Лексическая система современного русского языка

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 3


Раздел «Лексика» занимает особое место в курсе русского языка в начальной школе, поскольку объектом данного раздела является слово, а «человеческий язык – это язык слов, которые в своей совокупности образуют словарный состав языка, или лексику» (Современный русский язык, 2018,  181). Слово является основной номинативной единицей языка, и поэтому на этом языковом материале изучаются другие разделы языка: морфемика, морфология, синтаксис.

Важность изучения лексических понятий обусловлена многими факторами. Прежде всего следует отметить, что младшие школьники испытывают трудности при выражении мыслей, как в устной, так и в письменной форме. Причина многочисленных речевые ошибок и неточностей заключается в том, что учащиеся не знают лексического значения многих часто употребляемых слов, не знакомы с правилами сочетаемости слов в русском языке. И поэтому знакомство с лексическими ресурсами русского языка  необходимо младшим школьникам, так как поможет детям осознать семантику тех или иных лексических единиц и осознать их синтагматические и парадигматические связи, на основе которых создаются устные и письменные тексты. Следует подчеркнуть, что именно теоретические сведения о слове как лексической единице являются основой работы по обогащению словарного запаса учащихся.

Важность и сложность раздела «Лексика» требует поиска особых форм, приемов, методов работы. И поэтому методически целесообразно начать систематическое знакомство с основными понятиями лексики с материала, который  хорошо знаком детям и вызывает у них живой отклик, а именно - с краеведческого материала. Включение регионально маркированного языкового материала в структуру уроков русского языка в начальной школе позволяет изучать лексические факты на знаком для детей материал. Краеведческий материал позволяет в процессе изучения лексики показать младшим школьникам взаимоотношения литературного языка с диалектом, познакомить с лексикой общенационального языка. Это дает возможность интенсифицировать учебный процесс, одновременно выполняя задачи учебного курса: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции. Между тем специальных исследований по изучению возможностей использования регионального языкового материала в процессе раздела «Лексика» в развитии языковой личности младшего школьника не было проведено.

Объектом лексикологии является слово, которое является главной номинативной единицей языка. «Слово – основная единица лингвистики, через которую в школе изучаются практически все разделы русского языка. И поэтому методически целесообразно начать систематическое знакомство с закономерностями языка в школе с единицы, которая наиболее знакома и проста для изучения – со слова, или, как говорят лингвисты, лексемы» (Антонова, 2007, 270).

Однако работа по лексике в начальной школе не получила достаточного лингвистического и методического обоснования. Между тем, изучение раздела «Лексика» дает возможность показать ученикам многогранность лексических отношений и связей между словами, что в свою очередь позволит интенсифицировать учебный процесс, одновременно выполняя задачи курса «русский язык»: формировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенцию.

Проблема изучения лексики, как и других разделов программы, в школьном курсе русского языка определяется состоянием изученности данного языкового явления в лингвистике. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о том, в какой мере лингвистические исследования в области лексикологии могут служить теоретической основой работы по изучению раздела «Лексика» в процессе начального языкового образования.

В основе термина «лексика» лежит греческое слово lexikos , которое значит «относящийся к слову». Следовательно, лексикой принято называть словарный (или лексический) состав того или иного языка. «Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности» (Современный русский язык,  2018, 181).

Теорией слова, лексикологией, семантикой занимались выдающиеся русские лингвисты: Н.Д.Арутюнова, О.С.Ахманова, Л.А.Введенская, Э.В.Кузнецова, М.Р.Львов, С.И.Ожегов, А.А.Уфимцева, Ф.П.Филин, М.И.Фомина, Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелев и многие другие.

Словарный состав русского языка включает около полумиллиона слов. При этом словарный состав языка членится на различные пласты, или ярусы. Так, в лексике русского языка выделяют слова исконно русские и слова заимствованные, выделяют слова нейтральные и стилистически маркированные, среди которых в свою очередь рассматривают лексемы книжные, разговорные, просторечные. Также в лексическом составе языка представлены слова общенародные и социально ограниченные, слова актуальные в данное лингвистическое время и слова, вышедшее из потребления. Таким образом, «все социальные - экономические и политические, общественные и индивидуальные, временные и территориальные, культурные и др. – преобразования в жизни общества реализуются лексикой русского языка» (там же, 181).

Раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка, именуется лексикологией. Ж.Марузо в своем «Словаре лингвистических терминов» определяет лексикологию, как «изучение  словарного состава, представленного в лексических единицах, т.е в словах и выражениях, рассматриваемых  либо со стороны  их значения, либо со стороны их формы» (Марузо, 2004, 146). Из данного определения следует, что в лексикологии изучаются различные вопросы, связанных с разными сторонами функционирования лексических единиц. «В лексикологии рассматриваются: 1) слово и его значение; 2) система взаимоотношений слов; 3) история формирования современной лексики; 4) социально-стилевое функционирование слов в различных сферах речи – книжной, разговорной, научной, публицистической» (Современный русский язык,  2018, 182).

Лексика как один из ярусов языка характеризуется одной существенной особенностью, отличающей его от других языковых уровней.  Это отличие заключается в том, что лексика непосредственно обращена к окружающей действительности, и как следствие, в ней находят отражения все изменения, которые имеют место в социальной действительности. «Непосредственное воздействие внеязыковой действительности на лексику обуславливает ее подвижность – в языке постоянно отмечается не только появление новых слов (и новых значений), вытеснение устаревших, утрачивающих свою актуальность обозначений, но и стилистическое перераспределение различных групп лексики, изменение лексической и синтаксической сочетаемости слов и т.д. (Русский язык. Энциклопедия,  1997, 208).

Разделом лексикологии в лингвистической литературе называется семасиология, объектом которой является значение лексических единиц. Именно слова отличаются от других единиц языка  (звуков, морфем, предложений) тем, что имеют определенное значение, закрепленное за ними в системе языка. «Слова представляют собой «непосредственные наименования отдельных явлений действительности: предметов, признаков, процессов и т.д.

Большинство ученых рассматривают «лексическое значение слова как отображение предмета действительности (явления, отношения, качества, процесса) в сознании, закрепленное за определенным звуковым комплексом» (Шмелев, 2003, 55). «Лексическое значение слова является внутренней содержательной стороной слова и представляет собой сложную структуру, в которой выделяются денотативный и сигнификативный аспекты. Все аспекты лексического значения слова составляют смысловое поле слова (смысл), который можно представить как набор содержательных единиц – сем. Только знание полного набора присущих данному слову сем даст представление о лексическом значении слова» (Ахманова,  2004, 27).

В значении слова отражаются и те связи, которые устанавливает человеческое мышление между предметами, явлениями, когда, например, сходные в чем-то предметы получают общее наименование (язык колокола, язык пламени)»  (Современный русский язык, 2018, 183).

Кроме семантики лексических единиц, объектом семасиологии являются также и те отношения, в которые вступают слова в русском  языке. Так, выделяются слова, имеющие сходное или близкое значение (родина, отчизна, отечество; лошадь, кляча; битва, бой, сеча и т.п.), слова, имеющие противоположное  значение (богатый – бедный, жадный – щедрый, день – ночь и т.п.). Наличие таких отношений следует учитывать в процессе начального языкового образования, так как значение слова определяется не только способностью слова обозначать те или иные «отрезки» действительности, но и  особенностями связей и отношений этого слова с другими лексическими единицами (синонимическими, антонимическими), особенностям его сочетаемости.

Понятия о системных отношениях, существующих в лексике, обязательно используется в современной практике языкового образования в начальной школе, так как знакомство с антонимическими, синонимическими связями слов позволит более полно раскрыть перед учащимися значения изучаемых слов, а младшим школьникам усвоить нормы их употребления. Сопоставление условий употребления слов-синонимов и слов-антонимов даёт возможность вскрыть глубокие характеристики слов и их семантические связи.

Еще одними аспектом изучения слова в лексикологии является стилистическое расслоение лексики того или иного языка, в соответствии с которым в научной лингвистической литературе описывается лексика  нейтральная в стилистическом отношении, которая является основой словарного состава  языка (дом, книга, читать, бежать, идти, белый, новый, большой и т.п.). Этой лексике противопоставлена лексика, употребление которой ограничивается теми или иными условиями речевого общения (профессиональная лексика, официально-деловая лексика, жаргонная лексика, лексика разговорная и просторечная и т.п.).

Важной задачей лексикологии является определение происхождения лексических единиц. С этой точки зрения выделяют слова исконные и заимствованные из других языков. Кроме того, в лексикологии анализируются причины, в соответствии с которыми слова выходят из активного речевого обихода, то есть устаревают. В соответствии с этим выделяют актуальную лексику и лексику устаревшую. 

Различные аспекты изучения слова в лексикологии (происхождение, стилистическое расслоение и т.п.) важны в методическом отношении. Дело в том, что для учащихся начальной школы трудны для понимания прежде всего устаревшие слова и неологизмы, трудности также вызывают слова иноязычные, и слова, принадлежащие к книжной и сниженной лексике.

Слово - это основная единица языка. По мнению большинства лингвистов (В.В.Виноградов, Е.М.Галкина-Федорук, Ф.Ф.Фортунатов, Л.В.Щерба, Д.Н.Шмелев, Л.Л.Касаткин и др.), «слово является основной, то есть базисной единицей языка, занимая в его структуре ключевые позиции» (Виноградов, 1972, 20).

В современной лексикологии имеется около двухсот дефиниций слова. Наиболее общепризнанным в настоящий момент является определение лингвиста Д.Н. Шмелева, которое мы приведем далее: «Слово – это единица наименования, характеризующаяся цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью» (Шмелев, 2003, 15).

Слово двояко по своей природе: с одной стороны, оно имеет внешнее - звуковое - оформление, с другой стороны, словом можно считать только такой звук или комплекс звуков, который соотносится с каким-либо явлением действительности: называет предмет, живое существо, процесс, признак, свойство, действие и т.п. (стена, книга, организация, чай, воробей, умный, добрый, рисовать, считать и т.п.). Эта связь с тем или иным явлением действительности называется лексическим значением слова.

Таким образом, слово является важнейшей номинативной единицей языка, это основной строевой элемент языка. Из слов складываются словосочетания, а из словосочетаний – предложения. Слово как элемент лексической системы языка может быть изучено и описано с разных точек зрения. Эти связи слова (лексемы) рационально показать детям в процессе обучения, так как именно такой подход будет способствовать формированию цельной языковой личности, формированию в сознании младшего школьника реальной языковой картины мира. Задача учителя – не только научить детей словам, объяснить их лексическое значение, ввести в лексикон обучающегося, но что еще более важно, воспитать бережное и заинтересованное отношение к слову.