Системный подход в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании и образовании младших школьников

Разделы: Патриотическое воспитание

Ключевые слова: младшие школьники


"Любовь к Отчизне и любовь к людям —
это два быстрых потока, которые,
сливаясь, образуют могучую реку
патриотизма
А.Павленко

Проблема формирования духовно-нравственной культуры школьников является залогом развития государства. Это одно из приоритетных направлений развития современной школы. Проблема патриотического воспитания современной молодежи приобретает сейчас особую значимость.

Духовно-нравственная активность не развивается спонтанно, она требует системы специальных педагогических воздействий.

Цели:

  • воспитание у подрастающего поколения чувства любви к родной земле, уважения к памяти её защитников;
  • воспитание патриотизма и гражданственности, бережного отношения к культурному наследию своей семьи, страны.
  • способствовать расширению знаний учащихся о России, ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.
  • формирование социально-политической компетентности,
  • формирование политической, правовой и демократической культуры личности,
  • становление четкой гражданской позиции,
  • личное чувство долга и ответственности,
  • развитие потребности в труде на благо родной школы, деревни и страны - России,
  • ориентация на развитие общественных и государственных начал

Патриотическое воспитание всегда играло значительную роль в системе внеклассной деятельности. Но я вижу, что именно это направление в воспитательной работе приобрело еще большее значение в связи с событиями в мире.

Поэтому я ставлю перед собой следующие задачи

  • формирование у учащихся высокого патриотического сознания и идей Служения Отечеству;
  • изучение русской военной истории, воинских традиций;
  • ориентирование учащихся на пропаганду героических профессий, исторических дат нашей страны.
  • формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России;
  • воспитание личности патриота, способного встать на защиту интересов страны.
  • сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • углубление знаний об истории и культуре родного края;
  • формирование чувства сопричастности к истории своего рода, истории своего края;
  • формирование ответственности за состояние природного, культурного и социального окружения.
  • воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам людей.
  • организация и развитие психолого-педагогического просвещения родителей и усиление роли семьи в воспитании детей;

В основу моей педагогической деятельности положен системный подход, заключающийся в организации разнообразных форм воспитания и образования духовно-нравственной культуры учащихся, вовлечении не только знаний, но и чувств детей в познание сопричастности к истории своего рода, истории своего края, страны.

(таблица 1).

Основные направления программы «Мы наследники Великой Победы»

В решении задач духовного, нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся моего класса через комплекс внеклассной работы, в рамках деятельности школьной детской общественной организации «Молодость» и социума п.Зайково:

  • Формирование патриотического сознания.
  • Культурно-историческое направление, предполагающее воспитание у учащихся любви к своей малой родине. Родному краю, её замечательным людям.
  • Гражданско-правовое направление.
  • Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
  • Важным условием повышения эффективности патриотического воспитания выступает сочетание идеологического направления с психологическим. И здесь неоценимая роль принадлежит культуре и искусству.
  • Краеведческое направление: изучение родного края и выдающихся людей
  • Военно-спортивное направление.
  • Акции милосердия «Доброта спасет мир»
  • Работа с семьей, родителями моих учеников.

Таблица 1. Характеристика форм деятельности воспитания и образования духовно-нравственной культуры младших школьников
Реализация программы «Мы наследники Великой Победы!»

№ п/п

Название мероприятия

Время / периодичность проведения

Формы деятельности обучающихся

1

Классные часы, посвященные важным военным датам и героическим страницам Великой Отечественной войны».
«Герои Росси» «Комбат Солнце», «Зоя», «Человек-легенда», «Великие полководцы Земли русской», «Григорий Речкалов - красный сокол Урала» и др.

В течение года

Работа с библиотечным фондом и интернетом

2

Дума о нашем будущем

февраль - май

Создание и защита информационных, творческих и проектов патриотической направленности

3

Защитим свою планету

В течение года

акция плакатов и рисунков патриотического характера

 

Читательские конференции и викторины по данной теме

В течение года

Библиотечные часы в школьной и поселковой библиотеках.

4

Край мой - гордость моя

В течение года

Поисковая работа «Мое село в годы войны», «Семейные реликвии военного лихолетья».
«Идем искать следы героев»,
«Золотые звезды Ирбитского района»…,
проект «С чего начинается Родина»
Школьный проект «Стена памяти»

5

Уроки мужества

В течение года

Посещение и участие в мероприятиях, проводимых ЗРБ, КЦ, ЗРДК, музыкальной школы.

6

Доброделы

В течение года

Акции «Ветеран моей улицы»,
«Поклон учителям-ветеранам…»,
«Дети военного лихолетья»

7

Конкурс на лучшего чтеца стихов о ВОВ, поэта «Овеянные славой…», художника по данной теме…

В течение года

Школьные и районные,
конкурсы песен, рисунков, поделок, фотографий и т.д.

8

Смотры военной песни и строя

Апрель - май

Изучение родов войск, слушание и разучивание песен военных лет

9

Музейные уроки в КЦ

1 раз в месяц

Участие в викторинах

10

«Влад Урала в Победу в ВОв», «Война в работах художников, писателей, композиторов Урала, Ирбитского района и поселка Зайково», «Мир красотой спасется»

В течение года

Посещение КЦ, музыкальной школы, музеев, картинной галереи

11

Как прекрасен этот мир! Посмотри!

В течение года

Экскурсии в музеи, картинные галереи г.Ирбита, Екатеринбурга, Свердловской области

12

«Любимые места моего детства»

В течение года

Создание и защита информационных и исследовательских проектов

14

Творчество без границ

В течение года

презентации, фотографии, рисунки, рассказы, любые материалы на тему Дня Победы, стихи и другие творческие работы, посвященные фронтовикам и труженикам тыла

15

Мы вместе

Февраль

Фестиваль по духовно-нравственной культуре народов Урала и России

16

«Знаешь ли ты историю Отечества?»

Ежегодно

Участие в муниципальном конкурсе

17

Окружная игра «Зарничка»

4 класс (апрель-май)

Подготовка и участие.

Успех в гражданско-патриотическом образования и воспитания младших школьников, по моему мнению, во многом зависит от того, в какой степени я, как учитель, побуждаю интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах данной деятельности. Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Процесс выработки нравственных представлений по данному вопросу осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут, а представления учащихся средних и старших классов становятся гораздо шире и глубже. В воспитании патриотизма и гражданственности большое значение имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления этих качеств и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой основе у школьников крепнет чувство любви к Родине, вырабатываются взгляды, убеждения и установки поведения. Основными средствами в решении этой задачи является содержание обучения, а так различные формы внеклассной и внеурочной работы с учащимися.

Ожидаемые результаты:

  • Создание и развитие во внеклассной деятельности традиций гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
  • Создание условий для развития духовной и патриотичной личности;
  • Повышение компетентности детей и подростков в области духовно-нравственного развития личности и ее патриотического становления;
  • Рост социального оптимизма подрастающего поколения.
  • Осознание подростками своей принадлежности к великой стране Россия и гордости за своих предков и героев, отдавших свои жизни за свободу и мирную жизнь будущих поколений.