Изобразительные возможности натюрморта (учебно-методическое пособие, для детей 10–14 лет)

Разделы: МХК и ИЗО, Дополнительное образование

Классы: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: натюрморт


Цели и задачи данного пособия.

  • Развить культуру зрительного восприятия предметов и явлений окружающей действительности.
  • Развить способности детей к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции), воображению и творчеству.
  • Развить у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их.
  • Дать понятия о том, что предметы не безлики, а несут в себе какую-либо информацию.

Введение

Ведущим методом учебной и творческой практики изобразительного искусства является рисование с натуры. Наиболее доступный жанр в общеобразовательной школе это натюрморт, он занимает одно из центральных мест в системе обучения на уроках изобразительного искусства. Натюрморт обладает широкими обучающими возможностями для развития творческих способностей детей и усвоения ими правил и законов изобразительного искусства.

С помощью натурных постановок можно обучить учеников красивой гармоничной композиции. Научить тонко воспринимать цвет и цветовую гамму окружающих предметов. Добиться усвоения методов выявления объема, формы тел и передачи материальности. Дать понятие об основных тоновых отношениях: свет, блик, собственная и падающая тени, рефлекс и их взаимосвязь. Сформировать понятия о перспективе и пространстве. Обучить навыкам работы в различных изобразительных техниках: акварель, гуашь, тушь, карандаш, коллаж. А самое главное помочь ученикам видеть и воспринимать ту информацию и эмоции которые несут предметы.

Цель данного пособия – расширить кругозор детей и помочь им организовать свои занятия по рисованию с натуры в неурочное время. А так же, как, и из чего, в обычных домашних условиях можно составить натюрморт.

Здесь, на ряду с практическими советами, дается ряд методических указаний, что, надо полагать, будет полезно молодым художникам в начальный период своей творческой деятельности.

Значимость навыков рисования с натуры в жизни людей

Навыки и знания по предмету изобразительное искусство могут пригодиться в дальнейшей жизни людей и их деятельности, как в бытовой так и в профессиональной. Эти знания выступают важным условием успешной работы людей многих профессий. Парикмахерам, стилистам, дизайнерам, программистам, модельерам, кондитерам, садовникам, необходимо иметь художественные навыки и хороший вкус, ученым и инженерам приходиться часто прибегать к графическим изображениям поэтому, художественно-графические навыки им необходимы. Владение навыками рисования оказывает большую помощь, а иногда имеет принципиальное значение в работе археолога, когда ему приходиться реставрировать, восстанавливать, а то и создавать заново вид предметов, утративших свою первоначальную форму. Из вышесказанного, видно, что в своей деятельности люди разных профессий используют знания и навыки, полученные ими в процессе изучения изобразительного искусства.

Натюрморт как жанр живописи

Изображение предметов, окружающих человека появились с давних времен. Мы встречаем их у мастеров Древнего Египта, Греции, Помпеи и др. Так же различные изображения предметов, мы можем заметить в средневековом западноевропейском искусстве и конечно же, предметы изображаются на иконах древнерусской живописи. Это, как правило, черепа, четки, различные письменные принадлежности, посуда и прочая утварь разрешенная каноном. Некоторые изображения предметов имели символическое значение. К примеру, бокал, наполненный вином и надрезанный хлеб, олицетворяют "кровь и тело" Христово, а изображение рыбы символ поста.

В эпоху Возрождения, когда искусство освобождается от опеки церкви, появляются уже своеобразные портреты- натюрморты, подобные портрету Георга Гизе Гольбейна Младшего. Но подлинную самостоятельность этот жанр обретает лишь с начала XVII века во Фландрии и Голландии.

Католическая религия, сурово пересекавшая всякую ересь и инакомыслие, снисходительно взирала на роскошь и веселье богачей, пиры и гуляния. И вот это привлекательно - грешная сторона бытия Фландрии нашла великолепное выражение в произведениях Снейдерса. (иллюстрация № 1) Его картины, формально еще существу, но по существу уже натюрморты.

Сам термин "натюрморт" (от французского NATURE MORTE - мертвая натура), появился не сразу, а в XIX веке. Ранние полотна с изображением предметов называли "STILLEVEN" - что в переводе с голландского означает "неподвижная натура" или по-немецки "STILLEВEN" - "тихая жизнь" вещей. Первым назвал живопись предметов «NATURE MORTE» Д. Дидро, но тогда это не было еще термином. Только в XVIII веке натюрмортом стали называть все изображения предметов.

В XVII веке развивается натюрморт и в других странах. Своеобразно «видят» мир вещей испанские художники. В их живописи и в частности в натюрморте, отразились природная скудость, экзальтированность испанцев и их умеренность в быту. Если фламандцы любят изображать в натюрмортах изобилие даров природы, то испанцы охотнее пишут предметы из металла, дерева и фаянса.

Настоящий расцвет натюрморта наступил именно в Голландии. Мастера голландской живописи много взяли от чувственной полноты восприятия мира, присущей фламандцам. Но они как бы цивилизовали эту необузданность плоти, ввели ее в рамки хорошего вкуса.

Круг изображаемых предметов стал необычайно богат. Темы натюрмортов отличаются необычайным разнообразием. К примеру, такие натюрморты, которые отражали интересы любителей чтения или музыки, ученых, собирателей редкостей. Но самые распространенные и любимые натюрморты - на тему «Изобилие благ земных». На таких полотнах мы видим груды крупной дичи, туши мяса, овощи, фрукты, цветы. (иллюстрация № 2) Быт человека отражен в многочисленных натюрмортах, написанных на темы «закусок», «завтраков», «десертов». Интересно, что каждый город налагал свой, особый отпечаток на развившейся в нем тип натюрморта. Так в Утрехте любили изображать цветы, в Гааге изображали рыб, в Гарлеме создался тип «завтрака», а в Амстердаме возник «десерт, в Роттердаме – «кухонный натюрморт», в Лейдене «суета сует».

Все эти типы натюрмортов мы можем узреть в работах таких известных художников, как Ф. Снейдерс, Якоб Иорданс, Виллем Хеда, Виллем Кальф, Бальтазар Аст, Питер Класс и многих других. (иллюстрации № 3, 4, 5)

Позднее в XVIII веке искусство натюрморта продолжало свое развитие и развивалось в основном по двум путям. Один путь – это многоплановые, декоративные натюрморты с битой дичью и охотничьими атрибутами в исполнении таких мастеров как Ф. Деппорт и Ж.Б. Удри. Другой путь можно определить творчеством Ж.Б. Шардена. (иллюстрация № 6) В своих натюрмортах французский художник меняет подход к вещи, раскрывает любовь к вещам и их характер. Предметы изображаемые Шарденом просты и говорят больше о своих владельцах, нежели о себе. Таким образом, Шарден первый подошел к психологии предмета.

XX век был менее плодотворен для развития натюрморта. Художники романтизма и сменившего его реализма почти не интересовались этим жанром. Импрессионисты, хотя и писали натюрморты, однако большого значения ему не придавали. Принципиально новый этап в развитии натюрморта начинается творчеством гениального Сезанна, который во многом предопределил поиски Матисса, Пикассо и Дерена в этом жанре. Классический образец творчества Сезанна – «Натюрморт с драпировкой». Здесь художник ломает перспективу, изменяет светотень, у него свое видение мира и иное восприятие пространства. Он изображает не уголок комнаты, а целый мир сразу. В дальнейшем эту идею продолжил Матисс и сделал свой вклад в развитие натюрморта. Противоречия, мучавшие современников, он решил просто, раз и навсегда: зла и хаоса не существует. Воспринимая окружающий мир с детским оптимизмом, Матисс писал только счастье. В его натюрморте «Букет» соединены свежесть восприятия и декоративность.

Полной противоположностью Матиссу в это время выступает Пабло Пикассо. (иллюстрация № 7) Насколько первый любит чистые, яркие цвета, настолько второй тяготеет к коричневым, серым, черным. Матисс пишет счастье. (иллюстрация № 8) Пикассо исходит болью и яростью. Натюрморт Пикассо «Зеленая миска и черная бутылка» - вызов, не только натурализму, но импрессионизму, символизму, фовизму и даже самому Матиссу.

Таким образом натюрморт не только покидает отведенный ему уголок, но и радуется, и протестует, тем самым начинает все больше и больше претендовать на роль картины.

В России натюрморт появился в XVIII веке в период формирования национальной художественной культуры. Первые русские натюрморты резко отличались от голландских как по форме, так и по тематике. Русский натюрморт отражал все то новое, что внесла в жизнь петровская эпоха. За иллюзорность исполнения они получили название «обманок». Авторами таких натюрмортов были мастера: Г.Теплов, Т.Ульянов, П.Богомолов. Эти натюрморты обаятельны, тонкие и трогательные. В дальнейшем А.Венецианов и Г.Сорока (иллюстрация № 9) продолжают традиции первых русских натюрмортов.

В начале XIX века, в период классицизма и господства жанровой живописи, натюрморт допускается только как живопись цветов и фруктов. Пример таких натюрмортов работы художника И. Хруцкого. Типичен для того времени тип ботанического натюрморта, приверженцы таких изображений оставили множество акварельных вариантов цветов, ягод, насекомых. Мало известны натюрморты художников – передвижников, но именно с них началась в России живопись натюрморта как живописного явления .

В начале XX столетия натюрморт в России приобретает равноправие среди других жанров живописи. Натюрморты К. Коровина и И.Грабаря тесно связаны с интерьером и пейзажем. (иллюстрации № 10, 11) А.Головин, Н.Сапунов (иллюстрация № 12), С.Судейкин изображают натюрморты декоративного характера. П.Кузнецов и М.Сарьян, обращаясь к традициям Востока, пишут натюрморты декоративно-прикладного характера. И.Машков и Г.Кончаловский, создают натюрморты редкой жизненной силы и темперамента. А такой художник как Петров-Водкин создает натюрморты необычные по форме, со своеобразным цветовым и перспективным решением. Предметы в его натюрмортах, как правило изображены с нескольких точек зрения и в определенной, острой технике изображения.

В дальнейшем плеяда художников, как А. ейнека, С. ерасимов продолжала развивать традиции русского натюрморта.

Многообразны возможности жанра натюрморта. Меняются темы, композиционные приемы, техника письма художников. Каждый из мастеров натюрморта приносит что-то новое, но замечательно, что это новое не отменяет старого, и для современного зрителя архаичный Бальтазар ван дер Аст столь же убедителен, как и умудренный Шарден, как и блистательный Матисс, как и своеобразный Петров-Водкин.

Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть какой-то составной частью композиции портрета или жанровой картины.

Множество художников обращаются к изображению натюрмортов в своих картинах с целью более полного раскрытия смыслового содержания произведения. В некоторых случаях натюрморт приобретает настолько важную роль, что становится смысловым композиционным центром. К примеру, нам трудно представить картину художника Г.В.Сороки «Кабинет в Островках» (иллюстрация № 9) без великолепно сделанного натюрморта с посменными принадлежностями. А показанные предметы на переднем плане являются ключом к раскрытию содержания картины.

В зависимости от поставленных художником задач меняется роль и место натюрморта в композиционным решении картины.

В психологической разработке образа произведения, натюрморту могут быть приданы самые различные значения. Он может быть «драматическим аккомпанементом центральному образу», к примеру, в картине П.А.Федотова «Вдовушкка» (иллюстрация №13), а так же «глашатаем правды» как в работе В.Г.Перова «Чаепитие в Мытищах» (иллюстрация № 14), А.М.Корзухина «В монастырской гостинице» (иллюстрация № 15) И.Е.Репина «арест пропагандиста» и П.А.Федотова «Утро после пирушки».

Многие художники обращаются к натюрморту, как к средству характеристики создаваемого образа при работе над портретами. Например, Б.Кустодиев, изображает «Купчиху» за столом, уставленным различными яствами и кушаньями, что создает и дополняет характерный образ молодой дамы.

В искусстве, как самостоятельный жанр, натюрморт обладает большими изобразительными возможностями. В нем показывается не только внешняя, материальная сущность предметов, но и отражаются существенные стороны жизни, эпоха и быт народов. Таким образом, натюрморт становится действенным средством идейного и эстетического воспитания людей, формируя их представления, понятия и вкусы.

Но есть и другое назначение натюрморта, быть особой, так сказать, творческой лабораторией, где художник ставит и решает определенные задачи, совершенствует мастерство, технику и вырабатывает свой стиль.

Удобство работы над натюрмортом состоит в том, что над ним можно работать самостоятельно, его можно ставить и писать в помещении и на улице, при дневном свете и при электрическом.

Ставятся натюрморты из предметов связанных между собой по смыслу, например - перо, бумага, чернила и книга это – поэзия, а палитра, кисти и краски это – живопись.

Учебные натюрморты, помимо предметов, включает в себя драпировки, которые вводятся в постановку как фон или способствуют выявлению формы и характера предметов.

В следующей главе мы подробнее разберем самим ставить натюрморт и что при этом надо знать.

См. продолжение статьи