Методическая разработка урока по Основам православной культуры и светской этики с использованием презентации по теме «С чего начинается Родина…»

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4


Средства обучения: раздаточный материал, ТСО.

Ожидаемые результаты: найти связь между такими понятиями, как «Родина». «Семья» и «Природа». Найти ответ на вопрос «С чего начинается Родина...».

Образовательные ресурсы:

  • Основы религиозных культур и светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений\ А.И.Шемшурина. - М.: Просвещение, 2015.
  • Раздаточный материал-информационные карточки, цветные листики, трафарет дерева, памятки.
  • Презентация, музыкальные клипы.

Цель урока: Понять связь между словами «Родина» «Семья» и «Природа»

Задачи урока:

  • Узнать, как соотносятся понятия «РОДИНА» «СЕМЬЯ» «ПРИРОДА».
  • Понять, через что человек определяет неразрывную связь с Родиной?
  • Выработать правила, способствующие миру в семье.

УУД:

  • Регулятивные:
    • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
    • умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
    • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
    • выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане;
    • адекватное восприятие и понимание оценки учителя.
  • Познавательные: 
    • умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, собирать, анализировать и систематизировать информацию, выполнять логические операции;
    • осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях;
    • строить сообщения в устной форме;
    • устанавливать аналогии;
    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
    • производить сравнение, классификацию по заданным критериям.
  • Коммуникативные:
    • умение работать в парах, группами;
    • допускать существование различных точек зрения;
    • строить понятные для партнера высказывания;
    • использовать в общении правила вежливости;
    • задавать вопросы, адекватные данной ситуации;
    • передавать необходимую информацию как ориентир для построения действия.
  • Личностные:
    • проявляют положительное отношение к учебной деятельности;
    • интерес к учебному материалу;
    • знание основных моральных норм поведения;
    • формирование положительного отношения к занятиям по курсу «ОРКСЭ».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

На перемене перед уроком на экране клип Сергея Трофимова «Родина».

Ход урока

I. Организационный момент

(слайд №1)

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, уважаемые гости!

Я рада видеть вас на нашем уроке.

Желаю всем нам отличного настроения и предлагаю начать занятие с простого упражнения:

Повернитесь к своему соседу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, ведь с каждой новой улыбкой в мире рождается частичка добра.

На прошлом уроке мы говорили: «Что плохо тому, кто добра не творит никому».

Давайте, проверим, как вы справились с домашним заданием. Работать будем в группах по 4 человека (правила работы в группе на экране) (слайд №2)

Группы готовы, выбираем спикера, (предлагаю файлы с заданием), работаем по перечисленным правилам. Сигналом к окончанию обсуждения будет хлопок в ладоши.

У меня в руках разноцветные листочки (4 цвета), которые появятся на «Дереве Мудрости») если ваши ответы будут верными (ствол дерева нарисован на листе формата А-3) Пожалуйста, кто начнёт?

1 группа: Назовите нравственные действия (поступки) человека, которые можно было бы определить словами с приставкой «СО»: (6 листиков)

(сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие, совесть, содействие)

- Что означают все эти слова? (Они вселяют уверенность в том, что ты не одинок, что кто-то всегда рядом и готов своими действиями поддержать тебя как в трудную минуту, так и в радостную)

2 группа: Назовите нравственные качества, которые можно отнести к человеку, обладающему этической культурой: (5 листиков)

- Этическая культура ориентирует человека на нравственные ценности, поэтому мы выбрали: (БЕСКОРЫСТИЕ, МЕСТЬДОВЕРИЕ, ГНЕВ, БЛАГОРОДСТВО, ЗАВИСТЬ, ДРУЖЕЛЮБИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ)

3 группа: Подберите слова, которые близки по значению к слову МИЛОСЕРДИЕ:
(4 листика) (ПРОЩЕНИЕ, РАВНОДУШИЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ЗЛОБА, ЛЮБОВЬ, ЖАДНОСТЬ, ЗАБОТА, ТРУСОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ, ГРУБОСТЬ )

4 группа: Закончите предложения и прочитайте стихотворение: (7 листиков)

Не стой в стороне……..….,
Когда, у кого то………..
Рвануться на выручку …….…..
В любую минуту………..…,
И если кому — то …………..….
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был……………..,
Что годы живешь ты   ....    …….!

Слова для справки: Равнодушно / беда / нужно / поможет / не зря / всегда / прожит

5 группа: Составьте пословицы и поговорки о милосердии и доброте: (4 листика)

Сострадание —

о чужой беде болит.

Доброе сердце

несёт мир.

Милосердие никогда

начало человеколюбия.

Добрый человек

не пропадёт зря.

Таким образом, какого человека можно назвать – добрым, милосердным?

– Человека, который ориентируется на нравственные ценности, любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

- Спасибо, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями, а теперь посмотрите на наше «Дерево Мудрости», какие красивые листочки появились на нём благодаря вашим ответам. Я расположила их так, чтобы появился маленький секретик. Кто-то догадался, на что похожа крона нашего дерева? Правильно, на СЕРДЦЕ.
- А может ли человек жить без Сердца?

- Нет.

(слайд №3) «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
К.Паустовский

- Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

- Правильно, о том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине. Вы мне можете сказать, что уже не раз говорили о Родине, Отечестве, Малой Родине. Изучали символику государства, рассуждали о патриотизме и будете правы.

(слайд №4)

- Тогда о чём будет наш разговор сегодня? Ответить на этот вопрос нам поможет песня, послушайте её внимательно.

Звучит песня в исполнении Бернеса «С чего начинается Родина…»

- Кто-то может назвать тему урока? (ответ ученика)

Тема: «С чего начинается Родина…» запись на доске и в тетрадях
(слайд №6)

- Скажите, пожалуйста, какие чувства возникли у вас в душе, когда звучала эта песня?

- НЕЖНОСТЬ     ТЕПЛОТА     ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ     ДУШЕВНОЕ СПОКОЙСТВИЕ     УМИРОТВОРЕНИЕ     ГОРДОСТЬ

- Вы обратили внимание, что песня для всех была одна, а чувства у каждого она вызвала разные. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Цель нашего урока:

Понять связь между словами «РОДИНА» «СЕМЬЯ» и «ПРИРОДА» и ответить на вопрос «С чего начинается РОДИНА...»

Я предлагаю следующий план работы, который поможет достигнуть поставленной цели и будет задачей нашего урока (открыть вторую половинку доски, где заранее записаны эти три пункта)

1. Узнать, как соотносятся понятия «РОДИНА» «СЕМЬЯ» «ПРИРОДА».
2. Понять, через что человек определяет неразрывную связь с Родиной?
3. Выработать правила, способствующие миру в семье.

- Когда речь идёт о Родине, то в памяти каждого рождается своя картина. Почему так происходит, как вы думаете? Ответы учеников.

- Все люди разные, у каждого человека свои чувства. И картины в памяти возникают тоже разные, но всех нас связывает одно общее понятие «РОДИНА», оно всегда связано с пробуждением чувств, живущих в душе каждого человека.

Подумайте и попробуйте ответить, что вы чувствуете

когда звучит гимн России в честь наших побед (ГОРДОСТЬ   ВОСТОРГ   РАДОСТЬ)

…когда вы узнаете о достижениях наших учёных, артистов, спортсменов (ВОСТОРГ    ВОСХИЩЕНИЕ    ВДОХНОВЕНИЕ)

… а когда мы говорим о детях, совершивших отважные и мужественные поступки, сумевших побороть недуг или сложные жизненные ситуации
… а ваши личные успехи и победы, разве они могут оставить равнодушными…

ФИЗМИНУТКА: Бывает так, что свои чувства и эмоции мы сопровождаем действиями: например, восхищение (хлопаем в ладоши), а недовольство (топаем ногами и качаем головой из стороны в сторону), восторг (руки вверх)

Получается, что чувства, которые мы проявляем в разных жизненных ситуациях, и передают наше восприятие Родины через наши эмоции, воспоминания, историю семьи, личное отношение к жизни. К этим чувствам вы будете возвращаться в течение всей своей жизни.

О неразрывной связи человека с Родиной очень точно сказал Вольтер: «Отчизна - это край, где пленница душа».  Как вы понимаете это выражение? (ОТВЕТЫ)

Я расскажу вам одну притчу, а вы подумайте и дайте ответ на вопрос:

Почему возникает желание вернуться на Родину? (запись на доске)

Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.

Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…

Но для счастья ему всегда чего-то не хватало. Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве. Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось. Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался. - «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки: «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок. Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе напоминают. Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.

А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…

Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…

Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.

И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье, которое не купишь ни за какие богатства мира.

Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы поняли смысл этой притчи? (Ответы детей)

- Для каждого человека родной дом, семья, это место, куда всегда хочется вернуться, если там царят мир и любовь. Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Благополучие общества начинается с благополучия семьи. Если кто-то этого не понимает, то несчастен тот человек».

- Ребята, скажите, пожалуйста, о какой семье мечтает каждый ребенок? (Ответы детей).

- Сейчас мы попытаемся выделить правила, соблюдая которые можно достигнуть мира и взаимопонимания в семье. (Работаем в парах)

У вас на партах есть распечатки с заданием. Вам необходимо распределить все пожелания в три группы по 3 предложения в каждую, следующим образом:

Как себя необходимо вести:

- Чтобы не было ссор;

- Чтобы в семье на вас не кричали;

- Чтобы нравилось быть дома;

ХЛОПОК

Работу закончили. Откройте учебник на стр.141 и сверьте с образцом, который предлагает нам автор учебника. Оценить вашу совместную работу помогут смайлики.

Если следовать этим правилам, то в семье всегда будет царить атмосфера взаимопонимания и любви. В таких семьях люди стараются свободное время проводить вместе.

Каким образом это можно сделать? Ответы детей (кино, прогулки, игры, выезд на природу)

- А есть ли в ваших семьях свои традиции? Ответы детей

- Судя по вашим ответам, очень многие семьи любят проводить время на природе и это хорошо, ведь любое общение с природой дарит человеку радость. Нам дороги эти мгновения, ведь мы - порождение природы и тянемся к ней. К природе надо научиться прикасаться душой, беречь каждый цветочек, каждое дерево, здесь важно видеть и чувствовать. Как вы считаете, зачем необходимо охранять природу, заботиться о братьях наших меньших, подкармливать птиц, не мусорить, когда идем в лес? Ответы детей

М.М.Пришвин писал: «Любить природу, значит любить родину. Охранять родную природу – значит охранять родину». Эти слова являются наилучшим выражением значимости природы в нашей жизни.

- Вернёмся к цели нашего урока, скажите удалось нам определить связь между понятиями Родина, Семья, Природа.

Как они связаны между собой?

Ответы детей (ЧЕРЕЗ ЧУВСТВА)

Рефлексия

Чтобы провести рефлексию, я предлагаю вам снова объединиться в группы по 4 человека и составить СИНКВЕЙН по теме нашего урока. Ключевое слово

РОДИНА
2 прилагательных
3 глагола
Предложение
Ассоциация
Видеоролик (песня «С чего начинается Родина» без слов с видами родного края и города)

- Закончить наш урок я хочу словами доктора филологических наук, профессора Д.С.Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему».

Домашнее задание: Учебник стр.140-143 прочитать, устно разобрать все вопросы на стр.143, в тетради написать небольшой рассказ о своей Родине, о своей семье или о любимом уголке природы.