Общая характеристика сложносочинённого предложения

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: сложносочиненное предложение, сложное предложение


Цели:

  • повторить основные отличия союзных сложных предложений от бессоюзных сложных предложений;
  • повторить отличие сложносочинённое предложение от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами;
  • составить характеристику сложносочинённого предложения;
  • отработать постановку запятых в сложносочинённом предложении.

Задачи:

Образовательные:

  • отличать сложносочинённое предложение от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами;
  • различать сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное предложение;
  • применять полученные знания на практике;
  • формировать умение анализировать лингвистический материал;

Развивающие:

  • развивать умение формулировать тему урока, цели;
  • развивать умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы, делать вывод, оформлять связное высказывание по теме;
  • развивать умение самостоятельно добывать новые знания.

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру поведения при групповой и самостоятельной работе;
  • воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие.

2. Теоретическая разминка

Графический диктант. Ученикам предлагается определить, верное или неверное утверждение они услышали. Если утверждение верное, нужно поставить цифру 1. Если утверждение неверное, то поставить 0. Учитель диктует предложения по очереди, а ученики ставят нужные цифры.

1. Сложное предложение – это предложение, которое состоит из двух и более простых предложений, связанных по смыслу, грамматически и интонационно.

2. Средством связи частей сложносочинённого и сложноподчинённого предложения являются союзы и союзные слова.

3. Или, зато, однако, да – это подчинительные союзы.

4. Я хотел помочь, но испугался – это сложное предложение.

5. Интонация – средство грамматической связи во всех типах сложного предложения.

6. Части сложносочинённого предложения равноправны между собой.

Ответ: 110011

После графического диктанта проводится взаимопроверка.

Далее – обсуждение возникших трудностей.

3. Грамматическая разминка

Определите, какое перед вами предложение: сложносочинённое, сложноподчинённое или бессоюзное сложное. Устно прокомментируйте предложения.

1. Дорога стала ухабистее, колёса начали задевать за сучья.

2. На ярмарочной площади бесконечными рядами тянулись телеги, а за телегами стояли лошади всех возможных родов: рысистые, заводские, возовые, ямские и простые крестьянские.

3. Я всё шёл и уже собирался было прилечь где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной.

- Сравните 1 предложение со 2-м и 3-м предложениями и назовите их основное отличие друг от друга.

- Чем различаются 2 и 3 предложения?

4. Актуализация знаний по теме

1) Метод кейсов. Класс делится на группы по 4—5 человек. На выполнение задания даётся 5–7 минут.

Для создания новой компьютерной программы по проверке правописания необходимо было подобрать сложные предложения, части которых соединены сочинительным союзом И. Проверьте, все ли предложения соответствуют указанной конструкции (знаки препинания не расставлены). Спишите сложные предложения, делая графический разбор и расставляя запятые.

1. Луна во мгле перебегала из тучи в тучу и курган мгновенным блеском озаряла.

2. Женихи ей поклонились потихоньку удалились и согласно все опять стали жить да поживать.

3. Коротко солнце листья пригревает и дорожки мягкие блестят в саду.

4. Уныло юноша глядел на опустелую равнину и грусти тайную причину истолковать себе не смел.

Учащиеся анализируют языковой материал. Выписывают сложносочинённые предложения, расставляют пропущенные запятые.

Обсуждение результатов

Несколько минут отводится на то, чтобы обсудить итоги групповой работы. В частности, проверить правильность выписанных предложений. В ходе обсуждения выявляются особенности сложносочинённого предложения: 1) количество грамматических основ; 2) средство грамматической связи – сочинительный союз, который формирует равноправные отношения между частями.

Поскольку сочинительные союзы – не единственное средство связи в сложносочинённом предложении, то необходимо провести ещё один этап актуализации знаний по теме.

2) Игра «Лингвистический микроскоп»

Положите под лингвистический микроскоп выписанные вами сложносочинённые предложения и постарайтесь увидеть все средства связи между их частями. Одно уже названо (сочинительные союзы), нужно найти ещё три.

Обсуждение результатов

Средствами связи в сложносочинённом предложении, кроме сочинительных союзов, являются также интонация, видо-временная соотнесённость глагольных форм, порядок следования частей сложного предложения.

3) На основе проделанной работы составьте связный рассказ о сложносочинённом предложении, включив в него информацию о средствах связи, особенностях построения сложносочинённого предложения.

5. Закрепление материала

Спишите сложносочинённые предложения, расставляя пропущенные запятые. Выделите грамматическую основу, обозначьте союзы. Укажите все средства связи в 1, 3, 4 предложениях.

1) Мыши затаились и песцы бросили охоту.

2) Стены в зале были кафельные а потолок казался низким из-за белёсого пара.

3) Прохожих было немного и глядели они всё больше себе под ноги, а не на красивейший город.

4) Дети выскочили на лёд но ничего не случилось.

6. Домашнее задание

Литература

  1. Постникова И.И, Подгаецкая И.М., Везерова М.Н., Моранькова М.П., Дизенко Н.Д., Зинченко Т.Н. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5 – 9 кл. – М.: Просвещение, 2007. – 416 с.
  2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. — 8-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2012. — 496 с.