Воспитание духовно-нравственных ценностей в процессе изучения географического краеведения в школе

Разделы: География

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: краеведение, духовное воспитание


Вечная проблема воспитания подрастающего поколения всегда волновало и волнует людей. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Школа – важнейший фактор воспитания. Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования истинного патриота своей страны. А патриотизм, в свою очередь, опирается на совокупность ценностей привитых человеку с детства.

Духовные ценности - это патриотизм, любовь к Отечеству, забота о ближних, об окружающей природе, совесть. Воспитание нравственного идеала - это воспитание активной жизненной позиции у школьников, направленной на развитие страны, стремление к созидательной деятельности. Духовно-нравственное воспитание - это процесс организованного, целенаправленного внешнего и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности. Фактором такого воздействия выступает географическое краеведение. В процессе изучения родной природы, истории города, района, улицы, у человека формируется представление об окружающем мире, о том ценностно значимом содержании бытия человека, которое окружает всю его жизнь. Краеведческое направление во всех сферах деятельности воспитывает любовь к своему родному краю, прививает интерес к познанию нового, способствует практическому применению навыков, фундаментальному изучению окружающего пространства, природы, населения, хозяйства своей местности.

Родной край представляет собой уникальную территорию, где особый интерес проявляется к центрам духовности, историческим личностям, местным народным промыслам, а усадьбы являются положительным образцом взаимодействия природы и человека. Для формирования духовно-нравственного воспитания важна практическая направленность уроков. Чтобы занятия были более содержательными, необходимо проведение экскурсий, походов в природу, проектно-исследовательская деятельность, проведение экологических акций и т.п.

В краеведческом образовании заложены принципы, следование которым формирует личность богатую духовно и нравственно. Приобщение к культуре родного края актуализирует чувства принадлежности ребенка к определенной культуре. Открывается широкая возможность использования разносторонних связей с предметами гуманитарного и естественного цикла, что способствует становлению целостного восприятия образа мира и человека в нем.

Список использованной литературы

  1. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Изд-во «Просвещение», 2009.
  2. Казначеева, Г.А. Формирование гражданственности и патриотизма молодежи – ключевая задача социокультурной модернизации России // Среднерусский вестник общественных наук. – 2011. - № 2.
  3. Кароян, И.В. Перспективы развития гражданского воспитания молодежи в условиях модернизации российского общества // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2011. - № 5.
  4. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. — М.:2010. 2.
  5. Фролова, С.Л. О реализации приоритетных направлений воспитания учащихся: формирование идеалов и ценностей // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. - № 1.