Использование цифрового сервиса Kahoot! как эффективного инструмента коллаборативного обучения на уроках географии

Разделы: География, Общепедагогические технологии, Мастер-класс, Профессия — педагог

Ключевые слова: география, цифровой сервис Kahoot, коллаборативное обучение


В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию В.В.Путин отметил: «Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни… Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить… Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху…» [1]

Действительно, использование современных Web-технологий в образовании позволяет «освежить» традиционный урок, придать ему новые «краски», повысить уровень мотивации обучающихся к предмету и как следствие повысить качество обучения. В попытках отыскать новые формы и методы проведения учебных занятий, педагогу приходится экспериментировать, синтезировать различные подходы и современные ИКТ-инструменты. Результатом этой работы может являться синтез коллаборативного обучения (англ. – collaborative learning) и сервиса Kahoot!.

Коллаборативное (совместное) обучение – это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. Коллаборативное обучение включает такие форматы как групповые проекты, совместные разработки и т.п. В последнее время коллаборативное обучение получило новую трактовку в контексте электронного обучения (computer-supported collaborative learning). В этом смысле коллаборативное обучение – это использование сервисов веб 2.0 (вики, блогов, социальных сетей, совместных приложений, виртуальных классов, сообществ практики (Сommunities of Practice — CoP) и т.п.) в целях обучения [2].

Kahoot! – это клиент-серверная образовательная Web-платформа (на английском языке), которая позволяет абсолютно бесплатно проводить тестирования, опросы и дискуссии в режиме коллаборативного обучения.

Кто и что стоит за Kahoot!? Платформа и бренд Kahoot! был разработан учредительной командой во главе с Йоханом Брендом (Johan Brand), Джейми Брукером (Jamie Brooker), Асмундом Фэрасетом (Asmund Furuseth) и Мортеном Версвиком (Morten Versvik). Сама технологическая платформа основана на исследовании, проведенном Мортеном Версвиком на степень магистра в Норвежском университете науки и технологии (Norwegian University of Science and Technology (NTNU)), и на основе исследований, проведенных профессором Альфом Инге Ваном и его коллегами в NTNU [3].

В основе работы сервиса Kahoot! лежит пять основных и один вспомогательный сайты:

  1. create.kahoot.it – сайт, который предназначен для создания пользователем (педагогом) кахутов.
  2. play.kahoot.it – сайт, который служит для запуска кахутов со стороны пользователя (педагога).
  3. kahoot.it – сайт, который служит для подключения к кахутам пользователей (учащихся) через различные устройства (ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны).
  4. test.kahoot.it – сайт, который позволяет произвести тест вашего интернет-соединения и выявить уровень его качества для работы с сервисом Kahoot!
  5. media.kahoot.it – сайт, для работы с медиа-контентом сервиса.
  6. getkahoot.com – вспомогательный сайт, предназначенный для поддержки пользователей.

Суть работы сервиса Kahoot! можно описать в виде алгоритма шагов:

Шаг 1. Педагог создает кахут (один из четырех типов) на сайте create.kahoot.it.

Шаг 2. Педагог запускает (происходит автоматический редирект (перенаправление) с сайта create.kahoot.it на сайт play.kahoot.it) созданный кахут, например тест, на компьютере с интерактивной доской, ТВ-панелью или другим подобным устройством в учебной аудитории и ждет подключения учащихся.

Шаг 3. Обучающиеся открывают сайт kahoot.it на своих смартфонах, планшетах, ПК или ноутбуках и вводят игровой код (game pin), который видят на экране педагога, тем самым включаются в общую коллаборативную сеть.

Шаг 4. После того, как нужное количество учащихся успешно подключились к кахуту, педагог запускает кахут, нажимая на кнопку «Start», обучающиеся видят вопросы, варианты ответов и отвечают на них, используя свои гаджеты (Рисунок 1).

Примечание: На устройстве учащегося не отображается вопрос, не отображается текстовый вариант ответа, учащийся видит только цвет и геометрическую фигуру ответа, это намеренное допущение разработчиков, так как Kahoot! не стремиться к замкнутости обучающегося, а, наоборот, хочет создать эффективную среду для обучения, дискуссии, выражения собственного мнения каждого обучающегося.

Шаг 5. Когда все тестовые задания решены, обучающиеся видят на интерактивной доске свои результаты. На этом этапе педагог может провести рефлексию. Учащимся предлагается оценить тест по 5-бальной шкале, выразить свои эмоции/чувства, оценить соответствие теста изученным темам/материалам и принять решение о рекомендации данного теста своим сверстникам.

Рис. 1. Использование kahoot! в учебной работе

Шаг 6. Далее педагог имеет возможность сохранить все результаты учащихся путем экспорта в Excel-документ и сохранением его на свой компьютер или на Google Disk.

Также в Kahoot! можно воспользоваться режимом «Ghost mode», после прохождения теста вы можете его пройти еще раз, но с учетом результатов первого прохождения, тем самым Kahoot! позволяет выявить уровень знаний обучающихся между первым запуском и всеми последующими.

Kahoot! полностью протестирован на последних версиях следующих браузеров: Chrome, Firefox, Internet Explorer, Safari, Edge.

В заключение необходимо отметить, что такое внедрение современных технологий в образовательный процесс является объективно эффективным.  Умелое использование таких Web 2.0 в педагогической деятельности является пусть небольшим, но ощутимым для педагогической общественности шагом на пути к реализации национального проекта «Образование».

Список литературы

  1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019
  2. Коллаборативное (совместное) обучение
    https://hrbazaar.ru/glossary/kollaborativnoe-sovmestnoe-obuchenie-angl-collaborative-learning/
  3. Официальный сайт поддержки пользователей Kahoot!
    https://getkahoot.com/support/faq/#who-and-what-is-behind-kahoot