Трёхъязычие – путь к социализации личности в полилингвальном обществе Казахстана. Из опыта работы КГУ «Областная специализированная школа-лицей-интернат для одарённых детей ЛОРД»

Разделы: Иностранные языки, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: языковое многообразие, полилингвальная личность, казахстанская идентичность, единство языков, сотрудничество


Согласно демографическим данным на начало 2019 года на территории Казахстана постоянно проживают представители 125 наций и народностей, этнос казахи составляет большинство населения (67,98 %). Следующие, русские (19,32 %), узбеки (3,21 %), украинцы (1,47 %), уйгуры (1,47 %), татары (1,10 %) и другие[1]. Это значит, что в условиях проживания в многонациональном обществе Казахстана учащимся необходимо владеть не только L1 как родным языком, но и владение государственным языком и владением русским языком, языком межнационального общения, который является необходимым условием социализации личности в полилингвальном обществе Казахстана. Главной целью «Государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011–2020 годы» является: гармоничная языковая политика, обеспечивающая полномасштабное функционирование государственного языка как важнейшего фактора укрепления казахстанской идентичности и единства при сохранении языков всех этносов, живущих в Казахстане[2: 1-2]. «Мы будем бережно относиться к нашему общему историческому наследию. Мы будем преумножать культурное многообразие народа Казахстана. Мы будем следовать принципу развития государственного языка как основы консолидации общества, трехъязычия как главного условия конкурентоспособности нации. Мы – Большая Страна – Большая Семья» гласит (Патриотический акт "Мәңгілік ел", 26 апреля 2016 г.Астана). В лицее созданы все условия для гармоничного функционирования: казахского, русского, английского языков, что позволяет нашим учащимся показывать положительные результаты в конкурсах и олимпиадах, быть конкурентно способными в современном обществе. У педагогов и учащихся нашего лицея есть уникальная возможность обмена опытом не только с коллегами и ребятами нашей Республики, но и выходить за пределы Родины, участвуя в творческих конкурсах - занимать почётные призовые места. Всё это благодаря тесному взаимодействию учителей лицея с преподавателями кафедры русского языка и литературы СКГУ им. М.Козыбаева, с «Назарбаев интеллектуальной школой» г.Петропавловск, с Северо-Казахстанской областной универсальной научной  библиотекой им. Сабита Муканова. Более подробно хочу остановиться на результате данного взаимодействия

Учащиеся КГУ «Областная специализированная школа-лицей-интернат для одарённых детей ЛОРД» под руководством учителей русского, английского и казахского языков в рамках программы «Рухани Жанғыру» приняли участие в Полиязыковом областном конкурсе любительских видеоблогов «Мой край родной, мой север Казахстана», посвященный родному краю: его истории, культуре, природе. По завершению своего выступления я продемонстрирую один из роликов участника конкурса нашего лицея, занявшего первое место. В 2018-2019 учебном году учащиеся лицея в программе Бонус ЛОРД выиграли туристическую поездку по Сакральным местам СКО, которая включала в себя экскурсию в Жамбыльский район в село Пресновка и станцию Кажаберген Жирау. Учащиеся, лично прикоснувшиеся к культуре и наследию Сакральных мест СКО, 21 сентября обменялись своими впечатлениями на трёх языках: казахском, русском, английском на «круглом столе» «Сакральная география Северного Казахстана», который был организован совместно с кафедрой русского языка и литературы и работниками музейного комплекса «Резиденция Аблай хана» на базе резиденции.

В Казахстане выработан уникальный опыт взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Создан уникальный институт культурного и религиозного взаимодействия — Ассамблея народа Казахстана, получившая, как известно, возможность непосредственно участвовать в законотворческой деятельности Парламента Казахстана. Учителя лицея совместно с Ассамблеей Народа Казахстана СКО, организовывают совместные уроки, с целью воспитания национального самосознания, толерантности, взаимоуважение наций, культур, истории и языков народностей, проживающих на территории нашего государства.

Благодаря тесному взаимодействию с кафедрой русского языка и литературы у нас открылась уникальная возможность взаимодействия с «Россотрудничеством». Лицей принимает участие в проектах Представительства «Россотрудничества» и имеет положительный результат в данном направлении: учащиеся 7-х классов Бариев М., Бухонина А. участвовали в проекте «Наши герои», где заняли призовые места и были удостоены поездки на финальный конкурс, который был организован в Международном лагере «Артек». Бариев М. занял I место среди учащихся стран СНГ. По линии Россотрудничества учителя русского языка Мурзабаева С.М., Плескацевич Ю.А. были приглашены на семинар по повышению квалификации в г. Москву. Заместитель директора по языкам Заиченко Ю.А. была приглашена на Международный Конгресс «Языкова политика Содружества Независимых государств» в республику Беларусь г.Минск. Представительство Россотрудничества совместно с АО «Сбербанк» подарили нашему лицею доступ к материалам сайта «1 Сентября» на один год. На сегодняшний день подключились к сайту 14 учителей, 3 учителя прошли вебинары, 10 – прослушали видеолекции, 1 учитель - курс обучения на 6 часов, 5 учителей - прошли обучения на 36 часов, 1 учитель – курс обучения 72 часа.

Олимпиадная подготовка в лицее – это совместная сеть мероприятий учителей предметников лицея с преподавателями кафедр СКГУ им. М.Козыбаева. В частности высокие результаты на областной и республиканской олимпиаде по предмету русский язык и литература. 2017-2018 год учебный год 3 место в Республике по русскому языку Тошкоштан К., 2018-2019 год золото Тонкоштан К., надеемся не потерять позиции в этом году на республиканской олимпиаде. Дегтярёва М. представлена к участию в республиканской олимпиаде так же по предмету русский язык и литература.

В Республике Казахстан всегда с особой заботой и вниманием относились к развитию языкового богатства народов государства, понималась его роль в развитии современного общества. Это можно понять, изучив один из первых принятых в суверенном Казахстане законов — «О языках в Республике Казахстан» (от 11.07.1997 г.), который объявляет все языки народов Казахстана национальным достоянием, историко-культурным наследием страны [4] Вопрос воспитания полилингвальной личности в Казахстане, так же остаётся актуальным в наши дни.

Поликультурное образование в Республике Казахстан является одним из приоритетных направлений в системе образования, и является важной частью современного образования, способствующей приобретению знаний о духовных и культурных ценностях, традициях других народов. Именно образование является важнейшим этапом в процессе формирования и развития поликультурной, толерантной личности, уважающей не только свою, но и культуру других народов; этапом, когда осознанно и целенаправленно формируются ценностные ориентиры, жизненные принципы и приоритеты молодого поколения, складываются мирные отношения в полилингвальном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. https://ru.wikipedia.org/wiki

2. Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы.

http://edu.resurs.kz/elegal/programma-2016-2019

3. Патриотический акт - "Мәңгілік ел"(г. Астана, 26 апреля 2016 года)

https://www.zakon.kz/4789847-patrioticheskijj-akt.html

4. Закон «О языках в Республике Казахстан» от 11 июля 1997 года N 151.

5. Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования от 31 октября 2018 года № 604.

6. Закирьянов К. В условиях активного билингвизма // Народное образование – 1998. - №5. – С.74–76.

4. Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 г.

http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana

5. Пинегин А.А., Компанийцева Л.В. Английский язык, давай дружить! Или как ввести ребенка в мир английского языка. – М.: Авангард, 1999. – 116с.