Работа и мощность электрического тока

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10

Ключевые слова: физика, электрический ток, закон Джоуля-Ленца, Работа и мощность электрического тока


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (24 МБ)


Класс: 10.

Тема: Работа и мощность электрического тока.

Цель: Создать условия для изучения новой темы, предусмотренной учебной программой, используя элементы технологии продуктивного чтения.

Задачи:

  • Обучающие: обобщить изученное по теме «Законы постоянного тока»; сформировать понятия работы и мощности электрического тока и показать учащимся практическое значение данных понятий; сформулировать и использовать закон Джоуля-Ленца, активизировать познавательную деятельность учащихся.
  • Развивающие: продолжить развитие умения работать с литературой, таблицами, схемами электрических цепей, анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.  
  • Воспитательные: воспитывать внимательность, аккуратность, бережное отношение к семейному бюджету.

УУД

  • Личностные УУД: получение знаний через поиск информации в тексте и ее извлечение, презентация результатов работы.
  • Регулятивные УУД: Умение формулировать собственные учебные цели - цели при изучении темы. Умение принимать решение, брать ответственность на себя.
  • Коммуникативные УУД: Владение формами навыков смыслового чтения и приемов понимания и анализа текста, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе.
  • Познавательные УУД: Умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности.

Методы обучения: приемы продуктивного чтения и критического мышления.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, карточки с заданиями.

Планируемый результат: формирование базовых компетенций при изучении работы и мощности электрического тока, т.е. обучающиеся  приобретут знания о работе и мощности электрического тока, усвоят формулы, позволяющие определить эти величины на уровне понимания о практическом их применении в быту, технике. Научатся применять знания о работе и мощности тока к объяснению и анализу явлений окружающего мира и объяснению работы бытовых приборов. Приобретут умения проводить расчёты стоимости электроэнергии, потребляемой в домашних условиях, и способах её экономии.

Ход урока

I. Организационный этап

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас и надеюсь на взаимность. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на продуктивную работу. Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.

II. Актуализация знаний и мотивационный этап

На прошлых уроках мы с вами начали изучать законы постоянного тока. Рассмотрели закон Ома для участка цепи, основные характеристики электрического тока. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение нашей темы, познакомимся с новыми характеристиками электрического тока. Но сначала давайте немного повторим основные понятия, формулы и определения, которые нам пригодятся для изучения нового материала и формулирования целей урока. Таблица, которую нужно заполнить, поможет нам систематизировать знания, а также поможет при изучении нового материала.

Слайд № 1 и 2

Физическая величина

Обозначение

Единицы измерения

Расчётная формула

Прибор

Сила тока

I

А

I=q/t

амперметр

Напряжение

U

В

U=A/q

вольтметр

Сопротивление

R

Ом

R=U/I

омметр

Электрический заряд

q

Кл

q=It

электроскоп

- Что такое электрический ток? (Как обозначается сила тока, в чем измеряется, как называется прибор для измерения силы тока)

- Какие условия необходимы для существования электрического тока?

- Какие источники тока вы знаете, альтернативные в том числе?

- Назовите действия тока.

Слайд №3

- Примером какого действия тока может служить фен?

- Почему фен оказывает тепловое действие ?

- Какой фен купите Вы, если мощность одного 850, а другого 1500 Вт?

- Что такое мощность?

- Сегодня мы вспоминали, что электрический ток - это движении электрических зарядов по проводнику, и упоминали, что движение это происходит под действием электрического поля, т.е. работу совершает электрическое поле.

- Вы знакомы с этой величиной? Что бы вы хотели узнать о работе электрического тока?

Слайд №4

- А пока думаете, в рабочих тетрадях запишите, пожалуйста, число, тему урока «Работа и мощность электрического тока».

- Как вы думаете, какие задачи мы сможем сегодня решить?

- Узнать…

- Познакомиться…

- Научиться…

«Ромашка Блума» (Ромашка вопросов) нам в этом поможет.

Слайд №5

III. Изучение нового материала

Изучать тему будете самостоятельно, читая текст п.104 (учебник, 10 кл., 2014г., базовый уровень, авторы: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Соцкий, классический курс).

- Что вы понимаете под чтением? (Чтение письменного текста, рисунки, графики, таблицы, диаграммы)

- Зачем мы читаем? («Для себя», для общественных целей, для рабочих целей, учебных целей,…)

- Читаете и отвечаете на вопросы для полного понимания нового материала.

Во время изучения темы записываете свои мысли в таблицу, связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим личным опытом. Время ограничено.

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

…..

…..

Слайд №6.

Для того чтобы лучше разобраться в новом материале, возьмем «Ромашку».

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса к новому материалу. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов (заданий) и работа для 6 групп (4 человека в каждой группе). Каждая группа отвечает на поставленные вопросы, после пятиминутного обсуждения. Время ограничено.

Слайд №7

Группа №1. Учащиеся школы.

Задание: заполнить таблицу (Простые вопросы, которые раскрывают суть понятий)

Физическая величина

Обозначение

Единицы измерения

Расчётная формула

Прибор

Работа эл. тока

А

Дж

A=I*U*t

Счетчик

Мощность

Р

Вт

P=A/t

Ваттметр

(Проверяем с помощью слайда №8 и 9).

Дополнительный вопрос для всей группы.

- Какие преобразования энергии происходят в проводнике, когда по нему идет ток? (Объясняющие вопросы)

Слайд №10

Группа №2. Домохозяйки.

Задание. Вам предложены начальные и конечные показания счетчика. Определите расход электроэнергии за месяц.

Дополнительный вопрос для всей группы.

- Можно ли увеличить мощность электроприборов, подавая на него большее напряжение? (Уточняющие вопросы)

Группа №3. Инженеры.

Задание. Как экспериментально можно проверить закон Джоуля - Ленца? (Практический вопрос).

Дополнительное задание для всех учащихся. Слайд №11

- Какая из схем электрических цепей позволит проверить закон Джоуля-Ленца?

Группа №4. Экономисты.

Определите работу, которую выполняет электрический ток в лампочке мощностью 60Вт за 20 дней с 8.00 до 12.00 часов, и стоимость израсходованной энергии. Тариф электроэнергии 1 руб.  за 1 кВтч. Это научит вас бережно относиться к семейному бюджету. (Это оценочный вопрос).

Слайд №12

Группа №5. Научные сотрудники.

Задание. Можно ли пользоваться вашим утюгом в квартире, если его мощность 1000 Вт, а предохранитель счетчика  рассчитан на силу тока 15 А? (Это оценочный вопрос)

Группа №6. Экологи.

- Почему нужно беречь электроэнергию? Как тема урока связана с экологией.

(Вопрос интерпретации).

IV. Рефлексивный этап урока

- Ребята, сегодня на  уроке мы с вами изучили новые понятия «Работа и мощность электрического тока», закон Джоуля-Ленца и повторили основные понятия темы «Законы постоянного тока». Какие вопросы с урока вы бы смогли обсудить в будущем с вашими собеседниками?

(Значимость широкого применения электроэнергии; как выбрать в магазине электроприборы для личного пользования; как производить оплату за электроэнергию и экономить семейный бюджет; беречь природу).

V. Подведение итогов

Результат совместной работы подводится с помощью оценочного листа учащимися и учителем. Учащиеся сдают тетради на проверку.

Оценочный лист

Ф.И.

Заполнение
таблицы
(от 1до 2
баллов)

Выполнение
задания
(от 1 до 1,5 баллов)

Оформление
записей в тетради (от 1 до 1,5
баллов)

Итоговая
оценка
(от 3 до 5 баллов)

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Слайд №13

VI. Домашнее задание

  1. § 104, часть А.
  2. Творческое задание: выяснить расходы электроэнергии у себя дома. На чём можно экономить за 1 месяц?