Использование современных инновационных технологий на уроках кубановедения

Разделы: Краеведение

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: качество образования


Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В.Сухомлинский

Во все времена происходящие в стране социально-экономические преобразования требовали модернизации системы образования с целью ее максимального приспособления к реалиям общественной жизни. Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания образования, но и обновление соответствующих методов, средств, форм обучения с учетом новых реалий в обществе. Конечно, модернизация — это не ломка всего и вся и замена чем-то новым и неординарным, это, прежде всего новый подход к системе традиционных средств и методов обучения, использование новых инноваций, новая стратегия организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Термин «инновация» ввели в практику экономисты. Под инновацией они понимали воплощение научного открытия в конкретной технологии. Основным измерителем эффективности инновационных изменений была прибыль.

В сфере образования этот показатель,  конечно, не работает, но я думаю, что измерителем эффективности инноваций в образовательном процессе является качество образования.

Понятие «качество образования» многоаспектно, к одному из аспектов этого понятия можно отнести «более высокие результаты образования». А достижение качественно новых, высоких результатов и есть предназначение инновационных процессов. Инновационный процесс — процесс сознательный, ставящий своей целью перевод системы образования в новое качественное состояние, режим развития.

Наша школа имеет большие возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Это объясняется, прежде всего, работой школы в инновационном режиме, широком внедрении в практику работы информационно-коммуникационных технологий.

Современная школа многого требует от учителя: и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства,  и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

Лучшим учителем для человека является время. Все двадцать лет, что я работаю в школе, я ищу главную идею, которая сделает мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников и современного общества.

Как сделать так, чтобы заинтересовать их предметом?

Как сделать так, чтобы в течение 40 минут они все работали?

Как сделать так, чтобы знания, полученные на уроках, использовались и в повседневности?

Дать ответ на эти вопросы нелегко.  Прежде всего, существенную роль играет урок.

Всецело разделяю точку зрения педагога Михаила Николаевича Скаткина, который говорит: «Урок – клеточка педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

Именно на уроке учитель и ученик проявляют совместную активную познавательную деятельность в отношении к предмету, друг другу. Из предметов школьного расписания кубановедение — курс богатый, обществоведческий…

При подготовке нужно отобрать главное, существенное! Как важны знания педагогики, методики, психологии! Мое педагогическое кредо — видеть в своём ученике личность — индивидуальную, неповторимую со всеми достоинствами и недостатками.

Я – учитель! Моя задача – связать предмет кубановедение с реальной жизнью, заинтересовать ученика, на каждом этапе обучения создать положительную мотивацию, найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы полнее раскрыть его как личность.

Мне близки педагогические концепции, основанные на:

  • гуманизации и демократизации педагогических отношений;
  • активизации и интенсификации деятельности учащихся;
  • оптимизации и индивидуализации обучения.

Я как учитель кубановедения в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении любого предмета. Применение информационных компьютерных технологий на уроках кубановедения не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет  новые  возможности для развития творческих способностей учащихся:

  • повышает мотивацию учащихся к учению;
  • активизирует познавательную деятельность;
  • развивает мышление и творческие способности ребёнка;
  • формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Основная моя задача – мотивировать ученика в его занятиях кубановедением. Повысить интерес к изучению предмета можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов.

Основополагающим принципом моей работы является позиция, что роль учителя – быть не над учеником, а рядом с учеником. Я считаю, что обучение, как и природа, должны находиться в постоянном движении вперед, продолжать, совершенствовать прежде начатое.

Для себя я определила, что прогнозирование положительного результата является одним из ведущих принципов педагогической деятельности учителя, но для достижения позитивного итога работы необходимо глубокое знание предмета и широта кругозора, серьезное, уважительное, партнерское отношение к ученику, честность и искренность во взаимоотношениях.

Моя позиция учителя – это позиция консультанта, осуществляющего «развивающую помощь». А методы, стимулирующие ученика, разные:

  • постановка проблем для решения их как реальных, а не учебных;
  • использование различных источников знаний – людей, опытов, книг, ресурсов сети Интернет;
  • организация работы в группах разного состава;
  • игра, погружение в предмет.

И вместе с тем немаловажную роль в моей работе играют современные технологии и компьютер.

Компьютер является инструментом учителя для подготовки к уроку.

С его помощью я создаю дидактический материал, готовлю наглядный материал (схемы, таблицы, иллюстрации, презентации), использую информационные ресурсы сети Интернет

Всё это позволяет сделать мои уроки интереснее и разнообразнее, пробуждает в школьниках интерес к изучаемому предмету, любовь и бережное отношение к своей стране.

Интернет стал одним из самых важных атрибутов современности. Глобальная информационная сеть таит в себе множество возможностей, которые могут быть использованы учителем в учебном процессе.

Компьютер, подключенный к Интернету или информация, предварительно взятая в сети и необходимым образом подготовленная и адаптированная к учебному материалу, может быть использована при моделировании инновационных уроков.

Отныне моя педагогическая концепция включает в себя и ту позицию, что дистанционное образование – это очень эффективно!

Систематическое использование ресурсов Интернет, изучение и апробация опыта коллег, позволили мне по-новому взглянуть на оформление разработок к урокам, содержанию и наполнению уроков. Я не стою на месте, а развиваюсь, принимаю  участие в конкурсах, чтобы не только проявить себя, но и узнать что-то новое, ращу в себе НОВОГО учителя!

Приход компьютера в школу облегчил труд учителя, особенно рутинного характера. Меня как учителя кубановедения заинтересовала проблема применения информационных технологий по предмету.

Мои исследования показали, что   по решаемым  педагогическим задачам образовательные средства ИКТ можно классифицировать на:

а) средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

б) средства практической подготовки (задачники, практикумы, тренажеры);

в) вспомогательные средства (энциклопедии, словари, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

г) комплексные средства (дистационные учебные курсы).

По функциям в организации образовательного процесса выделяют информационно-обучающие, интерактивные  и поисковые ресурсы, а по типу информации считаю правильным разделить образовательные ресурсы:

а) на ресурсы с текстовой информацией (учебники, тесты, словари, энциклопедии);

б) ресурсы с визуальной информацией (коллекции фотографий, портретов, иллюстраций);

в) электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи выступлений, музыкальных произведений, звуки природных явлений).

Они помогают мне сделать подачу нового материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Процесс обучения проходит более успешно, так как учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включения видеофрагментов.

На своих уроках я стараюсь организовать живой процесс обучения, где память играет только вспомогательную роль. Это и учебное исследование, решение проблем выдвижения и проверки гипотез, рефлексивное, критическое, творческое мышление, моделирование, аргументация.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными.

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования. Компьютерные программы по кубановедению направлены не только на формирование знаний и умений, но и на выработку опыта творческой работы. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств.

На уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов о наиболее ярких явлениях природы.

На уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы.

Иногда на уроках кубановедения возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация.

Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости природы для человека, о необходимости её охранять, беречь.

В среднем и старшем звене электронные презентации позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, мотивировать их на изучение предмета. И это притом, что на изучение практически каждой темы выделяется чаще всего не более одного урока и за отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал.

На уроке где используется несколько карт, можно их сканировать и представлять на слайдах электронной презентации, это позволяет экономить время на перевешивание карт, если в работе задействована и доска.

Средства мультимедиа позволяют направить внимание учеников на важнейшие объекты и явления, возможен переход от одних объектов к другим в любой последовательности.

Для развития интереса к кубановедению, для расширения кругозора учеников можно предложить учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий.

Использование компьютерных презентаций в преподавании курса “Кубановедение” в средней школе делает урок наглядным и выразительным, помогает лучшему усвоению нового материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам. Очевидные достоинства мультимедийных уроков-презентаций в том, что качественно изменяется отношение ученика к кубановедению как учебному предмету. Повышается учебная активность учащихся на уроке. Значительно улучшается восприятие изучаемого материала и его запоминание.

Поэтому мои ученики, участвуя в олимпиадах, по праву  занимают призовые места. Мои результаты – это успехи моих учеников.

В результате применения инновационных методов обучения значительно увеличивается качество обучения кубановедения.

Использования информационных технологий позволяет добиваться качественного улучшения образовательного процесса. В результате опросов, анкетирования учащиеся называют кубановедение одним из самых интересных предметов, стремятся реализовать себя в разнообразных мероприятиях по предмету.

Скажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь.

Эта восточная мудрость раскрывает значение наглядности при использовании инновационных технологий.