Развитие фонематического восприятия в работе по профилактике нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: ОВЗ


Основная задача специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, — максимально подготовить их к обучению в школе. Если не научить ребенка слышать, правильно произносить и различать звуки в дошкольный период, то в дальнейшем это приведет к специфическим проблемам нарушения чтения и письма, которые невозможно устранить обычными школьными методами. Предотвратить эти проблемы помогает систематическая и планомерная работа по развитию фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Важным условием эффективности работы по формированию фонематического восприятия является коррекция звукопроизношения, так как процесс обучения грамоте должен строиться на базе правильно произносимых ребенком звуков. Именно поэтому в своей работе постановку и автоматизацию нарушенных звуков я провожу на индивидуальных занятиях, уделяя большое внимание дифференциации взаимозаменяемых групп звуков. В большей степени это касается шипящих-свистящих и сонорных звуков. Для формирования умения дифференцировать эти звуки использую звуки-символы. Ребенок, в зависимости от услышанного в слове звука, поднимает соответствующий звуку символ. Символом заданного звука может служить картинка, которая ассоциируется у ребенка с данным звуком: например, звук [С] – суслик, звук [Ш] — змея, [Ж]— жук, [З]— комар. В качестве символов можно также использовать артикуляционные признаки звуков. Так, при произношении свистящих звуков [С], [З] язык находится за нижними зубами, поэтому символом может служить стрелочка, направленная вниз, и губы в положении улыбки. При произношении шипящих звуков [Ш], [Ж] язык поднят к верхним зубам. Соответственно, здесь используем стрелочку, направленную вверх, и картинку, на которой изображены губы, вытянутые вперед в форме рупора.

Остановлюсь на некоторых играх, которые использую для дифференциации смешиваемых групп звуков. Они создают положительный эмоциональный фон на занятии, помогают ребенку с ОВЗ преодолеть барьер: «Не получается никак, ну и не буду».

Игра «Шипит – свистит – жужжит - звенит» предназначена для дифференциации шипящих и свистящих звуков. Ребенок выбирает картинку, анализирует слово и соотносит изображение со звуком: суслик —звук [С], змея—звук [Ш], комар—звук [З], жук—звук [Ж], в зависимости от присутствующего в слове звука.

Игра «Муравейник» предназначена для дифференциации сонорных звуков [Р] — [Л]. Ребенок бросает кубик и берет картинки исходя из числа, выпавшего на кубике. Далее несет их в «Муравейник» только в том случае, если правильно определяет, какой звук — [Р] или [Л] — находится в этих словах.

Игра «Фонетическая рыбалка»предназначена для дифференциации шипящих и свистящих звуков [Ш] – [С], [Ж] – [З] и сонорных звуков [Р]–[Л]. Ребенок вылавливает картинку-рыбку, говорит, какой из дифференцируемых звуков присутствует в данном слове, и кладет ее в «ведро» с соответствующим звуку символом.

В игре «Домик звуков» на верхних этажах живут шипящие звуки[Ш], [Ж], на нижних — свистящие звуки[С], [З]. В зависимости от дифференцируемых звуков ребенок заселяет картинки в квартиры на верхних и нижних этажах.

На групповых занятиях дети сначала знакомятся с гласными звуками: [У], [А], [И], [Э],[О], [Ы]. Учатся различать близкие по артикуляции гласные звуки: [О] – [У], [И] – [Ы]. Затем знакомятся с согласными звуками раннего онтогенеза: [М], [П], [Т], [К], [Н]. Постепенно в ходе занятий вводятся звуки позднего онтогенеза. Для обозначения гласных звуков используем кружочки красного цвета, а для обозначения согласных — синего. Одновременно с изучением звука дается соответствующая ему графема. При изучении новой буквы ребята знакомятся с ее названием в алфавите. В дальнейшем все согласные буквы мы произносим как звук.

Любой звук, изучаемый на занятии, ребята учатся выделять из ряда других звуков, слогов и слов. Услышав заданный звук, ребенок, в зависимости от поставленной задачи, хлопает, топает или поднимает символ заданного звука.

Далее дети учатся выделять изучаемый звук из начала, конца и середины слова. Например, в игре «Поезд» ребенок определяет местонахождение звука в слове и, в зависимости от того, где слышится звук, «расселяет» картинки по вагонам. В первом вагоне «едут» картинки, в названии которых изучаемый звук слышится в начале слова, во втором и третьем вагоне — картинки, в названии которых изучаемый звук находится в середине и конце слова.

Непростой вид работы для ребенка с общим недоразвитием речи — различение согласных звуков по признакам«глухой – звонкий», «твердый – мягкий». На занятиях дети сначала знакомятся с твердым согласным звуком (обозначаем его синим кружком), потом с его мягкой парой (обозначаем зеленым кружком), затем проводится их дифференциация. Для дифференциации данной группы звуков использую графические символы и различные игровые приемы. Например, «Подарки для Веры и Вани». Ване ребята дарят картинки, в названии которых слышится твердый согласный звук, Вере — картинки с мягким согласным звуком. Другой пример — «Засели картинки в домик». В синий дом дети заселяют картинки с твердым согласным звуком, в зеленый дом — изображения, в названии которых слышится его мягкая пара. Еще один прием в работе по дифференциации твердых и мягких согласных звуков можно продемонстрировать на примере игры: «Замени звук». Педагог бросает ребенку мяч и произносит слог с твердым согласным звуком.Ребенок, возвращая мяч, произносит этот же слог, но меняет твердый звук на его мягкую пару и наоборот.

Звуковой анализ и синтез — итог работы в развитии фонематического восприятия. Очень важно привести ребенка с речевыми нарушениями к пониманию того, что наша речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков.

На групповых занятиях ребята составляют предложения по графическим схемам, определяют количество слов в предложении, учатся делить слова на слоги, а слоги на звуки. Выполняют упражнения на различение длинных и коротких слов. Прохлопывают, простукивают, протопывают слоговой рисунок слова. Производят анализ и синтез сначала обратных, а затем прямых слогов и слов из трех звуков (ум, оп, мы, мак, кот). Очень важно, чтобы дети правильно называли согласные звуки — [М], а не [Мэ] или [Эм] — и ни в коем случае не путали звуки с буквами. Они должны усвоить, что звуки мы слышим и произносим, а буквы — видим и пишем. Для формирования и дифференциации понятий «звук» и «буква» использую графические маркеры.

В целях профилактики дисграфии при знакомстве с буквами ребята выкладывают их из магнитных элементов, прописывают в воздухе, узнают среди «зашумленных» букв и букв с недостающими элементами, находят знакомые буквы в ряду правильно и зеркально отображенных букв.

Подводя итог, хочу сказать, что систематическая работа по развитию фонематического восприятия позволяет большинству детей с ТНР обучаться в общеобразовательной школе и является профилактикой дислексии и дисграфии.