Художники Крыма. Художественное творчество В.В.Войталевича

Разделы: Литература, МХК и ИЗО, Краеведение

Ключевые слова: творчество В.В.Войталевича, Художники Крыма


ВВЕДЕНИЕ

Пейзаж – симфония, созданная художником и прославляющая красоту окружающего мира. Слово пейзаж произошло от французского Paysage, от pays, что означает страна, местность, то есть пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является местность естественная или преображенная человеком.

Пейзаж – один из наиболее распространенных жанров живописи. Многие поколения художников отдали ему свой талант. В зависимости от того, какая местность изображена на картинах, пейзаж подразделяют на следующие основные виды: городской, или, как его еще называют, «ведуга», морской или «марина» и сельский.

Основными мотивами городского пейзажа является изображение шумных или тихих улиц с меланхолично гуляющими по старой брусчатке прохожими, проспектов, набережных, фонтанов в тихом скверике, разноцветных крыш домов и разнообразных фасадов.

Морской пейзаж – это шумные бьющиеся о скалы волны моря, корабли, рассекающие водную гладь.

И сельский пейзаж – это умиротворенность, многогранность сельского быта, гармония с природой, дом у реки, скалы, цветущие луга, проселочные дороги, отвесные берега рек, засыпанные снегом.

Цели и задачи исследования

Основная цель исследовательской работы – исследование художественного творчества Виталия Вячеславовича Войталевича как способа выражения любви к Родине, формирования эстетических чувств у подрастающего поколения.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

  • показать важность и роль композиционного решения в пейзажах Виталия Войталевича.
  • исследовать пейзажи В.В.Войталевича как способ воспитания любви к природе родного края, нравственно-эстетического воспитания подростков и молодежи.
  • оценить значимость пейзажного творчества художника в воспитании подростков и молодежи.

Актуальность темы исследования обусловлена малой изученностью художественного творчества Виталия Вячеславовича, нашего земляка, проживающего в г. Джанкое Республики Крым, автора множества живописных картин: пейзажей, портретов.

Основным методом исследования художественного творчества Виталия Войталевича является интерпретация как общенаучный метод перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания, с элементами искусствоведческого анализа пейзажей художника.

Научная новизна данной работы состоит в том, что художественное творчество нашего земляка, проживающего в городе Джанкой Республики Крым, исследуется впервые.

Материалом для исследования стали следующие картины: «Тихая заводь» (2018г.), «Осень» (2014г.), «Тишина» (2016г.), «Крымские берега» (2018г.), «Осенние краски» (2015г.), «Маки на рушнике» (2014г.), предоставленные мне самим художником.

 В творчестве художника Войталевича ключевым является слово “любовь”. Любовь ко всему: к природе, к людям, к подрастающему поколению. Как учитель он посвящает всего себя детям, которые смотрят на него с доверчивостью во взгляде. Так и его картины, они все до единой пропитаны этой любовью к жизни, каждый мазок краски на холстах всегда запечатлевает собой частичку души художника.

Поэтому художественное творчество Виталия Вячеславовича рассматривается как источник воспитания эстетических и нравственных чувств.

РАЗДЕЛ 1

Глава 1. Эволюция развития пейзажа как жанра

Становление и развитие пейзажа как жанра в западноевропейском искусстве

Для подробного анализа истории пейзажа, как жанра современного искусства, мы рассмотрим хронологию от древних времен до современности. Как жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. Некоторые элементы пейзажа были обнаружены в эпоху неолита: рисунки деревьев, рек, озер, камней. Изображение природы встречается в египетских фресках, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры, в рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древнего Египта. Пейзаж древнегреческого искусства обычно неотделим от изображения человека. Эллинистический и древнеримский пейзаж обладал большой самостоятельностью и включал в себя элементы перспективы.

Начиная с эпохи Возрождения, в изобразительном искусстве появляются предпосылки для возникновения самостоятельного пейзажного жанра. Данное проявление можно наблюдать в графике и в небольших живописных композициях, где природа главенствует над сценами переднего плана. Немецкие мастера особенно охотно обращались к дикой природе, придавая ей катастрофически бурный облик. Итальянские же художники, напротив, стремились подчеркнуть гармоничное созвучие человеческого и природного начал (Джорджоне, Тициан), а в городских пейзажах воплощали представление об идеальной архитектурной среде (Рафаэль). В конце XVIII первой половине XIX века в пейзаже преобладают тенденции романтизма. В этот период происходит сближение человеческой души с жизнью природы. Возвращаясь к естественной природной среде, художники видели средство для исправления моральных и социальных несовершенств человека. Мастера проявляли особую чуткость к индивидуальной неповторимости отдельных состояний природы.

Данные черты характерны для творчества англичанина Дж. Констебла, в котором можно увидеть эволюцию пейзажа к реальным образам и сохранение легкости и воздушности этюда. Мастера европейских школ работали над реалистичным пейзажем. Для их творчества характерна обобщённость и интерес к проблемам пленэра. В середине XIX века французские барбизонцы, английские импрессионисты и К. Коро стали писать непосредственно «на натуре», стараясь передать в живописи состояние природы в определенный момент дня и времени года.

Лидирующее значение обретает пейзаж у мастеров импрессионизма (К.Моне, К.Писсарро, А.Сислей и др.). Работа на пленэре для них являлась одним из главных условий создания пейзажного образа. Важнейшей составляющей пейзажа для художников-импрессионистов стала прерывистая, богатая различными оттенками световоздушная среда, создающая зрительную неразделимость природы и человека.

При создании пейзажных серий, объединённых одним мотивом, художники стремились запечатлеть разнообразные изменения состояний окружающей среды. В работах мастеров импрессионизма отразилась динамичность современного человека, благодаря чему городской пейзаж обрел равные права с изображениями природы. Изображая город на своих полотнах, мастера стремились отразить в нем суету жизни.

На рубеже XIX и XX веков в пейзаже складывается множество направлений, развивающих принципы импрессионизма в пейзаже и одновременно вступающих в противоречия с ними.

Не соответствие полученной цветовой гаммы естественным краскам природы, а достигаемой их игрой особый декоративный эффект являлся главным его экспериментом.

Голландский живописец Ван Гог придавал отдельным элементам пейзажа почти человеческую одушевленность, стремился к трагично-психологической ассоциативности пейзажных мотивов. Он работал по первому впечатлению, в творческом порыве, и кажется, что картина вырывается из-под его кисти, как крик восторга перед природой или жалости к человеку.

Русский пейзаж и мастера пейзажа России

В России XIX век в искусстве пейзажа начался постепенным завоеванием реалистических позиций. Как и в Европе, это выразилось в освоении пленэра и национального мотива. В начале века еще сохранялись многие традиции классического пейзажа. Русские художники ездили за пейзажами в Италию. Однако, художников поколения Сильвестра Щедрина не устраивала статичная схема классицистического пейзажа-декорации с его безымянными деревьями. Стремясь передать жизнь природы, они вводят в свои работы романтические эффекты освещения, отходят от «кулисной» композиции и коричневого колорита, стремятся запечатлеть солнечный свет и конкретный характер природы. Колоссальный шаг в этом направлении сделал Александр Андреевич Иванов. Его картины характерны чистотой и естественностью цвета, богатством тонально-цветовых отношений. Иванова, как и других его современников, привлекали в природе приметы вечного, а не преходящего. Эпическое спокойствие идеального образа преобладает даже в тех случаях, когда русские художники брали за основу национальный ландшафт и стремились бесхитростно изобразить родную природу, как она есть. Таковы пейзажи А.Г. Венецианова, его учеников Г.В.Сороки, И.С.Крылова и других зачинателей национального русского пейзажа, увидевших размах и красоту «невзрачной» русской природы.

Среди этих художников оригинальное явление представляли братья Г.Г. и И.Г.Чернецовы, первые художники Волги. Намереваясь написать панораму обоих берегов реки, они на специальной барже совершили путешествие от Рыбинска до Астрахани и создали много оригинальных этюдов и зарисовок. Одним из них является «Вид Сюкеевских гор на Волге в Казанской губернии».

Так говорится в книге В.П. Ротмистрова «Русский пейзаж»: «Настоящее систематическое художественное освоение русской природы началось во второй половине XIX века, в творчестве художников 60-х годов. Русская природа, неброская и «неидеальная» - болотистые низменности, слякотные распутицы, однообразная равнинность, - стала главным героем пейзажев передвижников. Русские художники, наконец, «открыли» Родину и перестали ездить за красотой в Италию. Они открыли красоту естественного проявления жизни и потеряли необходимость искать «идеальную» природу».

В середине XIX века идеализирующая эстетика романтизма и классицизма стала уходить в прошлое. Ведущее значение в руском искусстве начинает приобретать национальный пейзаж.

Само понятие «национальный пейзаж» предполагает «портретирование» определенной географически конкретной природы, характерной для Голландии, Франции или Англии. Для руских художников такой натурой надолго стала средняя полоса России. Но, в отличие от европейцев, русские мастера нередко вкладывали в национальные мотивы социальный смысл.

Характерно для русского национального пейзажа и влечение к эпическому, в некотором смысле идеальному образу русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками (И.И. Шишкин).

Начало лирического русского пейзажа обычно связывается с творчеством А.К.Саврасова и его широкоизвестной картиной «Грачи прилетели». Трудно указать на другой пример пейзажа начала 70-х годов, в котором бы с такой полнотой и конкретностью была решена тема весны. Это изображение русской природы настолько правдивое, что кажется, будто пейзаж списан с натуры, будто в него вместилась вся Русь. С тонкой проникновенностью выражено весеннее настроение. Пейзаж по праву можно называть лирическим. Вместе с тем в других работах Саврасова - «Проселок» или «Рожь» - жив дух романтизма.

Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи талантливого художника Ф.А.Васильева. В картине «Болото в лесу. Осень».

В просвете осенних туч выглянуло солнце, и лучи его брызнули на лесное болото. Деревья, травы будто заиграли драгоценным золотом, заискрилась влага недавнего дождя. Природа улыбнулась ненадолго. Скоро солнце уйдет, настанут сумерки, нахмуренное небо станет серым, ровным и безразличным, птицы улетят. Художник, спеша запечатлеть краткое состояние природы, энергичными мазками набрасывает золото осенних деревьев, не заботясь о подробном рисунке деталей.

Иную задачу ставил перед собой учитель Васильева И.И.Шишкин. Он считал, что «картина с натуры должна быть без фантазии». Полной иллюзии в пейзажах художника нет. Краски здесь довольно условны и далеко не достигают того богатства, которое наблюдается в живой природе. Солнечные картины Шишкина не лишены поэзии, чувства эпического величия природы.

Менее распространен в русском искусстве морской пейзаж. В этом нет ничего удивительного - море менее характерно для России, нежели равнины, леса и реки. Тем не менее, почти каждый крупный русский художник писал море. И.К.Айвазовский прошел долгий творческий путь от романтических марин до реалистически убедительной поэмы «Черное море» или великолепной «Волны».

Без подчеркнуто романтических эффектов, убедительно и правдиво писал свои «водные» пейзажи А.П.Боголюбов.

В последние десятилетия XIX и в начале XX века эпический пейзаж получил продолжение в творчестве таких известных мастеров, как ученик Саврасова И.И.Левитан, Н.К.Рерих, А.М.Васнецов. И, тем не менее, главенствующее место занял пейзаж интимный, лирический.

Основные правила работы над пейзажем

Предметом исследования в моей работе являются картины В.В.Войталевича, написанные маслом. Существует несколько приемов письма маслом.

Техника а-ля прима – «по сырому», – при которой даже после первого сеанса художник пишет по невысохшему слою или определенным образом освежает появившуюся на нем подсыхающую пленку. Это первый и наиболее распространенный способ. Многие мастера стремятся писать этюды в этой технике за один прием.

Техника многослойной живописи основана на наслоении нескольких красочных слоев. Она отличается от письма «по-сырому» тем, что каждый слой краски основательно просушивается перед нанесением последующего.

Изучая в теории и на практике основные положения пейзажного рисунка, нужно строго соблюдать методическую последователь­ность в построении изображения. Приступая к рисунку пейзажа, прежде всего, необходимо выбрать сюжет и построить композицию. Очень важно верно распределить акценты в изображении. Иногда художнику приходится ради композиционного единства и большей убедительности немного сдвинуть в сторону изображение какого-либо объекта, добавить или опустить некоторые детали и т.д. Главное в композиции - выбрать нужную точку зрения и удачно расположить объекты. Этими принципами я руководствовалась, когда начинала свою работу над картиной.

Также важным моментом в пейзаже является освещение. Необходимо обратить внимание на особенности собственных и падающих теней.

РАЗДЕЛ 2

Глава 2. Художественное творчество Виталия Вячеславовича Войталевича 

Биографический очерк о Виталии Вячеславовиче Войталевиче

 Почти шестьдесят лет жизни Виталия Вячеславовича Войталевича связано с Крымом. Он приехал сюда в 1960 году, отслужив в армии, и было ему в ту пору всего лишь 22 года. Однако же, приехал Виталий Вячеславович в Крым уже со сложившимися убеждениями, определившимися жизненными ориентирами. Выбор профессии он сделал рано: в 1956 году окончил Острожское педагогическое училище, которое в то время было одним из лучших учебных заведений такого профиля в Украине. Талантливые педагоги вооружали студентов прочными знаниями, обучали живописи, игре на музыкальных инструментах, стремились дать своим воспитанникам глубокое эстетическое образование, потому что в училище считалось, что учитель не может замыкаться в рамках своего предмета, он должен быть человеком эрудированным, с широким кругом интересов.

 До армии Войталевич недолго проработал учителем начальных классов в одной из сельских школ Ровенской области и уже тогда понял, осознал, сколько радости приносит возможность открывать детям мир во всей его красоте и многообразии. В Крыму Виталий Вячеславович поначалу преподавал в начальных классах Лобановской сельской средней школы Джанкойского района, а в 1963 году перешел в открывшуюся в Джанкое школу-интернат. Здесь он проработал 17 лет воспитателем, старшим воспитателем, а затем учителем изобразительного искусства.

 Почему так случилось? Да потому что с годами живопись стала для Войталевича главной страстью жизни. Талант, как бы дремавший в нем с юности, раскрылся в полную силу, когда душа, неравнодушная к миру и человеку, переполнилась впечатлениями; родилась неодолимая потребность рассказать другим обо всем передуманном и прочувствованном, и ощутив, сколько возможностей дает такой путь самовыражения - через образный язык живописи - Виталий Вячеславович со свойственной ему душевной щедростью стал делиться этим знанием, этим «сокровищем» со своими учениками. Удивительный талант, возможно, Войталевич унаследовал от матери, которая, по его воспоминаниям, хорошо рисовала. Художник рассказывает, что в трудные послевоенные годы, когда он учился в начальной школе, красок не было и первые талантливые иллюстрации к басням Ивана Крылова маленький Виталий раскрашивал цветными обертками от дешевых карамелек (от трения обертки, скрученные наподобие кисточек, передавали свой цвет бумаге).

Уроки изобразительного искусства, которые ведет Войталевич, - это не просто методически грамотное обучение основам рисунка и живописи. Они складываются в стройную философскую систему, суть которой можно было бы выразить словами мудрого англичанина Уильяма Теккерея: «Мир, несмотря ни на что, все-таки прекрасен, но увидеть это дано не каждому, потому что мир, как зеркало, и каждому он возвращает его собственное изображение». И значит человеку нужно сохранить в себе непосредственность и чистоту чувств, радость от познания мира, какие от природы даны детям. Обучая рисунку, живописи, свою педагогическую сверхзадачу Виталий Вячеславович видит в том, чтобы выявить в ученике лучшие качества его личности и развить их.

 Система взглядов Войталевича сложилась во время работы в интернате, где живопись была увлечением многих воспитанников. А два выпускника, Валерий Корзун и Андрей Шелеметьев, стали известными художниками.

 С опытом, обретенным в школе-интернат, в 1980 году Виталий Вячеславович пришел в городскую общеобразовательную школу №7, где работал учителем изобразительного искусства до 2006 года. Здесь он воспитал немало талантливых учеников, для кого живопись, не став профессией, осталась главной страстью жизни, ее духовным стержнем. Войталевич В. В. выпустил 2 специализированных класса изобразительного искусства. Понятно, что особая гордость Войталевича - те ученики, которые пошли по пути учителя.

Отзывчивый человек, бессребреник, Виталий Вячеславович много делал для оформления школы, школьного музея боевой славы, организовывал тематические и персональные выставки рисунков и картин своих учащихся.

Как талантливый живописец проводит в городе множество своих персональных выставок, которые радуют жителей Джанкоя чудесными пейзажами, портретами земляков, колоритными, чисто крымскими натюрмортами.

Виталий Вячеславович имеет педагогическое звание «Старший учитель». В 1971 году он был награжден орденом «Знак Почета», в 1985 году - медалью «Ветеран труда» и знаком «Отличник образования Украины».

 Разносторонне развитая личность, увлеченный любимым делом человек, Учитель с большой буквы, прекрасный семьянин, отец двух сыновей, дедушка четырех внуков и пяти правнуков, художник и музыкант, владеющий двумя музыкальными инструментами, филателист, нумизмат, обладатель коллекции записей классической музыки, в свободное время заядлый рыбак, Войталевич и сегодня полон творческих сил и замыслов.

Особенную причастность как к творчеству, так и к жизни Войталевича я чувствую еще и потому, что моя бабушка - ученица первого выпуска Виталия Вячеславовича Джанкойской школы-интернат, в которой в то время обучались дети переселенцев из разных регионов Украины. Они поддерживают теплые отношения и сегодня. Моя мама обучалась в общеобразовательной школе № 7, и у нее он вел уроки рисования. Вот и я первые свои уроки рисования брала у Виталия Вячеславовича. Он научил меня основам живописи, показал, как перенести переполняющие тебя чувства на полотно. Сейчас я учусь в 10 классе и думаю, что моя жизнь и профессия будут связаны с творчеством, художественным в том числе.

Анализ картин В.В.Войталевича: «Тихая заводь», «Осень», «Тишина», «Крымские берега», «Осенние краски», «Маки на рушнике»

Передним планом картины «Тихая заводь» (приложение А, рис. 1) выступает изображение реки с парой берёз, символизирующих природу России. Спокойная речная вода, отражающая осенние краски неба, плавно растворяется в открывающемся на заднем плане полотна хвойном лесу. Глядя на картину, можно почувствовать исходящие от нее волны умиротворенности, незыблемости и фундаментальности природной красоты и величия. Тщательное изображение каждой веточки и каждого листочка на березе показывает, как нежно влюблен художник в эту природу.

Мне кажется, на этой картине автор использовал приём «оживления» предметов и объектов, наделил их эмоциями - березы выглядят печальными, небо тревожится приближением осени. Композиция картины строится как многоплановая. Решающее значение для передачи глубины имеет не резкое противопоставление предметных признаков, а постепенное их изменение от плана к плану. В таком пейзаже показывается пространство с множеством взаимосвязанных элементов, гармонически соподчиненных и образующих целостную картину.

Сюжет картины «Осень» (приложение Б, рис. 2) схож с сюжетом предыдущей картины. Природа еще не сдает свои права зиме, яркие белые ватные облака мирно кочуют по небу и не хотят сливаться в серую дождливую массу. В молодой поросли хвойного леса таится загадочная жизнь его обитателей. И деревья, и каждая пожелтевшая травинка, и неглубокая речка - всё как будто уже накопило достаточно сил и уверенно ждёт суровых холодов.

Полотно изображено в спокойных осенних тонах, тщательно подобраны теплые оттенки золотистой травы, река вобрала в себя холодный голубовато-белый цвет неба. На картине мы видим изображение большого пространства, это получилось благодаря тому, что большую ее часть занимает земля. Посмотрите, как высоко на картине проходит линия горизонта. Это воображаемая линия, где кажется, что земля соединяется с небом. Автор заранее продумал, какой величины будут все предметы на картине. Он показывает, как элементы пейзажа последовательно уходят вдаль, захватывая пространство от первого плана до самого горизонта и утверждая место каждого элемента в этом пространстве.

На картине «Тишина» (приложение В, рис. 3) изображена маленькая, но очень аккуратная и ухоженная часовня. Так и кажется, что беспокойная стая птиц улетает от внезапно раздавшегося звона колокола. На холсте по-прежнему господствует осень. Плотно обступающий часовню лес объединяет композицию картины. Ясная погода, проникающие на поляну лучи солнца, спокойная вода озера или реки символизируют благодать христианства. Холст впитал в себя нанесенные краски, поэтому картина изображена как гладкая фотография, с идеальной духовностью происходящего. Основными средствами построения данного пейзажа являются симметрия, контраст, масштабность, пространство. При этом пространство в композиции играет главную роль, а именно, оно является основным фактором образования структуры композиции.

 В сердце Войталевича со времени переезда в Крым навсегда поселились удивительные берега Черного моря. На картине «Крымские берега» (приложение Г, рис. 4) изображен неосвоенный берег с глубоко заходящими в воду камнями.

Автор сумел изобразить волны и блики на них так, что свет, проходящий сквозь воду, создаёт совершенно непредсказуемые цвета и оттенки. Исключительно при правильной подаче воды и ее бликов мы можем увидеть всю глубину и даль картины. Вдалеке море спокойно, над ним плавно кружат чайки, но возле самого берега вода пенится и бурлит, что и придает полотну особый характер.

Особенное место в творчестве Виталия Вячеславовича занимают цветы. Хризантемы - традиционно народные семейные цветы. На картине «Осенние краски» (приложение Д, рис. 5) в уютной плетеной вазе-корзине представлены собранные умелой рукой хозяйки и призванные радовать домочадцев хризантемы. Родственно-контрастные цветовые отношения усиливают пластичность композиции. В цветовом изображении букета художником профессионально расставлены акценты, благодаря чему создается ощущение спокойствия и задорности одновременно.

Своего рода «визитной карточкой» Войталевича, как художника, является изображение полевых маков на полотнах. Так и на картине «Маки на рушнике» (приложение Е, рис. 6) центральное место в композиции занимает ваза с огромным букетом маков. Даже ткань, на которой стоит ваза, украшена орнаментом полевых цветов. Картина выполнена исключительно в теплых цветовых оттенках. Яркий контраст алого и зеленого – основа композиционного единства картины. Автор передал взаиморасположение предметов и их пропорции. С помощью горизонтальных и вертикальных связей определил положение предметов, их высоту и ширину, сравнил не только объемы, но и пространство между ними.

Влияние живописи на формирование чувства любви к природе родного края, нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения и молодежи

Понятие «нравственно-эстетическое воспитание» очень широко. Сердцевина воспитания - развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, человек правильно ориентируется в окружающей жизни. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы превратить социально необходимые требования, предъявляемые обществом, во внутренние стимулы развития личности ребенка, воспитать такие социально значимые качества, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие, активную жизненную позицию, потребность в самосовершенствовании, смелость.

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. В зависимости от возраста ребенка могут быть использованы различные методы нравственно-художественного развития личности.

Выдающийся русский драматург А.П.Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания.

Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека. Эстетическое воспитание – это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

 Есть основание предполагать, что уважительное отношение и интерес к прекрасному у ребенка от природы. Маленький ребенок способен внимательно, восхищенно и с уважением воспринимать цвет, ритм, мелодию, движение. Чувство красоты создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Мы должны заботиться, чтобы не было одностороннего воспитания. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности и призвана система эстетического воспитания.

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить взрослых умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей, подростков является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребенку школьного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни.

А.А.Блок пишет: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети».

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико, без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонично развитой и творчески активной личности.

Искусство пробуждает у детей эмоционально творческое начало. С помощью живописи их учат любить родной край, его природу, людей. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентации, как, например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.

В подростковом возрасте искусство может помочь в осмыслении себя и самоанализе. Ведь, смотря на картины, читая книги, слушая музыку и просто гуляя по городу, рассматривая понравившиеся здания, человек может полностью погрузиться в свои мысли, задуматься о собственных представлениях, понятиях о прекрасном. В искусстве всегда можно найти свое отражение, отклик мыслей, это и позволяет ему формировать у детей восприятие красоты, как внешней, так и внутренней, а подросткам и молодежи искусство помогает понять себя.

Знакомство с изобразительным искусством в целом, а также конкретно с живописью и пейзажами таких художников, как Виталий Войталевич, изображающих родные места, природу, помогает формированию у детей качеств, отвечающих представлениям о душевной красоте, доброте и культурной полноценности в восприятии мира, осмыслении себя.

Анализ картины «Золотые ворота»

Автором картины «Золотые ворота» (приложение Ж рис. 7) является моя ученица, Дарья Гаврикова. Желание взяться за написание этой картины возникло у неё под впечатлением от марин Виталия Вячеславовича Войталевича.

В работе она постаралась выразить и показать свою любовь к родному Крыму, то, каким она его видит, и по возможности передать эти впечатления людям. На картине изображены Черное море и скала под названием «Золотые ворота» вблизи потухшего вулкана Карадага в поселке Коктебеле. В цветовой гамме картины больше светлых холодных тонов, но все цвета, использованные Дарьей при написании работы, очень чисты, что показывает прозрачность морской волны и летнего крымского неба. Эмоционально-смысловой сюжет данной композиции - образ родного края всегда чист и светел.

Образ скалы является символическим, ведь по древней крымской легенде, скала «Золотые ворота» волшебная и может исполнить любое желание человека, проплывшего под ее аркой, а для Дарьи, как и для всех крымчан, всегда заветным желанием было процветание любимого и родного края.

Ученица, также как и художник, хотела бы своими работами призывать беречь особенную и уникальную природу Крыма, всё-таки насколько она красива, настолько же и ранима!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пейзаж – это жанр особенно близкий русскому человеку; мотивы сельского быта, гармонично вписывающегося в природу, отражают дух русского человека и заставляют восхищаться красотой родной природы. Вот почему нам так понятны картины художника В.Войталевича!

В связи с постоянным изменением мира культуры, стремительных технологических прогрессов в системе образования детей также происходят постоянные перемены. Изобразительное искусство - одно из важнейших и доступных источников воспитания в детях эстетическо-нравственных и духовных чувств.

Так как дети в творчестве мыслят образами, звуками, цветом, то эмоции становятся основой в переживании и познании мира, переходящие в отношение к окружающей действительности: дому, семье, городу, стране. Сама природа является средством воспитания, а картины лесов, полей, лугов, переданные живописными средствами и отражающие настроение художника, его отношение к изображению, - еще более сильный фактор развития творческого воображения и нравственного воспитания.

Таким образом, художественное творчество В. Войталевича способствует развитию творческого воображения детей на образцах пейзажной живописи, и это становится необычайно важной задачей, так как представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.

Исходя из этого становится ясно, что пейзажное искусство – мастерство изображения красоты родной местности, как никакое другое искусство, может оказать большую помощь в воспитании любви, душевной красоты и нравственности у детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р.Арнхейм. – М.: Прогресс, 1974. – 206 с.: ил.
  2.  Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н.Волков. – М.: Искусство, 1984. – 480 с.: ил.
  3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – М.: Культура и просвещение, 1922. – 66 с.
  4.  Беда Г.В. Живопись / Г.В.Беда. – М.: Искусство, 1971. – 126 с
  5.  Беляева О. М. Проблема эстетического воспитания в процессе художественного образования / Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. Межвузовский сборник научно-методических трудов. – М.: МГПУ, 2012. – Вып. 3. С. 48 – 51.
  6.  Бесчастнов Н.П. Живопись / Н.П.Бесчастнов [и др.]. – М.: Владос, 2007. – 223 с.
  7. Живопись: учебное пособие для студентов вузов / Н.П.Бесчастнов [и др.] – М.: ВЛАДОС, 2013. – 223 с.
  8. Дубровин В.М. Основы изобразительного искусства. Станковая композиция: монография / В.М.Дубровин; [науч. ред. В.В.Корешков]. – М.: МГПУ, 2015. – 208 с.: ил.
  9. Дубровин В.М. Патриотическое воспитание школьников в системе художественного дополнительного образования: монография / В.М.Дубровин; [науч. ред. В. В. Корешков]. – М.: МГПУ, 2011. – 150 с.
  10. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов / С.Е.Игнатьев – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с. 56
  11. Спирина М.В. Некоторые методические аспекты работы над пейзажем // Молодой ученый. — 2009. — №12. — С. 406-408.
  12. http://www.lib.csu.ru/vch/286/014.pdf ;
  13. http://www.factruz.ru/;
  14. http://www.moluch.ru/;
  15. http://www.svdeti.ru/;
  16. https://www.wikipedia.org/;
  17. http://dokumentika.or http://dokumentika.org/slavyan/votsarenie-romanovich-1613-michail-fedorovich-romanovg/slavyan/votsarenie-romanovich-1613-michail-fedorovich-romanov;
  18. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/24302/ogl.shtml;
  19. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=789057;
  20. http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/jesteticheskoe-vospitanie.html;
  21. https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2016/12/04/esteticheskoe-vospitanie-podrostkov.