Принципы построения профориентационных занятий на уроках технологии в 5–7-х классах как элемент общей системы профессионального самоопределения

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6, 7

Ключевые слова: профориентация


Профессиональное самоопределение в школе сейчас стоит на достаточно важном месте. К моменту окончания школы у учащихся должен быть сформирован осознанный профессиональный выбор и определен путь дальнейшего продолжения образования. Но сделать личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из легких. Самостоятельный выбор профессии – это как «второе рождение человека». Профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, это часть процесса развития личности.

Исследования последних лет показывают, что возросло число выпускников общеобразовательных школ, не имеющих представление о том куда пойти учиться. Да и по окончанию получения профессионального образования многие идут работать не по специальности, потратив годы обучения впустую.

Как же вовремя сориентировать ребенка? Как не упустить время? В столь сенситивный подростковый период самоисследования, школьникам очень необходима правильная психолого-педагогическая помощь в выборе профессиональных приоритетов, а так как самоопределение процесс не статичный, то и помощь в выстраивании профессиональных траекторий.

Конечно профессиональное самоопределение в той или иной степени существует в современной школе, но в достаточно точечном и не опосредованном виде. Сюда можно отнести и усилия классных руководителей, это классные часы по профессиональной тематике и экскурсии на предприятия, носящие информативный ознакомительный характер, профессиональные пробы и социальные практики в старших классах, занятия и диагностические обследования психологической службы, деление на уровневое профильное и предпрофильное обучение.

Но также, профориентационные мероприятия очень хорошо укладываются в структуру уроков «Технологии», где учащиеся не только приобретают знания в творческой и проектной среде о различных производствах, но и примеряют на себя статус различного рода профессионалов. На уроках можно обсудить и отрефлексировать свои мысли о будущем профессиональном пути.

Педагогическая психология отмечает что 5-7 классы - это время развития у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Грубо говоря закладывается база для будущей профессии. Как правило именно в это время начинается уровневое обучение (углубленное изучение предметов).

Предлагаю рассмотреть несколько вариантов профориентационных упражнений на уроке «Технологии» в 5-7 классах. Сразу хотелось проговорить что для данных мероприятий и упражнений у педагога должны быть достаточно сильные психологические знания.

Цель данных упражнений является формирование у учащихся внутренней потребности и готовности к профессиональному самоопределению.

Задачи: развитие представлений о профессиях и интереса к миру профессий, актуализация у подростков значимости профессиональной деятельности, оказание помощи в осознании ими своих интересов, возможностей, особенностей, формирование способности учащихся к осознанному выбору профессии.

5 класс «Информирование и взаимоинформирование»

В пятом классе очень важно сформировать некоторое системное понимание о разного рода профессиях, их группах, характеристиках. Для актуализации знаний о профессиях можно провести упражнения: «Азбука профессий», «Самая-самая профессия», загадки о профессиях. Учащиеся с удовольствием соревнуются в количестве изученных профессий. В то же время ребята с удовольствием рассказывают о профессиях своих родных и близких. Но во многом имеют не очень широкие знания в области получения профессии, уровнях профессионального образования. На данном этапе важно сформировать понимание о том, что у профессий есть как положительные, так и отрицательные стороны. Упражнения могут быть направлены на поиск этих граней в разных профессиях. Для систематизации и группировки можно изучить с учащимися классификацию, предложенную Е.А. Климовым: "человек - живая природа", "человек - техника", "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ".

6 класс «Моделирование ситуации выбора профессии»

В 6 классе ребята очень хорошо реагируют на профориентационные игры-тренинги, где в игровой форме моделируется ситуация выбора профессии из предложенных, проигрываются действия профессионалов в различных ситуациях, возможны и мозговые штурмы, где ребятам знания необходимо добыть сообща. Каждый в подобных упражнениях может найти свою позицию и проявить себя по-своему. Здесь могут подойти игры типа «Необитаемый остров», «Подводная лодка» «Эпитафия» и т.п. Еще данные упражнения очень ценны из-за рефлексивного момента, каждый может высказаться и продумать какие знания для учащегося были наиболее ценными. В то же время не мало важно, сформировать у учащихся знания о уровнях образования существующих не только в нашей стране, но и в мире. Можно познакомить учащихся с классификатором профессий и его характеристиками.

7 класс «Самообследование»

Учащиеся в этом возрасте эгоцентричны, сконцентрированы на себе, и конечно им интересно овладеть универсальными навыками самообследования. Диагностические профориентационные экспресс-методики здесь подойдут лучше всего. Начинать лучше всего с особенностей личности, темперамента, характера (для уроков подойдут экспресс-методики и рисуночные интерпретационные тесты) и двигаться в сторону профессиональных интересов (подойдут методики Е.А.Климова ДДО, Карта интересов и др.). На этом этапе можно опробовать разные варианты профессиограммы. Так же очень важно сориентировать учащихся в мире современных профессий познакомить с атласом современных профессий.

Остается вопрос как же оценивается на уроках «технологии» подобная деятельность. В действительности достаточно непросто, следует избегать в данной работе отрицательных оценок и по возможности найти за что похвалить каждого. Учащиеся очень активно отзываются на данный вид работы. Можно подключить соревновательный мотив деятельности (битва за 1-3 место, викторины, кто больше). Также оценивается: активность на уроках, взаимооценка учащихся, сформированность знаний, владение способами классификации, группировки, анализа информации о профессиях и др.

В заключении хочу отметить, что профориентационной работе следует уделять как можно больше времени в деятельности школы. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы в поисках своего места и получить глубокое удовлетворение от своей будущей профессии.