Занятие для подростков «Выражаем чувства»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 6, 7, 8


Цель:

  • развитие умения распознавать свои эмоции;
  • знакомство с техникой выражения чувств «Я-высказыванием».

Оборудование: карточки с названием эмоций и состояний, таблица-плакат со схемой «Я-высказывания», карточки с ситуациями, мяч.

Время: 35-40 минут.

Ход занятия

1. Организационный момент. Ритуал приветствия

– Я рада вас видеть. Сегодня мы снова будем разговаривать, играть, размышлять о том, как мы общаемся друг с другом.

2. Разминка

Упражнение «Абракадабра». Участники группы разбиваются на пары. Оставшийся без пары (или ведущий при четном количестве) становится водящим. Правила: по команде водящего пары должны быстро принять определенную позу. Например: «Спина к спине!» - партнеры в парах соприкасаются спинами. «Правая ступня к правой ступне!» - надо быстро выполнить эту команду. Если водящий произносит слово «Абракадабра!» - нужно поменять партнера и образовать новую пару. Водящий тоже находит себе пару, а его место занимает свободный участник.

Упражнение «Комплимент» с мячом (участники говорят друг другу комплименты, перебрасывая мяч)

- Сделаем еще одно упражнение, которое нам даст подсказку, о чем мы сегодня мы будем говорить.

Упражнение «Повтори по-разному». Участники нужно вытянуть карточку с названием эмоции (состояния) и сказать «Здравствуй!» с обозначенной на карточке интонацией. Остальные участники отгадывают, с какой эмоцией (из какого состояния) это сказано.

3. Основная часть

Наш разговор посвящен тому, что мы чувствуем себя в разных ситуациях и как мы выражаем свои чувства. Вопросы участникам:

- Как можно выразить свои чувства?

- Что происходит, если мы никак их не выражаем?

- Можно ли, не обижая другого, выразить то, что на душе?

Резюме ведущего: Мы испытываем разные чувства в разных ситуациях: приятные для нас (радость, счастье, воодушевление, интерес) и не самые приятные (ярость, злость). Иногда люди отмалчиваются, подавляют свои чувства. Это приводит к разрушению здоровья и даже серьезным заболеваниям. Некоторые, наоборот, выплескивают свои чувства на других - в таком случае страдают окружающие. Можно выразить чувства так, что другому станет плохо или не выразить – тогда плохо станет самому. Но есть способ рассказать о своих переживаниях, не обидев другого человека и даже повлиять на ситуацию – он называется «Я-высказывание». При этом мы не говорим другому «Ты –плохой». А говорим о себе, о том, что происходит с нами.

Давайте познакомимся со схемой «Я-высказывания».

 

ЧУВСТВО

 

ДЕЙСТВИЕ

 

ПРОСЬБА

Я

Чувствую обиду

Когда ты

Не выполняешь обещания

и я хочу

Чтобы ты держал свое слово

злюсь

опаздываешь

Чтобы ты приходил вовремя

волнуюсь

Не звонишь

Чтобы ты мне звонил вечером

- А теперь предлагаю вам потренироваться строить «Я-высказывание», используя таблицу.

Упражнение «Я-высказывание» (в парах)

Упражнение происходит в два этапа.

  • Пара вытаскивает карточку с ситуацией. Один участник пары зачитывает ситуацию, второй дает по ней «Ты-высказывание», происходит обсуждение, что чувствует тот, кому так ответили?
  • Затем происходит тренировка с «Я-высказыванием» с обсуждением чувств, как это слышится партнеру? Есть ли разница с предыдущим вариантом?

Ситуации на карточках:

  • Твой брат взял твою любимую чашку и разбил ее. Что ты скажешь брату?
  • Твоя мама сравнивает твои успехи в школе с одноклассниками, считает, что они учатся лучше. Что ты скажешь маме?
  • Ты – капитан команды. Игрок твоей команды не соглашается с твоим предложением. Что ты скажешь ему?
  • Ты договорилась встретиться с подругой у школы, чтобы потом пойти гулять. Она не пришла. Что ты скажешь подруге?
  • Твоя сестра взяла без спроса твою любимую шапку и ушла в ней на улицу. Что ты ей скажешь?
  • Твои друзья ушли в кино без тебя. Что ты им скажешь?

4. Рефлексия

  • Что понравилось?
  • Что было трудно?
  • Что нового узнали, поняли? Что хочется сказать?

5. Прощание: «Рукопожатие по кругу»

Литература

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб: Питер, 2007.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. — М.: Ось-89, 2005.
  3. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: С чего начать? Пособие для психолога и педагога. — М.: Генезис, 2003.