Педагогический проект: «Ценностно-смысловые ориентации учащихся, их формирование и развитие»

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 4


Работая с детьми начальной школы, всегда задумываешься над тем, какими станут наши ученики, когда повзрослеют. В ответ на происходящее в нашем быстро меняющемся мире изменения, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важными качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей своей жизни.

Современный выпускник начальной школы – это человек:

  • Любознательный, активно познающий мир;
  • Владеющий основами умения учиться;
  • Любящий родной край и свою страну;
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра ,умеющий высказывать своё мнение;
  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

В соответствии с ФГОС Начального Общего Образования, разработанным на основе Конституции Российской Федерации и Конвенции ООН о правах ребенка определены основные направления совершенствования образовательной среды, одной и приоритетных задач становится обеспечение полноценной самореализации школьников. В программе развития учебных универсальных действий выделены четыре блока.

На начальном этапе более важным, по моему мнению, являются личностные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся ( умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Проведенный анализ диагностических данных и научной литературы показал необходимость поиска эффективной модели формирования ценностно-смысловых ориентиров моих учеников, так как от этого зависит программа жизнедеятельности учеников в целом.

Всё это обусловило выбор темы: «Ценностно-смысловые ориентации учащихся, их формирование и развитие».

Цель: исследование подходов к формированию и развитию ценностно-смысловых ориентиров младших школьников и их реализация в практической деятельности.

Объект исследования: личностные УУД.

Предмет исследования: ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Проблема связана с поиском и определением эффективных путей формирования ценностно-смысловой сферы учащихся начальной школы.

Гипотеза: развивая ценностно-смысловую сферу младших школьников можно совершенствовать индивидуальные качества детей, а также сформировать адекватный взгляд на жизнь, разумное соотнесение собственных потребностей, интересов, убеждений с общественными требованиями, нормами в процессе самопознания.

Задачи:

  • изучение теоретических материалов и практического опыта по формированию ценностно-смысловой ориентации в младшем школьном возрасте;
  • Разработка системы педагогических условий для формирования ценностно-смысловых ориентаций;
  • Исследование сформированности личностных качеств учащихся и возможностей образовательной среды для их дальнейшего формирования;
  • Участие в разработке и реализации организационно-содержательной модели «Школа на колесах»;
  • Проведение мониторинговых исследований в тесном сотрудничестве с родителями;
  • Представление результатов в виде методических материалов.

Содержание понятия «ценностно-смысловая ориентация»

Диагностический инструментарий: в ходе организации деятельности мы с родителями отбирали диагностические средства: анкеты, опросники, тесты; определяли темы бесед классных часов, объекты наблюдений.

Развитие ценностно - смысловой сферы личности именно в этот возрастной период особо значимо. С приходом в школу происходит переориентация ключевых ценностей, смысловых ориентиров и моделей поведения. Именно в шести - семилетнем возрасте ребята обладают непосредственностью, эмоциональной восприимчивостью к окружающей действительности, уже видны основы будущей общественной деятельности.

Структурно ценностно-смысловая сфера может быть представлена, как совокупность интеллектуального, деятельностного, эмоционально-оценочного компонентов, определяющих регуляцию поведения младших школьников.

Нами использовалась модель ценностно-смысловой сферы состоящая из компонентов:

  • Основы знаний ценностных норм поведения, взаимоотношений друг с другом, к людям, к природе;
  • Умение анализировать свои и чужие действия с точки зрения их соответствия общечеловеческим ценностям;
  • Способность испытывать разнообразные положительные чувства к людям и окружающей среде, способность к эмоционально-нравственной оценке своих и чужих действий и поступков;
  • Потребность проявления доброты, терпимости, внимания, справедливости по отношению к людям, к природе;
  • Осознание своей личной нравственной ответственности;
  • Первичное умение выбирать альтернативы своего поведения и деятельности.

Обследование было проведено в 2018-2019 годах в первом классе, результаты показали, что 61 % знают об основных человеческих ценностях поверхностно, знания ограничены внешними признаками; 38 % не способны предвидеть последствия безнравственных поступков, не умеют адекватно подойти к их оценке. Эмоциональный компонент оказался относительно развит, 76% способны испытывать приятные чувства от созерцания красоты природы и отношений, проявляют радость при встрече с окружающими людьми. 46% проявляют готовность к оказанию помощи окружающим, но лишь под воздействием взрослых. Таким образом, диагностика показала явное преобладание в реальной практике учащихся со средним и частично средним уровнем развития ценностно-смысловой сферы.

Условия формирования ценностно-смысловой сферы:

  • Совместная деятельность учащихся, учителей и родителей, которая рождает доверительные отношения. Родители являются активными участниками. Любая деятельность начинается с общения с родителями. Они определяют направление работы, составляют общий план реализации проекта. Из числа родителей выбираем руководителей групп и экспертов. Родители же являются самыми благодарными зрителями. Они фиксируют результаты, значимые события, переживания, открытия, определяют рост и развитие внутреннего мира ребенка;
  • Самонаблюдение - отслеживание состояния своего здоровья. Самонаблюдение- это особая творческая составляющая всей деятельности. Дневник путешественника ведёт каждый участник, включая учителей и родителей. Структура дневника:
  • Страницы по составляющим здоровья
  • Наблюдение за собой, своими отношениями, познаниями, открытиями
  • Цветопись составляющих здоровья. В дневнике отмечается состояние своего физического (моё физическое здоровье), социального ( мои взаимоотношения с другими), интеллектуального ( я познаю мир), нравственного ( я готов делать добро и противостоять злу), эмоционального (я чувствую, переживаю, осмысливаю) здоровья. Предлагаю и вам, уважаемые коллеги, в своей рабочей тетради отметить цветопись вашего здоровья на данный момент. Важно не только делать пометки, но и анализировать прожитое событие. Благодаря постоянному общению, обсуждению увиденного, услышанного, пережитого, происходит взаимодействие и самопознание участников процесса.
  • Личностно-значимый характер деятельности. Участвуя в деятельности, важно увидеть смысл. «Для чего я это делаю? Зачем мне это нужно? Кому принесёт пользу?». Такой взгляд на мир позволяет по другому относиться к делу, воспитывает уровень ответственности, сопричастности жизни общества и развитию смыслообразования.
  • Экспедиционная деятельность- расширение развивающего пространства. Экспедиция – это поход, поездка группы лиц, с каким-либо специальным заданием. Планирование содержания экспедиции происходит постепенно. Разрабатываются маршруты, виды деятельности. Составляются конкретные задания. Во время экспедиции дети могут найти ответы на возникшие вопросы, что вызывает эмоциональное удовлетворение, увеличиваются впечатления, все это способствует более длительному сохранению в памяти полученной информации. В классе были реализованы культурологические, этнографические и краеведческие экспедиции.
  • Исследовательская деятельность. Путей развития ценностно-смысловой сферы существует, наверно, много, но собственная проектно-исследовательская деятельность бесспорно одна из самых эффективных.
  • Проектная деятельность – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать свой результат – чего достиг, что сумел, при чем практически сам, ведь, как известно, знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, своими чувствами и преодолениями.

И сегодня я хотела бы поделиться с Вами собственным опытом организации развития ценностно-смысловой сферы через проектно-исследовательскую деятельность.

Так что же такое проектная деятельность?

Я предлагаю вам поработать в паре или в группе и вспомнить определение. Соотнесём содержание вашего определения с содержанием слайда.

При организации учебно-воспитательного процесса я использую проектную деятельность не только на уроках, но и во вне урочной деятельности. Каждый этап проектной деятельности отрабатывается отдельно.

Уважаемые коллеги соотнесите этапы работы над проектом со стихотворным текстом. А сейчас поэтапно рассмотрим формирование возможных личностных качеств проектной деятельности. По ходу моего рассказа о деятельности участников проекта заполните колонку «формируемые личностные качества»

Итак, 1 этап: мотивационный или погружение в проект (на примере проекта «Благо Дарю»).

Мы даже не замечаем, как много мы просим, но что отдаем взамен.

А ведь это так просто - искренне, от всего сердца выразить благодарность. Подавляющее большинство детей и взрослых знают об этом чувстве, но сами не спешат благодарить людей. В школьной столовой стало в порядке вещей то, что за детьми убирают сотрудники. Школьные коридоры и кабинеты прибирают пожилые люди. И редко кто из детей выражает желание помочь и поблагодарить их за нелегкий труд. Организуя прогулки в лес, оставшиеся бутылки, пакеты убирают родители или учителя. У детей нет привычки делать это без напоминания. И таких примеров можно привести много.

Таким образом определили тему проекта «Благо Дарю», выявили проблемы в нашей школе, выбрали наиболее актуальную для реализации и спрогнозировали конечный результат - оформить настенное панно в школе «мой Урал», подготовить театрализованное представление по сказке «Двенадцать месяцев» в контексте которого заложена идея благодарности.

Научиться различным видам декоративно-прикладного творчества, а самое главное научиться видеть - кому нужно помочь, делать это самим, и понять какую волшебную силу имеют слова и дела благодарения.

Ребятами были разработаны и изготовлены авторские открытки, которые дарили в знак благодарности различным людям. Сверим ваши записи с содержанием слайда.

На этом этапе формируется внутренняя позиция, мотивация к творческой деятельности, включая учебные и познавательные мотивы прослеживается: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом

2 этап – планирующе-подготовительный. Рассмотрим на примере проекта «Преображение». Этот этап начинают с определения цели. Наша школа находится в таком месте, где это слово у детей всегда на слуху - «Преображенская площадь», «Храм Преображения». И мы решили осмыслить это понятие через активное исследование культурной среды города.

На собрании выбрали руководителей групп из числа родителей, определили условия успешной реализации проекта, объединились в группы.

Поработав с «Дневником путешественника», определили своё состояние с помощью цветописи и наметили индивидуальный маршрут исследования каждой группы. Прошу обратить внимание на стр. 6. По ходу деятельности дети пишут о своих способностях, трудностях, об открытиях дня, отмечают, что получается, а чего хотелось бы достичь, фиксируют свои вопросы и отмечают в чем сумели преодолеть себя, какой сделали шаг вперед, с чем сумели справиться. Забегая вперед, хочется привести примеры записей в «Дневнике путешественника». «Сначала было страшно, но потом всё интересней и интересней, оказывается в жизни города могу принимать участие и я - и это так здорово» - написала Ирина Ш. «Проект научил меня самостоятельности, уверенности, в этот день я научился общаться с незнакомыми людьми и понял, как это интересно» - Никита К. Мнение родителей: «Никогда не решилась бы одна проводить опрос в центре города, а в компании ребят оказалось, что очень легко устанавливаются дружеские контакты». А сейчас вернёмся к страничке 4 и сравним ваши записи с содержанием слайда.

На этом этапе вырабатывается: своя точка зрения, учатся отстаивать её при необходимости развивается умение активно сотрудничать с социальным окружением, следить за ходом совместной работы, проявлять себя в коллективном деле.

3 этап – самый важный и долгосрочный. Представим на примере проекта «Где живёт память». Девизом этого проекта выбрали слова: «Мы культуру изучаем и музеи посещаем, мы хотим побольше знать, путешествовать, мечтать» .

Цель: формирование активного эмоционально-личностного отношения ребенка к ценностям культуры, посредством знакомства с различными музеями города, страны, мира.

Родители организовали культурологические экспедиции в музеи разной направленности.

Естественно-научное направление. Дети побывали в геологическом музее города Краснотурьинска, в Ботаническом саду Уральского отделения российской академии наук (составили фотоатлас растений Ботанического сада).

Познакомились с животным миром, посетив зоопарки города Екатеринбурга и Москвы и заповедника в пос. Висим. Посетили музей А.С.Попова – изобретателя радио. Узнали, что радиотелефон был изобретен более 120-ти лет назад. Посетили планетарий в г.Серове и в г. Волгограде.

В направлении историко-краеведческих музеев познакомились с жизнью коренных жителей Урала, подержали предметы этнографической коллекции музеев г.Серова, Краснотурьинска, Верхотурья, Волгограда, Екатеринбурга, Ижевска.

Посетили производственные музеи металлургического завода им. А.К.Серова, механического завода, завода – музея под открытым небом в г. Нижний Тагил и побывали на чулочно-носочной фабрике посёлка Висим.

Побывали в домах-музеях уральских писателей: П.П.Бажова и Д.Н.Мамина-Сибиряка. К 75-летию Победы дети ощутили мощь боевой техники в музее г. Верхняя Пышма.

В рамках знакомства с православной культурой родители организовали экспедиции в храмы Серова, Верхотурья, Меркушино, Екатеринбурга, Ижевска.

Узнав о художественных музеях – Эрмитаже, Екатеринбургском музее изобразительных искусств решили создать свой художественный музей.

На выставке было представлено множество картин.

И теперь, ребята и родители, посетив любую выставку или музей - представляют собственную фотовыставку или презентацию.

Работники музеев отмечают, что дети не просто внимательно слушают, а стараются всё записать в свой дневник. А мы с вами, коллеги, вернёмся к стр. 5 рабочей тетради. Какие, по вашему мнению, личностные качества могут быть сформированы на данном этапе?
На этом этапе личностные качества проявляются через показатель глубины участия в деятельности; воспитывается чувство ответственности, самостоятельности в реализации поставленных задач; формируется самоуважение и эмоционально - положительное отношение к себе.

4 этап – рефлексивно-оценочный рассмотрим на примере проекта «Россия – единство непохожих». Цель этого проекта – познакомиться с культурными традициями народов России, чтобы лучше узнать, а главное, понять друг друга.

В современной России проживает более 140 народов и народностей. История, культура, обычаи, обряды и праздники даже самого малочисленного народа – это часть общероссийской культуры. Все мы разные, но главное, что нас объединяет – это любовь к родной земле, уважение к своим корням и стремление сделать жизнь красивой и мудрой.

В течение года ребята с родителями представили 25 мини-проектов, исследовав и обобщив материал о народах и народностях России. Мы узнали о народах, представленных на слайде, попробовали их национальные блюда, поиграли в их народные игры.

А в марте 2018 года была организована экспедиция в Удмуртию. Поехать смогли не все. Группа из 15человек (взрослых и детей) отправились в Ижевск и Бураново. У каждого была обязанность в течение всей экспедиции.

По приезду была организована публичная презентация о результатах экспедиционной работы для одноклассников, родителей, учителей, представителей СМИ, материалы размещены на сайте школы. Дети представили фотоотчёт, личные впечатления о знакомстве с мировыми звёздами – победителями Евровидения – «Бурановскими бабушками». Накормили гостей перепечами, которые научились готовить на мастер-классе у бурановских бабушек. Разучили с ребятами удмуртские игры.

Эти люди - Бурановские бабушки создали для нас необыкновенную атмосферу добра. Она создаётся из добрых дел, добрых чувств , воздействий на окружающую среду, памяти на добро. Эта атмосфера нас соединила, объединила, сроднила, вызвала симпатию и дружбу. Приехав из Бураново, мы попытались сохранить эту душевную гармонию и передать её другим. Объединение на почве доброго дела, добрых чувств живёт даже тогда, когда завершено доброе дело, послужившее причиной его создания. Добро выше практической нужды. И самый главный вывод: сфера добра плотно связана с традициями родной культуры, с языком, с ценностями и смыслами.

На этом этапе дети ощутили: атмосферу единения, открытости, толерантности, творческий подход к выполнению и оформлению.

Почувствовали: чуткое отношение людей, сопереживание, доброжелательность, что способствовало усилению убеждений «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

Наша встреча подходит к концу, и я прошу обратить внимание на первую и последнюю страничку рабочей тетради. Еще раз заполнить цветопись вашего здоровья. А мне хотелось бы предложить вам результаты «Дневников путешественников» моих учеников на завершающем этапе проектной деятельности.