Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Воздух – невидимка»

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Дополнительное образование, Мастер-класс

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа


План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально-коммуникативное»,
  • «Художественно-эстетическое развитие»,
  • «Речевое развитие».

Задачи:

  • Формировать представления детей о том, для чего человеку воздух, каким бывает воздух и как его обнаружить в помещении («Познавательное развитие»)
  • Развивать умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы; развивать познавательный интерес.
  • Воспитывать коммуникативные умения, бережное отношение к природе («Социально-коммуникативное развитие»)
  • Развивать творческие способности детей («Художественно-эстетическое развитие»)
  • Развивать речь детей, активизировать словарь, умение отвечать на вопросы, выражать свои мысли. (Речевое развитие).

Методы и приемы:

  • практические: физкультминутка, игровое упражнение «Делаем выводы», проведение опытов, игры с мыльными пузырями.
  • наглядные: показ, рассматривание
  • словесные: чтение стихотворения, загадывание и отгадывание загадок, рассказ, обсуждение, ответы на вопросы.

Материалы и оборудование: Бумажные веера на каждого ребенка, трубочки для сока, стаканчики с водой на каждого ребенка, сюжетные картинки, салфетки бумажные, мыльные пузыри на каждого ребенка.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка

Игровая

Игровая ситуация с мыльными пузырями, игровое упражнение «Делаем выводы».

Познавательно-исследовательская

Наблюдения за мыльными пузырями, рассматривание картин «В лесу», «На море», «В горах», рассматривание веера, экспериментирование с веерами, с водой.

Коммуникативная

Беседа о свойствах воздуха, сюжетная игра с веерами, ситуативный разговор о воздухе, вопросы, ответы на вопросы.

Изобразительная

Зарисовка на доске правильных ответов о значении воздуха.

Восприятие (художественной литературы и фольклора)

Чтение стихотворения о воздухе, загадывание и отгадывание загадок.

Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)
- Самообслуживание

Поручения для дежурных: помочь воспитателю разложить веера на столы и салфетки.
Применение салфеток во время экспериментирования с водой.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1. Читает стихотворение:
Чтобы ночью крепко спать
Нужно воздухом дышать
Грудью всею, глубоко
Это сделать нам легко.
Воздух в нас влетает сам -
Знает он, что нужен нам
Приглашения не ждет,
Сам торопится к нам в рот!
Слушают стихотворение Владеют умением внимательно слушать, активно обсуждать и отвечать на вопросы, понимают устную речь
2. Задает вопрос:
- Для чего нужен человеку воздух?
Отвечают на вопрос, каждый высказывает свое мнение.
Правильные ответы вместе с воспитателем зарисовывают на доске.
Проявляют творческую активность
Имеют представления зачем человеку нужен воздух
3. Показывает картины:
«В лесу», «На море», «В горах».
Задает вопросы:
- Как вы думаете, где самый чистый воздух?
- Почему без воздуха человек не может прожить?
Рассматривают картины. Рассказывают, что они видят на этих картинах, рассуждают, беседуют, высказывают предположения. Умеют рассуждать, высказывать свое мнение
4. Задает вопрос: Отвечают на вопрос: Как мы можем почувствовать воздух?
Высказывают свое мнение
Обладает развитым мышлением, воображением
5.

Загадывает загадку:
Летит без крыльев и поет
Прохожих задевает
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.

Задает вопрос: - А вы знаете, что такое ветер?
Ветер - это движение воздуха в природе.
Как можно сделать небольшой ветерок?

Слушают и отгадывают загадку

 

 

Отвечают на вопрос, рассуждают, высказывают свое мнение

Имеют представление
о ветре, как природном явлении
6. Организует экспериментальную деятельность
Опыт №1.
Предлагает детям рассмотреть на столах веера. Показывает, как ими пользоваться. Объясняет, что воздух легко обнаружить, если создать его движение и что его можно почувствовать кожей лица – это будет легкий ветерок.
С интересом наблюдают, рассматривают веера, обмахивают себя.
Рассказывают, какие у них были ощущения, какой был воздух
Проявляют любознательность, интерес к участию в экспериментировании
Задает вопрос: Какой воздух, мы можем его увидеть? Вывод: воздух прозрачный, невидимый. Отвечают на вопрос Имеют представления о свойствах воздуха
7. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед
Влево, вправо поворот
Руки вниз, на пояс, вверх,
Ждут открытия нас всех!
Выполняют двигательные упражнения Развита двигательная активность
8. Проводит опыт №2.
Предлагает детям подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Задает вопрос: - Что происходит?

Проводят исследование.

Отвечают на вопрос, что в стакане появились пузырьки.

Умеют проводить эксперименты, делать выводы
  Вывод: значит воздух есть внутри нас. Объясняет, что мы сначала вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку и так получаются пузырьки.
Задает вопрос о мыльных пузырях.
Делают вывод и отвечают на вопрос: Какие пузырьки можно еще пускать? Мыльные.  
9. Организует игры с мыльными пузырями. Пускают мыльные пузыри. Проявляют умение и интерес к участию в совместных играх
10. Загадывает загадку про воздух и задает вопрос:
Кому еще нужен воздух?
Вывод: воздух нужен всему живому.
Отгадывают загадку,
Отвечают на вопрос, что воздух нужен еще растениям, животным.
Владеют умением использовать полученные знания и делать выводы о значении и свойствах воздуха
11. Организует игровое упражнение «Делаем выводы» Встают в круг. Делают выводы. Умеют обнаружить воздух в помещении

12.

Благодарит за активное участие и предлагает детям выбрать смайлика: если занятие понравилось – веселый смайлик, если не понравилось – грустный смайлик.

Выражают свое эмоциональное состояние, выбирают смайлик.

Владеют умением активно взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми.

Итоговое мероприятие: Конкурс «Превращение воздушного шарика»