Урок русского языка. Тема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: не с глаголом


Класс 2.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока.

Задачи:

образовательная:

  • познакомить с правилом написания частицы НЕ с глаголами;
  • формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом.

развивающая

  • способствовать развитиюречи, орфографической зоркости, мышления, внимания

воспитательная

  • воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.

Формировать УУД:

  • Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: умение определять и сохранять учебную задачу урока; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем; оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы обучения:

  • словесный,
  • наглядный,
  • проблемный,
  • частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • учебник Канакина В.П. «Русский язык» 2 класс, часть 2;
  • проектор;
  • презентация к уроку.
  • карточки с заданиями

I. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 2

Скажем здравствуйте глазами,
Скажем здравствуйте руками,
Скажем здравствуйте ртом,
Станет радостней кругом!

Слайд 3

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова.

- Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (трудолюбивыми внимательными)

Урок-исследование. Слайд 4

- Нам предстоят новые открытия, а новое – это всегда интересно.

- Вначале запишем дату исследования и вид работы (с проговариванием).

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

– С чего начинается работа на уроке?

(Сначала мы повторяем то, что нам понадобится для «открытия» нового знания.)

- А начнем мы нашу работу с чистописания.

- Что это за буквы? (строчные) гл гл

- Какие звуки обозначают? (Согласные звонкие)

- Проверили посадку, расстояние от тетради до глаз. Пишем каллиграфическим почерком.

- Подчеркните самое красивое буквосочетание.

- Добавьте гласные буквы, чтобы получилось слово.

- Что получилось? (глагол)

- Что такое глагол?

- Посмотрите на доску, прочитайте слова: вырос поют журчат

- Что общего? Лишнее слово? Почему?

- Запишите глаголы, изменяя их число.

У доски работает ученик выросли поет журчит

- Проверьте (взаимопроверка)

- Что повторили выполняя это задание?

Слайд 5.

Выросли поёт журчит

- Какой темой их можно объединить? (весна)

Слайд 5.

- Какое задание вы бы предложили к данным словам? (составить предложения)

Слайд 6.

- Посмотрите на картинку, что изображено.

- Составьте предложение с глаголом во множественном числе по картинке (На поле выросли цветы)

- Составьте его схему, укажите опасные места с объяснением (По цепочке)

- Прочитайте предложение на доске, запишите его по памяти.

- Проверьте (взаимопроверка)

Разбор по членам предложения с указанием частей речи

- Чем является глагол в предложении?

- Закройте глазки.

Слайд 7.

- Посмотрите на картинку, что изменилось?

- Как теперь будет звучать наше предложение? (На поле не выросли цветы)

3. Выполнение пробного действия

- Запишем предложение в тетрадь.

4. Фиксация индивидуального затруднения

- У нас получились разные варианты. Почему? (не выросли, невыросли) ???

III. Выявление места и причины затруднения

- В каком месте возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?(При написании не с глаголом.

- Мы не знаем как пишется не с глаголом)

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Слайд 7.

- Какую цель ставим на уроке? (Узнать, как пишется не с глаголом.)

Слайд 8.

- Что нам поможет ее достичь? Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства (Свой опыт, учебник, учитель)

- Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть

V. Физкультминутка

Покажите движениями

Как живешь? (Вот так!) Как плывешь? Как бежишь?

Машешь вслед? Смотришь вдаль? Ночью спишь? А сидишь?

VI. Реализация построенного проекта

Для ответа на вопрос: Чем является слово НЕ, выполним 1 задание

Работа в парах.

- Разгадайте ребус.

Слайд 9.

Вывод: НЕ – это частица.

Слайд 10.

- Какие будут предположения: как писать частицу не с глаголом?

- Найти ответ на этот вопрос нам поможет грамматическая сказка. (Костюмированная инсценировка)

Гордую частицу «НЕ» полюбил благородный Глагол. Печальной была его любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Он говорил «Надеюсь» А она ему: «Не надеюсь».

Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.

- Какое правило написания частицы сформулировано в этой сказке?

- Правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма

- Какое значение придаёт предложению частица НЕ?

- Прочитайте, что в учебнике написано о частице НЕ с.78.

Устранение затруднения.

Можете ли, вы теперь определить, как правильно записать предложение

На лугу не выросли цветы.

- Исправьте ошибку, если вы её допустили.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Слайд 11.

1) - Выполните задание №1, на листочках

В данные пословицы перед глаголом вставьте частицу НЕ так, чтобы у пословиц появился смысл, объясните его

  1. Кто не работает, тот ? ест.
  2. Без труда ? выловишь рыбку из пруда

Слайд 12.

2) - Я прочитаю стихотворение А.Шибаева, а вы мне поможете. Сейчас вы превратитесь в капризную «Нехочуху».

- Отвечаете мне, используя частицу не и глагол.

– Слезь со стула!

– Не хочу!

– Упадешь!

– Не упаду!

– Отойди!

– Не отойду!

– Приедешь?

– Не приеду!

– Придешь?

– Нет, не приду!

– Услышишь?

– Не услышу!

– Найдешь?

– Нет, не найду!

– Слезаешь?

– Не слезаю!

– Решаешь?

– Не решу!

– Мечтаешь?

– Не мечтаю!

– Молчишь?

– Нет, не молчу!

– Конфетку, может, хочешь?

– Нет! Да, хочу, хочу!

Что будет, если все так будут себя вести?

Для того чтобы этого не было, существуют правила.

VIII. Работа в группах

- Выполните задание на карточках (см. Приложение), которые лежат у вас на столе.

Исправить правила и озаглавить их.

Выполняют проверку.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Выполняют оценку с помощью смайликов

Выступления от каждого ряда

(Для чего нужно это правило?)

Слайд 13

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Чему вы научились на уроке?

Слайд 14.

Расскажите по схеме: Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Дети выполняют самооценку.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Слайд 15.