Вебинар как новая технология организации процесса общения и передачи информации

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: д/с


В настоящее время в мире существует огромное количество различных способов передачи информации. Источником информации может выступать телевидение, радио, газеты и журналы, интернет и, конечно, сам человек. В последнее время наиболее популярным способом получения информации стали всевозможные гаджеты: телефоны, ноутбуки, планшеты, умные часы и др., которые позволяют в любое удобное время и место принимать, перерабатывать и отправлять информацию.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, толкают нас использовать в своей работе новые формы и способы передачи информации. Одной из таких форм передачи информации является вебинар.

Название вебинар произошло от английских слов web и seminar, что в буквальном переводе означает «семинар в сети». Другими словами вебинар – это онлайн-семинар, организованный при помощи веб-технологий в режиме реального времени.

Во время вебинара каждый из участников находится у своего компьютера, планшета или телефона, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.

Количество участников может варьироваться от нескольких человек до нескольких тысяч и зависит от возможностей программного обеспечения, используемого для проведения вебинара, и условий подписки на него (стоимость лицензии зависит от количества участников).

Организатором вебинара выступает ведущий вебинара, который координирует всю деятельность, проходящую в рамках вебинара. Формат вебинара предоставляет возможность докладчику передавать информацию участникам семинара, находящимся на расстоянии друг от друга, позволяя им слышать и общаться друг с другом.

Основой вебинара выступает программное обеспечение (платформа, виртуальный класс), которое позволяет организовать общение между удаленными пользователями в режиме реального времени. Существует огромное количество различных платформ для проведения вебинаров. Приведу примеры наиболее популярных из них: Clickmeeting, Webinar.ru, Mirapolis Virtual Room, My Own Conference, Imind и другие. Технические возможности и условия данных сервисов в целом одинаковые, единственное различие это цена за использование платформы.

Инструментарий вебинара включает:

– аудиосвязь и видеосвязь в режиме реального времени;

– демонстрацию видеороликов;

– показ слайдов презентации;

– работу с виртуальной доской;

– демонстрацию документов с выделением нужных областей;

– обмен и предоставление доступа к файлам;

– чат – обмен письменными сообщениями в режиме реального времени;

– демонстрацию Рабочего стола Windows и открытых на нем программ;

– голосования и опросы, которые в реальном времени позволяют собрать мнения слушателей;

– работу с удалённым рабочим столом, которую предлагают многие программные продукты, если необходимо что-то показать на компьютере другого участника вебинара;

– запись вебинаров с целью многократного использования;

– поддержку мобильных устройств;

– интеграцию вебинаров в сайт или интернет.

Использование инструментария вебинара позволяет участникам вебинара видеть ведущего-организатора, который при объяснении может демонстрировать презентацию, видео и другие документы, обмениваться со слушателями файлами и предоставлять доступ к ним. Виртуальная электронная доска позволяет оставлять записи всем участникам вебинара в соответствии с их правами.

Эффективным средством сопровождения вебинара является демонстрация рабочего стола с показом действий ведущего. Интерактивные средства дистанционного взаимодействия, такие как чат, голосование и опрос, позволяют в режиме онлайн получать информацию по тому или иному вопросу.

В рамках вебинара можно передавать права ведущего, докладчика кому-то из слушателей с возможностью показа презентации или других предварительно загруженных файлов. При этом все участники вебинара могут видеть и слышать его, и даже задавать вопросы. Современное программное обеспечение проведения вебинаров, позволяет реализовать общение аналогично общению «face to face» - «лицом к лицу».

Необходимо отметить, что возможность записи и последующего просмотра вебинара, значительно повышает интерес аудитории к участию в вебинаре с целью многократного использования.

В последнее время в образовательном пространстве популярность вебинаров набирает обороты. Это в первую очередь связано с удобством участия в мероприятии, без отрыва от работы, что экономит время и деньги. Вебинар является эффективным способом получения информации, что позволяет всегда быть в курсе новых методик, программ, разработок. И конечно, возможность интерактивного участия с получением презентаций и возможностью задать интересующий вопрос.

В формате вебинара можно проводить открытые занятия, мастер-классы, родительские собрания, круглые столы и др.

Хотелось бы о преимущества и недостатки вебинара.

К основным преимуществам вебинара относятся:

-  отсутствие географических ограничений;

-  размер аудитории, ограниченный лишь техническими возможностями и задачами мероприятия;

-  экономия времени и средств как организатора, так и участников.

Но наряду с преимуществами использования в работе вебинаров, существует и ряд недостатков. Главными недостатками вебинара являются:

- слабая обратная связь с участниками вебинара (нельзя увидеть их реакцию и т.п.).

- ограничение контроля участников вебинара (нельзя проверить, слушают они или нет);

- ограничение возможности удерживать внимание аудитории (как показывает опыт, через 90 минут вебинара аудитория «выключается» — почти не воспринимает информацию);

- ограничение возможностей для эмоционального включения аудитории в процесс взаимодействия.

Исходя из выше сказанного, можно отметить, что вебинар, как способ передачи информации, выигрывает с точки зрения привлечения числа слушателей и экономии ресурсов, но проигрывает с точки зрения усвоения информации слушателями и получения обратной связи.

Поэтому мы не можем и не должны полностью отказываться от живого общения и традиционных форм проведения семинаров, конференций, лекций, мастер-классов и т.д.

Таким образом, формат вебинара, представляет новые возможности сотрудничества, которые становятся перспективным направлением в развитии регулярного взаимодействия между образовательными организациями, педагогами и родителями воспитанников.