Интегрированный урок (обществознание, английский язык) "Гражданские правоотношения. Формирование финансовой грамотности у подростков"

Разделы: История и обществознание, Иностранные языки, Экономика

Классы: 7, 10

Ключевые слова: английский язык, финансовая грамотность


Познавательные цели:

  • обсудить вопрос важности развития экономического сознания человека, на примере рассмотрения необходимости осознанного отношения к распределению денежных средств;
  • расширить кругозор учащихся на основе знакомства с экономическими вопросами.

Развивающие цели:

  • способствовать формированию умения выражать личное отношение к поставленной проблеме, анализировать, сравнивать, выбирать, аргументировать свой выбор;
  • способствовать формированию творческих способностей учащихся.

Воспитательные цели:

  • развитие личностных качеств, создать условия для формирования умения работать в сотрудничестве, в группе;
  • формирование у учащихся финансовой грамотности;
  • воспитать ответственность в рациональном распределение денежных средств.

Учебные цели:

  • создать условия для формирования умения учащихся участвовать в обсуждении на основе полученных знаний по теме;
  • активизация лексики по теме «Деньги», развитие навыков говорения, восприятия и понимание речи на слух;
  • сформировать понимание у учащихся значимость гражданских правоотношений, определить смысл понятий: субъекты гражданского права, гражданская правоспособность, гражданская дееспособность;
  • выявить, какую роль играют карманные деньги в жизни подростка, изучить процесс получения и использования карманных денег школьниками.

Задачи:

  • стимулировать учащихся к получению дополнительной информации с помощью интернет-ресурсов, справочной литературы;
  • создать условия для дискуссии учащихся о важности личного участия в решении экономических вопросов;
  • изучить, что такое деньги и насколько эффективно используют подростки карманные деньги.

Метапредметные результаты:

  • развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
  • развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
  • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Оборудование: проектор, компьютер, медиапрезентация.

1. Организационный момент

Цели:

  • Определиться учащимся в важности развития экономического сознания в жизни человека, с целью несения ответственности за рациональным распределением денежных средств;
  • создать условия для формирования у учащихся интереса к данной теме.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Каждый ученик аргументировано высказывает свое мнение по данному вопросу.

Учитель обществознания: Гражданское право является одной из сложнейших отраслей российской системы права и относится к области частного права, многие ситуации повседневной жизни связаны с понятием «гражданское правоотношение».
Найдите в школьном словаре определение понятия «гражданское правоотношение».
Многие жизненные обстоятельства являются основанием для возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.
В гражданских правоотношениях обязательно присутствуют субъекты правоотношений. Сегодня мы поговорим о физических лицах.

Каждый ученик аргументировано высказывает свое мнение по данному вопросу. Вновь обращаемся к словарю, найдите определение понятия «физическое лицо».
Физические лица обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Работа в группе, учащиеся внимательно слушают ответы, дополняют друг друга.
Сообщение учащегося:
«Особенности гражданской дееспособности малолетних и несовершеннолетних»
Предлагаю поработать в группах: одна — используя различные источники (учебник, словарь, интернет-ресурсы) ищет информацию о гражданской правоспособности; другая — о гражданской дееспособности.
Слайд 2
Дети определяют тему урока и цели урока. Посмотрите на слайд и предположите о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Определите возможные цели урока.

Работа в группе, учащиеся внимательно слушают ответы, дополняют друг друга.

Продолжаем работать в группах: составить определение понятия «карманные деньги»
Слайд 3 — сравним свое определение с определением, представленным на слайде.

2. Основная часть урока

Цели:

  • Выявить уровень готовности учащихся к выражению активной жизненной позиции; групповая работа позволит психологически подготовиться к возможным жизненным ситуациям;
  • формирование у учащихся ответственности за содержание поступков, умения видеть сильные и слабые стороны деятельности, анализировать последствия; сориентировать учащихся на важность ответственности для каждого из них; актуализация внимания учащихся на важность изучения иностранных языков для будущей реализации жизненных планов.

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

Примечание

Ученики отвечают на вопросы, опираясь на ключевые слова Учитель английского языка
Answer the questions:
-How much money do you get a week?
-How do you get it?
-Do your parents give you money for a present?
-What do you spend your money on?
-Do you save any money?
-How much money do you save?
-What would you like to spend your money on?
 
Учащиеся выделяют цели
(варианты: эгоистические, альтруистические, благородные, низменные, реализация задуманных планов, для личностного развития)
Учитель обществознания:
Определите возможные цели траты денежных средств.
Слайд 4
Учащиеся по выбору работают либо в группах, либо индивидуально и представляют свои варианты ответов. Составьте развернутые примеры, в которых будет отражена ситуация реализации выявленных целей. Слайд 5
(На слайде представлена информация независимого социалогического исследования, на котором показано, куда подростки тратят свои деньги (респондентами взяты подростки в различных странах))
Каждый ученик аргументировано высказывает свое мнение по данному вопросу.
Учащиеся высказывают свое мнение либо на русском языке, либо на английском языке.
Определите личностное отношение к предложенным вариантам траты карманных денег. Выскажите ваше мнение.  

3. Закрепление учебного материала

Цели:

  • Анализ учащимися уровня осознания ими темы в начале урока и в конце урока;
  • Выявить степень готовности определиться в определении своего места в решении поднятой проблемы.

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся, отвечая на вопрос, демонстрируют свое осознанное отношение к учебному материалу на уроке, возможно, показывая значимость полученной информации. Учитель обществознания:
- Что изменилось в вашем сознании по данному вопросу?
Учащиеся приходят к выводу, что деньги могут быть потрачены не только для собственных нужд, но и для альтруистических и благородных целей.
Слайд 6

Учащиеся самостоятельно дома выполняют проект в группе либо на русском языке, либо на английском языке.

Учитель английского языка:
Project idea. Group work.
Make a poster «Pocket money in 2045». How do you think your children will earn their pocket money and what they will spend it on?

 

5. Рефлексия

Цели:

  • Умение снимать напряжение, усталость, выражать свое отношение к полученной информации;
  • Выяснить отношение учащихся к формам и методам, средствам и доступности подачи информации на уроке

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

На слайде изображена копилка, на нее учащиеся могут приклеить монеты разного цвета: золотой (взял для себя очень много полезной информации на уроке), серебряный (удовлетворен уроком), медный (равнодушен к уроку)

Учитель обществознания:
Слайд 7
Вы можете выразить свое отношение к уроку, свое настроение , удовлетворенность полученной информацией, используя разные цвета монет.

Список используемой литературы

  1. УМК М.В. Вербицкая Forward 7 класс unit 7 "Pocket money".
  2. УМК Л.Н.Боголюбов Обществознание 10 класс.
  3. Л.Н.Боголюбов Школьный словарь 10-11 классы.