Урок географии "Был дан приказ: взять высоту!". Тема урока: "География Великой Отечественной войны". 8-й класс

Разделы: География, История и обществознание, Общепедагогические технологии, Патриотическое воспитание

Класс: 8

Ключевые слова: география, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель:

  • Образовательная: Формировать представления и знания об особенностях природных районов России.
  • Развивающая: Научить работать с разными источниками географических знаний.
  • Воспитательная: Показать ценностные характеристики наших предков, отстоявших свободу и независимость нашей Родины в тяжелейших условиях, примеры массового героизма и патриотизма.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знание:

  • особенностей природы Кавказа;
  • событий Великой Отечественной войны, происходивших на Юге страны.

Умение:

  • объяснять особенности природы территории;
  • составлять краткие описания природы территории;
  • работать с тематическими картами и другими разнообразными источниками географической информации;
  • решать географические задачи.

Личностные: формировать познавательный интерес к предмету и устойчивую мотивацию к обучению; научить выстраивать собственную целостную картину мира; развивать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, навыки организации своей деятельности в группе.

Метапредметные:

Познавательные:

  • работать с текстовым и нетекстовым компонентом; применять методы инфор­мационного поиска; создавать тексты разных типов.

Регулятивные:

  • планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом.

Коммуникативные:

  • формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Оборудование: компьютер, экран, компьютерная презентация, фильмы, раздаточный материал, карта России «Великая отечественная война», административная карта.

Ход урока

- Добрый день всем! 2020 год был объявлен президентом России годом памяти и славы в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Наш сегодняшний урок посвящен этому событию. Я надеюсь, что урок получится интересным и познавательным. Желаю нам плодотворной работы!

- Наш урок называется: «Был дан приказ: взять высоту!».

Посмотрите на экран, чтобы определить тему урока.

/Клип В.Высоцкий - Баллада об альпийских стрелках/

- Итак, какова тема урока?

- Сегодня мы познакомимся с географией Великой Отечественной войны.

Линия фронта протянулась в 1941-42 гг. с севера на юг более чем на 3 тыс.км. от Кольского полуострова до Кавказа. Я хочу сегодня обратить ваше внимание на малоизвестные страницы этой войны - Юг нашей страны, где происходили кровопролитные и важные сражения.

Тема урока: Природа Северного Кавказа, где проходил Северо-Кавказский фронт.

- Какие мы поставим пред собой цели? Что мы должны узнать?

- Пользуясь учебником (оглавление), скажите - что лежит в основе деления России на регионы или физико-географические области?

- Какие компоненты природы мы будем рассматривать, чтобы изучить природу региона?

- Также мы попробуем ответить на вопрос: Влияла ли природа на боевые операции?

Чтобы ответить на эти вопросы, вы будете выполнять задания индивидуально и в парах, работая с различными географическими источниками.

- На юге России развернулась одна из самых продолжительных в Великой Отечественной войне (с 25 июля 1942 г. по 9 октября 1943 г.) битв - за Кавказ. Линия фронта на юге была протяженностью около 1000 км. и охватывала большую территорию европейской части страны - Предкавказье и Кавказ.

На 1 этапе битвы развитие событий сказывалось явно не в нашу пользу. Немцы захватили Ставрополь, Майкоп, Краснодар, Элисту, Моздок, большую часть Новороссийска, почти все горные перевалы. 22 августа 1942 года немцы совершили восхождение на обе вершины Эльбруса: западную – 5642 метра и восточную – 5621 метр. Наступление было остановлено в районе Малгобека. Эта ситуация была типична для первого периода войны.

Чтобы осуществить план «Эдельвейс», немецкое командование сосредоточило на кавказском направлении группу армий «А», насчитывающих свыше 170 тыс. человек. Немцы отправили на Кавказ своих самых элитных бойцов - 1-ую горную дивизию Вермахта по прозвищу "Эдельвейс".

/Фильм про армию «Эдельвейс»/

Сообщение о фашистской армии:

Это был горный спецназ Вермахта, который ещё до войны отрабатывал, доводил до совершенства на учениях в условиях высокогорья, свои навыки.

Использование высокогорного растения в качестве талисмана уходит своими корнями в годы Первой мировой войны — цветок Эдельвейс стал символом Альпийского корпуса Германской империи.

Для того чтобы дивизия выполняла боевые задания в условиях горного ландшафта, в нее принимали новобранцев: возраста до 24-х лет; физически выносливых; имеющих опыт проведения военных действий в горах выше снеговой линии; владеющих навыками альпинизма; способных переносить тяжелые грузы на себе.

Помимо очевидных преимуществ, таких как: навыки, специальная экипировка, облегченное вооружение, минометы и легкие артиллерийские орудия, был ещё и фактор знания этих мест.

Многие, из личного состава дивизии, в прошлом были на Эльбрусе, совершали туристические восхождения, знали тропы и имели даже знакомых из местного населения. Командир дивизии Генерал Хуберт Ланц, был до войны несколько раз на Кавказе, знал русский и местные наречия, имел проводников среди местных.

- Им противостояли войска Южного и часть сил Северо-Кавказского фронтов.

/Фильм про РККА/

Сообщение о Красной армии:

В их составе, на первый взгляд, было немало армий — общевойсковые и воздушная. Однако все эти армии, кроме одной, понесли значительные потери в предыдущих боях и насчитывали всего 112 тыс. человек. Противник превосходил наши войска в 1,5 раза в численности, в 2 раза – в орудиях и минометах, более чем в 9 раз – в танках и почти в 8 раз – в авиации. Войска были истощены, чувствовалась нехватка техники, неопытность командного состава и специалистов. Войска, оборонявшие перевалы были совершенно не готовы и к атаке, и к ведению боя в условиях высокогорья. Не хватало одежды, обуви, теплого обмундирования. Не было альпинистского снаряжения.

После неуспешных попыток взять перевал, в состав армии передают 3-й стрелковый корпус, в котором есть горнострелковые дивизии - люди, имеющими профессиональную альпинистскую подготовку.

- С 31 декабря по 9 октября 1943 года советские войска начали контрнаступление, отвоевали обратно территории и вынудили немецкие войска отступить. 13 февраля 1943 г., два десятка советских альпинистов поднялись на вершину Эльбруса и сбросили фашистские знамёна, установленные гитлеровцами.

- В каких же природных условиях приходилось воевать Советской и фашистской армиям на Кавказе, чем привлекала Гитлера эта территория, и что помогло нам выстоять и победить? Сейчас, выполняя различные задания, вы попробуете ответить на эти вопросы.

Работа в парах:

  • По карте атласа «Федеративное устройство России» определи, с какими странами Россия граничит на Кавказе. Покажи Кавказ и пограничные страны.
  • По физической карте «Европейский Юг» атласа и раздаточному материалу опиши рельеф Кавказа. Определи преобладающие высоты.
  • По карте «Тектоника и минеральные ресурсы» в атласе и рис. 99 стр.173 учебника объясни, почему такой рельеф сформировался на Кавказе и Предкавказье. Какая тектоническая структура лежит в основании?
  • Какие опасные стихийные природные явления могут происходить на Кавказе? (Найди ответ в §33 «Особенности природы Северного Кавказа» стр. 173; §34 «Климат высокогорий» стр. 176. И используй карту «Тектоника и минеральные ресурсы» в атласе).
  • По карте «Тектоника и минеральные ресурсы» и «Европейский Юг» определи, полезные ископаемые Кавказа и Предкавказья, которые были нужны немецкой экономике. Это одна из причин плана захвата Кавказа Гитлером.
  • Используя §34 «Климат высокогорий» стр. 176, опиши особенности климата Кавказских гор:
  • Выдели в тексте основные особенности климата высокогорий.
  • Назови количество осадков в горах.
  • Посчитай температуру в горах высотой 4000 м., если у подножия горы: А) +200 С; Б) 00 С.
  • По рис. 102 стр. 178 учебника, опиши высотную поясность Западного и Восточного Кавказа. На какой высоте проходит граница «вечных льдов»?
  • По предложенному тексту «Воспоминания русских и фашистских солдат», участвующих в боях на Кавказе, выдели природные особенности и другие трудности, которые усложняли им жизнь и влияли на сражения.

«13 октября ударили морозы, и пошел снегопад. Снег закрыл перевалы: уже через пять дней высота снежного покрова достигла 0,8 м, а к концу месяца доходила до 2 м. В начале ноября на Кавказе начался период интенсивных дождей, создавших дополнительные трудности.

Мелкие ручейки стали бурлящими реками. Глинистая почва превратилась в вязкую кашу... Снабжение превратилось в сложную проблему. Временами оно совсем прекращалось.

Температура внутри палатки за несколько минут сравнивалась с наружной, где порой царил мороз до минус десяти градусов. Еще через несколько минут мы начинали трястись от холода под нашими изношенными одеялами.

Для выполнения поставленной задачи 29-го декабря 1942 года дивизия походным маршем из Лазаревской выдвинулась на линию фронта, через Главный Кавказский хребет, в долину реки Пшеха. Мокрый снег и проливные дожди усложнили продвижение солдат. Мелкие ручьи превратились в мощные потоки, по которым приходилось вброд перетаскивать конные повозки с пушками и боеприпасами. Полуторки, груженные снарядами, застревали в колеях, еще не окрепшей горной дороги. Обильные длительные снегопады в горах только начинались. Дивизия успела совершить свой героический марш через перевал. Преодолевая снежные заносы, мороз и пургу 6 января 1943 года основным составом спустилась в долину реки Пшеха.

Переход через перевал был тяжелым испытанием для солдат, они шли по пояс в глубоком снегу, тащили на себе боеприпасы, винтовки и вещмешки с необходимой солдатской утварью. Намокшие под дождем спальные мешки пришлось выбросить, так как они оказались бесполезными. Костры разводить запрещалось, о просушке одежды не могло быть и речи. Спали, прижавшись, друг к другу спинами.

Постоянно приходилось вытаскивать из грязи и снега застрявшую артиллерию и обозы.

Дивизия медленно продвигалась по крутым и лесистым склонам горы.

Горным стрелкам приходилось карабкаться вверх по крутым обледенелым склонам в лоб на пулеметы противника.  Штурмовать в лоб крутые хорошо укрепленные, обледенелые высоты тяжело. Более того, подходы к ним были заминированы, и каждый метр простреливался всеми видами оружия. 

18 января погода в горах установилась, сильные снегопады закончились, стоял 20-ти градусный мороз.

Идти было трудно. Злополучные продукты весили внушительно. В сгустившейся темноте подошли к перевалу. С проклятьями царапались в гору и с руганью кувыркались с горы по обледенелым скользким тропинкам. На перевале в художественном беспорядке стояли орудия, брошенные тягачи, повозки, стояли целые штабеля ящиков со снарядами, патронами и продуктами. Все это безнадежно застряло на перевале. Перешли перевал и заночевали в лесу у костров. Было холодно и сыро. Каждую ночь замерзало по человеку.

Щекочущий тоскливый страх снова заползает мне в сердце. Но виду показывать нельзя. Ночуем в лесу, костров не разводим. Слышен грохот бомбежки и взрывов. Слабо доносятся пулеметные очереди. Где-то близко воют шакалы. Наверное, над трупом.

- Операция Вермахта на Кавказе называлась - "Эдельвейс".

План « Эдельвейс».

  1. Окружить и уничтожить советские войска южнее Ростова и овладеть Северным Кавказом.
  2. Обойти Главный Кавказский хребет с запада, захватив Новороссийск и Туапсе, и с востока, овладев Грозным и Баку.
  3. Преодолев Главный Кавказский хребет с севера выйти в Закавказье, парализовать базы Черноморского флота.
  4. Установить связь с турецкой армией. Создать предпосылки для вторжения на Ближний и Средний Восток.

Кавказские нефтепромыслы должны были обеспечить немецкую военную промышленность необходимым количеством нефти. Нефть- кровь войны. По мере крушения стратегии «молниеносной войны» проблема снабжения германской моторизованной армии горючим принимала все более острые формы, а уже весной 1942 г., по признанию Гитлера, стала угрожать катастрофой.

Захват Кавказа немецко-фашистскими войсками поставил бы СССР в исключительно сложные условия ведения войны, лишив страну в самое сложное время основной массы нефти, газа, руд, а также крупнейшей продовольственной и курортной баз. Кроме того, торговый маршрут, идущий через Персидский залив, Иран и Каспийское море, был вторым после Северного морского пути для поставок помощи от союзников.

Учитывая все трудности: холод, сырость, сложный рельеф, глинистую вязкую почву, глубокий снег, отсутствие снабжения иальпинистского снаряжения, неопытность бойцов, наши войска вели ожесточенные сражения за позиции, перевалы, горные цепи, и высоты. Операция Вермахта "Эдельвейс", так и не достигла своих целей, лишь временное "покорение Эльбруса" и кадры для пропаганды.

По сути, получилось, что немецкие егеря забрались так далеко от дома ради того, чтобы "пофоткаться для Геббельса", очень дорогой ценой. Будучи по настоящему элитными войсками, храбро сражаясь, они так и не выиграли, по настоящему, ни одной значимой битвы.

Они поднялись на Эльбрус, но их остановили там Советские повара и тыловики. Да, ценой собственной жизни, но остановили.

Позже, Советские горные стрелки навязали им жесткие бои и вообще сковали их всяческое продвижение.

- Какие качества солдат Советской армии помогли победить хорошо подготовленного врага на Кавказе и в целом выиграть войну?

- В дневнике советского адмирала в те дни отмечено:

«Только один батальон подошел к заливу во главе с командиром; причем этот командир имеет более десяти ран. Я видел его и поразился тому, как он сумел дойти. Еще более удивительно несоответствие его физического состояния — человек едва держался на ногах — с его волей».

Вот такая была сильная воля и желание победить врага!

- Наш урок подходит к концу. Подведем итоги урока. Какие цели мы перед собой ставили? Достигли ли мы поставленных целей?

- Продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал
  • Я научился
  • Мне было трудно
  • Было интересно узнать

- Влияла ли природа на боевые операции?

- Несмотря на все трудности - нехватка теплой одежды, обуви, оружия, отсутствие снабжения и альпинистского снаряжения, неопытность бойцов, наша армия одержала победу - благодаря знанию природных особенностей и использования их местным населением на Севере; самопожертвованию и героическому упорству на Юге; патриотизму русских воинов и тыловиков!

Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута победа. Герои этой войны подарили нам всем будущее. Меньшее из того, что мы можем сделать для них - Помнить!

Спасибо за урок!