Текст-рассуждение. 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: технологическая карта


Тема: Тект-рассуждение.

Тип: изучение нового материала.

Задачи:

  • дать общее представление о тексте-рассуждении;
  • познакомить со структурой текста-рассуждения.

Планируемые результаты

Предметные

- представление о тексте-рассуждении
- определять типы текстов
- наблюдать над словом как средством создания художественного образа

Метапредметные
- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать достижения на уроке
формулировать основные признаки текста-рассуждения (самостоятельно или с помощью учителя)
- выполнять практическую работу в паре: давать развернутые ответы на вопросы

Личностные
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом
- оценивать результаты своей деятельности

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Организация урока, оформление классной работы в тетради

Актуализация  необходимых знаний

Предлагает вспомнить, что такое текст и его основные признаки. (слайд 2)
Организует работу по составлению алгоритма определения типа текста (на доске).
Дают определение тексту, называют его признаки.

Просит вспомнить уже известные типы текстов и определить, к какому из них относятся данные тексты и почему. (слайды 3–6)

Под руководством учителя составляют алгоритм:
прочитать текст, поставить к нему вопрос,
определить цель текста, т.е. его тип.
Читают тексты, указывают, что 1-й текст – описание, а 2-й – повествование, называя признаки этих типов текстов.

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает прочитать текст упр.180 и, пользуясь алгоритмом, определить его тип. (слайд 10)

Озвучивает тему и цель урока.

Читают текст. Предполагают, к какому типу он относится. Приходят  к выводу, что с данным типом текста еще не знакомы.

Организация познавательной деятельности

Спрашивает, какой вопрос можно поставить к тексту. (слайд 7)
Просит определить предложение, в котором выражена главная мысль. (слайд 8)
Обращает внимание на то, что это предложение является 1-й частью текста, в которой высказывается мысль, требующая доказательства. Организует работу с толковым словарем учебника – значение слова «уникальная». (слайды 8–9)
Предлагают разные варианты, в т.ч. «почему?»
Указывают на 1-е предложение.
Предлагает найти и прочитать все предложения-доказательства уникальности птицы. (слайд 10)
Обращает внимание: эти предложения – основная часть текста, являющаяся самим доказательством. (слайд 10)

Объясняют значение слова «уникальная», в т.ч. с помощью толкового словаря.

Последовательно читают предложения, в которых указывается на уникальность совы.

Просит прочитать предложение-вывод, который делает автор. (слайд 11)
Предлагает сделать вывод – какой текст является рассуждением. (слайд 12)

Читают последний абзац текста.

Называют вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, его основные части.

Физминутка

Предлагает вставить в четверостишия подходящие по смыслу слова. (13- 14 слайды)
Спрашивает, поменяется ли смысл четверостиший, если на место пропусков поставить слова «так как». (13- 14 слайды)
Сообщает, что слова «потому что» и «так как» - это союзы, и они служат для связи слов в предложениях. Просит записать слова и запомнить их написание. (15 слайд)

Вставляют слова «потому что», читают четверостишия.
Читают четверостишия, вставляя слова «так как», делают вывод, что смысл остался прежним.
Записывают слова. Предлагают варианты предложений с этими союзами.

Организует работу в парах по учебнику (упр. 181): устно дать развернутые ответы на предложенные вопросы, используя слова «потому что» или «так как».
Предлагает записать в тетрадь одно из составленных предложений. Акцентирует внимание на то, что перед союзами «потому что» и «так как» ставится запятая.
Предлагает выполнить взаимопроверку.

Читают вопросы, формулируют ответы в паре. Предлагают свои варианты ответов на вопросы.

Записывают предложение, соблюдая правила каллиграфии, орфографии и пунктуации.

Осуществляют взаимопроверку.

Гимнастика для глаз и пальчиков

Организует работу с учебником (упр. 182): чтение текста, определение темы и главной мысли, наблюдение над структурой текста-рассуждения:
- часть, которая доказывается;
- часть, в которой приводится доказательство;
- часть, содержащая вывод
Читают текст. Определяют тему и основную мысль – озаглавливают текст. Разбивают текст на части.

Организует самостоятельную работу в тетрадях с последующей самопроверкой.

Самостоятельно записывают текст, начиная каждую его часть с красной строки, выполняют самопроверку.

Подведение итогов

Предлагает соединить тип текста и вопрос, который можно задать к нему. (слайд 16)
Организует рефлексию учебной деятельности (слайд 17):
Чему вы научились на уроке?
Что значит текст-рассуждение?
Какой вопрос можно задать к нему?
Из каких частей он состоит?
Выполняют задание.
Высказывают свое мнение, определяют смысл изучаемой темы, повторяют алгоритм определения типа текста.
Предлагает с помощью сигнальных карточек «Светофор» оценить результаты своей работы на уроке. Оценивают свою работу.

Объясняет домашнее задание: устно выполнить задания рубрики «Проверь себя».

Определяют учебную задачу, задают уточняющие вопросы.