта и с их психофизическими особенностями мы сталкиваемся со следующими проблемами: плохая связь из-за неполадок в Интернете; страх и неуверенность учащихся, привыкших учиться индивидуально, перед работой в коллективе; отсутствие умений и навыков работы с различными источниками информации; неумение оценивать свои (и чужие) знания и умения; отсутствие опыта публичных выступлений. Чтобы преодолеть некоторые из обозначенных проблем, можно предложить в рамках проекта следующие формы работы.

  1. Репетиция. Каждый из участников проекта подготовил презентацию - свою часть общей работы. Объединим участников в группы по два человека. И поставим перед ними задачу – «проиграть» друг перед другом эти презентации, а затем обсудить их качество, задать друг другу возможно большее количество вопросов. После предварительного просмотра и обсуждения учащиеся корректируют свои материалы, помогают друг другу в их доработке. При подобной форме работы учащиеся глубже вникают в суть изучаемого вопроса, заранее «проговаривают» весь материал презентации, что позволяет снизить страх перед публичным выступлением, повысить уверенность в собственных силах, лучше запомнить материал, заранее корректировать все неточности. Кроме этого, учащиеся лишний раз тренируются в использовании сетевых ресурсов и технологий.
  2. Друзья по переписке. При работе над учебным проектом можно использовать «классическую» форму общения по Интернету: переписка по электронной почте, общение в чатах. «Друзьям по переписке» должны быть поставлены конкретные задачи, их деятельность должна осуществляться по плану. Например, обсуждение способов выборки корней при решении тригонометрического уравнения в задании №13 из ЕГЭ по математике.
  3. Совместная творческая работа. Учащиеся получают одно творческое задание и начинают работу над ним в качестве соавторов. При этом возможны различные схемы совместной деятельности, которые учащиеся могут выбрать сами или им это может подсказать преподаватель.
  4. Отзыв о работе. Данная форма совместной работы учащихся предусматривает обмен рецензиями на работы друг друга. Преподаватель ставит перед двумя учащимися задачу: написать в качестве зачетной работы реферат (составить опорный конспект и т.д.), а затем, обменяться этими работами и написать на них рецензию. Когда работа будет выполнена, учащиеся пересылают по электронной почте свои работы и рецензии преподавателю, тот проверяет их и дает свои комментарии.
  5. Видеофильм. Ученики в дистанционной школе не имеют опыта публичных выступлений, у них нет аудитории для тренировки, но они могут записать свое выступление на видео. Такой фильм можно отослать учителю, участникам проекта, посмотреть многократно в любое время, на него можно написать рецензию, вернуться к выступлению через определенное время, внести коррективы.

Ученический проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить. Учебные проекты предлагаются учителем, такие темы внесены в планирование. Учитель определяет время и место проекта; он руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся к выявлению необходимых фактов, процессов, которые позволят им глубже осознать тему и использовать этот материал при самостоятельной работе.

В своей работе я применяю уроки – проекты (краткосрочные проекты), например в 10-11 классе такие, как «Методы решения тригонометрических уравнений», «Методы решения показательных уравнений», «Многогранники вокруг нас», «Тела вращения»; в 8-9 классе - «Практическое применение подобия треугольников», « Соотношения между элементами прямоугольного треугольника», « Четырехугольники». Это небольшие проекты на несколько уроков. Такие проекты предполагают активизацию учащихся, т. к. они должны знакомиться с учебной литературой, справочниками, подбирать рисунки и выполнять чертежи. Учащиеся могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями.

Рассмотрим проект по теме «Четырехугольники» курс геометрии, 8 класс. Изучение темы строится в виде учебного проекта, состоящего из четырех индивидуальных проектов (по числу учеников). На первых уроках рассматриваем определение четырехугольника, его основные элементы. По оглавлению определяем, с какими фигурами нам придется познакомиться. Выписываем название данных фигур: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция. Составляем план изучения фигуры: название, определение, чертеж, свойства, формула для вычисления площади. В результате изучения фигуры дети должны составить опорный конспект (по каждой фигуре). Каждый из учеников получает на изучение одну из фигур. Обсуждаем, что и как они должны сделать, какова форма отчета. Так как ученики еще не имеют опыта такой работы, то изучение параллелограмма провожу с ними сама, т.е. первый учебный проект я выполняю вместе с учениками (с каждым на индивидуальном занятии). Записав план изучения фигуры с первым учеником, в дальнейшем в него вношу добавления, изменения. И только когда со всеми учениками пройдет обсуждение, данная информация рассылается всем им. С самого начала они знают, что должны приготовить опорный конспект для своих товарищей, и из всех работ будет создана одна, которая пригодится для подготовки к экзаменам. Для изучения материала используем учебники, интернет-ресурсы. Ученики консультируются с учителем, друг с другом. На завершающем этапе каждый представляет свою работу в виде листа-схемы или слайда (работа выполнена в электронном виде, но при необходимости ее можно распечатать). Для этого можно провести видеоконференцию, но у нас была очная встреча с тремя участниками, на которой каждый ученик представлял свою работу. Свойства одной фигуры он изучил самостоятельно, прослушал информацию и получил опорные листы для изучения других фигур. Кроме того, каждый ученик оценил работу своих товарищей и получил оценку своей работы. Так как полученный материал используется на следующих уроках при решении задач, то ученики понимают, что от работы каждого зависит успех всех.

Так как учебный проект – это проект, выполняемый на уроке, то учитель может стать его участником. При решении тригонометрических уравнений задания №13 из ЕГЭ по математике обсуждаем, какими способами можно сделать выборку корней, при этом способы записываем: с помощью окружности, с помощью неравенства, с помощью графика. Ученик для решения выбирает один из них, а учитель – другой. Демонстрируем решение на экране и поясняем, почему именно этот способ кажется наиболее удобным. Два способа были разобраны, третий можно предложить в качестве домашней работы. На следующем уроке можно обсудить преимущества каждого из способов.
Долгосрочные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Проект может быть связан с изучением какой-либо темы, которая не рассматривается в школьной программе, или с приложениями математики к решению практических задач. Например, таких как «Многогранники в архитектуре», «Применение определенного интеграла для вычисления объемов фигур», «Логарифмические неравенства с переменным основанием». Любой внеурочный проект адресован учащимся, желающим глубже познакомиться с тем или иным интересующим его материалом. Такая работа способствует расширению кругозора учащихся, развитию творческих способностей, активизации познавательного интереса, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки учащихся по предмету.
При выполнении любого проекта соблюдаются основные этапы проектной деятельности.

  1. Выбор проблемы (темы) – погружение в проект. Нет проблемы – нет деятельности.
  2. Планирование действий – разработка проекта. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя, составляется план работы над проектом, проводится анализ имеющейся информации.
  3. Поиск информации - осуществление деятельности. Необходимо научить находить информацию, обрабатывать ее, создавать продукт.
  4. Продукт - результат работы. Учащиеся уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Продуктом самостоятельной деятельности учащихся может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, справочник, сочиненная сказка, рефераты, созданный рисунок, мультимедийные продукты и т. д.
  5. Презентация результатов - представление готового продукта. Это может быть выставка, конференция, конкурс. При защите учащиеся демонстрируют и объясняют полученный результат, развивая при этом навыки публичного выступления. Учатся оценивать работу.

К достоинствам использования метода проектов в учебной деятельности при дистанционном обучении следует отнести: рефлексивность, проявляющуюся в быстрой обратной связи между учителем и учеником; творческую реализацию личности ученика, что связано с наличием комфортных условий для его самовыражения, проявления способностей, познавательных потребностей и интересов; технологичность обучения, что связано с применением информационных технологий; социализацию детей, ограниченных в пространстве и общении.

Я надеюсь, что навыки проектной деятельности пригодятся моим ученикам и после окончания школы.