Smart-тренд в лицейском образовании

Разделы: Общепедагогические технологии


Информационное пространство «Лицея №1» г. Усолье-Сибирское Иркутской области постоянно совершенствуется. Одно из последних новшеств – «Панорамный класс», который является уникальным не только для города, но и области.  Заглянув в толковый словарь, мы можем прочитать одно из значений слова: «…Громадных размеров картина, наподобие театральных декораций, помещённая на стене». Это огромный экран (2х5) на всю стену, два проектора, интерактивный стол. Что нам даёт панорамный класс? Возможность на одном большом или двух экранах транслировать информацию: показывать видео, презентации, текстовый материал, работать в режиме интерактива-причём используется возможность совмещения разных видов материала. Это расширяет возможности учителя: он может транслировать разный теоретический материал, совмещать теоретическую и практическую работу, одновременно реализовывать   групповую и индивидуальную работу, дифференцировать материал, что соответствует задачам ФГОС 2-го поколения, в частности, реализации системно-деятельностного подхода. Это новшество понравилось всем. Учащиеся с удовольствием работают на интерактивном экране в электронных тетрадях, тренажерах, электронных учебниках.

Применение интерактивных технологий – это работа с учётом современных тенденций и использование новых информационных возможностей в обучении, качественно улучшающих работу педагогов. Ведь учащиеся - активные пользователи разного рода электронных устройств, и им легко освоить подобную технику. Психологическая составляющая современных детей также указывает на необходимость применения техники. Например, учащиеся 6-го Smart-класса по определению психолога лицея - кинестетики, для того чтобы они лучше усвоили материал, он должен быть наглядным и интерактивным. Включение в образовательный материал элементов интерактивности не только вовлекает учащихся в работу, но и мобилизует их психологические особенности: память, внимание.

Панорамный класс позволяет качественно реализовывать образовательные технологии. Так, в 6-м Smart-классе при изучении русского языка реализуется технология смешанного обучения, в частности, метод «Перевёрнутого класса». Смешанное обучение – это образовательный подход, совмещающий технологию организации образовательного процесса, в основе которого лежит «классно-урочная система» и электронное обучение, базирующееся на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ-технологиями и современными учебными средствами, online-обучением. Технология даёт учащимся   определённый уровень свободы, повышает степень ответственности, даёт возможность выступать в качестве активных учеников образовательного процесса. Учащиеся должны осознавать, что их успех зависит от них самих, например, как в домашних условиях они самостоятельно подготовят теоретический материал, используя тот блок материала, который предоставляет учитель (модель «перевёрнутого класса»), так успешно они поработают во время урока. Суть этой модели в следующем: учащиеся самостоятельно изучают новый материал, а на уроке новые знания отрабатываются на практике, на что уделяется больше времени от урока, так как теоретическая часть уже изучена. Эта модель смешанного обучения позволяет реализовать и дифференцированный подход. Во-первых, во время домашней подготовки учащийся имеет возможность выбирать материал в зависимости от уровня сложности; во-вторых, учитель имеет возможность на уроке уделить внимание учащимся, требующим большего внимания со стороны учителя. В-третьих, обучение может осуществляться в любом месте, где есть Интернет, то есть это образование без границ.

Новое информационное пространство позволило лицею в 2019 году впервые набрать уже вышеупомянутый 6 Smart- класс, который является инновационной площадкой для нашего учебного учреждения и города.

Одно из новых трендовых слов–smart, которое является составляющим в названии класса – в переводе с английского «умный, технологичный». «Умный» - подразумевает «ставим цель с умом», «технологичный» - образовательный процесс должен проходить на высоко технологичном оборудовании с использованием цифровых ресурсов, новых технологий, методов и приёмов обучения, что и происходит. Сегодня ребята работают с современными SMART-технологиями. Так, азы робототехники и навыки работы с современными графическими редакторами на уроках изобразительного искусства получают в инженерном конференц-зале, оборудованном на основе новейших информационных технологий. https://mboulyceum1.wixsite.com/mysite

Педагоги нашего лицея в   работе используют цифровую педагогику и глобальные медиа, работая с учащимися на открытых образовательных ресурсах, порталах, используя цифровые видео- коммуникации в режиме Online.

Для учащихся введены курсы, являющиеся инновационными для нашего образовательного учреждения:

  • «Четыре увлекательных шага в информационные технологии». Курс основан на изучении четырёх информационных технологий, которые ребята успешно осваивают, выполняя творческие работы и проекты, работая в текстовом редакторе Word со многими объектами процессора. В программе Microsoft Publisher создают буклеты, поздравительные открытки, приглашения, рекламные материалы и т.д. Изучая программу Movie Maker, с большим интересом и удовольствием создают слайд-шоу и монтируют видеоматериал на базе фотографий и видео нашего класса. А BeautiFul.AI позволяет ребятам создавать презентации в режиме online.
  • «Компьютерная анимация на уроках английского» даёт возможность учащимся работать с сайтами на английском языке, научиться выполнять поиск и отбор информации, создавать интерактивные презентации-комиксы, осуществлять обратную связь с педагогом, и всё это на английском языке!
  • «Bullet journal» - журнал для составления траектории саморазвития. В современном обществе самый дорогой ресурс – это время. На уроках проводятся тренинги по самоорганизации, даются знания для составления планов и траекторий деятельности, что позволит ребятам управлять своей деятельностью и временем, заглянуть в своё будущее, в частности, работая над проектом «Письмо в будущее».
  • Стартап-курс «Цунами открытий». Мы часто в чем-то сомневаемся. С одной стороны, это хорошо, так как способность мыслить критически делает нас личностями, с другой стороны, это часто осложняет нашу жизнь. Найти выход и сделать для себя открытие – важный фактор проектной деятельности. Чему на курсе преподаватель обучает ребята.

Учащиеся изучают два языка: обязательный для всех английский язык и китайский или французский (по выбору). Учителя внедряют в учебный процесс межкультурные коммуникации.

Весь процесс обучения направлен на мотивацию учащихся к получению знаний и успеху, позволяет активизировать познавательные функции школьников, способствует развитию пространственного, абстрактного, логического мышления, ведению практической и инновационной деятельности.