Использование дидактических приёмов в процессе формирования культуры речи и орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Вступление

Что такое культура речи? – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднённое построение речевых высказываний для оптимальных оптимального решения задач. Говоря о содержании и объёме понятий культуры речи, я отмечаю следующие: слово, речь, коммуникацию, язык, текст, качество речи. Слово, речь – являются в первую очередь показателем общей культуры человека, в том числе показателем его профессиональной пригодности…. Предлагаю вспомнить советский художественный фильм 1975 года «Дневник директора школы» сценарий фильма был написан известным советским кинодраматургом Анатолием Гребнёвым. Впоследствии киноповесть была переработана автором в пьесу «От первого лица». Картину по сценарию Гребнева поставил Борис Фурмин. Это фильм о повседневной жизни директора ленинградской средней школы № 183 Борисе Николаевиче Свешникове (в главной роли Олег Борисов), который до войны собирался стать писателем, но после войны сумел найти себя в работе с детьми. К делу он относится с повышенной требовательностью, ответственностью, осознавая важность роли учителя в судьбе учеников.

В этом фильме два любопытных эпизода, имеющих прямое отношение к предмету нашего разговора, о том, что важнейшим средством коммуникации является слово, речь человека.

Первый эпизод. Жена директора школы спрашивает мужа, принял ли он на работу учительницу младших классов. Он ей отвечает: «Нет» и добавляет: «К тому же она «транвай» говорит».

Второй эпизод. Директор школы беседует с молодой учительницей, которая подала заявление с просьбой принять её на работу. Директор задаёт своей собеседнице на первый взгляд совершенно безобидный вопрос: «На чём вы доехали до школы?» Она отвечает: «На автобусе». «А ещё на чём можно сюда доехать? – спрашивает директор. «На трамвае», - последовал ответ. Директор удовлетворённо кивнул головой и сказал: «Совершенно правильно, на трамвае»»…

Следовательно, слово, речь – показатель общей культуры человека, его развития, его речевой культуры. Вот почему овладение родным языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьный период.

Особенно актуальными становятся умения, знания и навыки, касающиеся культуры речи и орфографической грамотности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. Учащиеся 9, 11 классов, чтобы успешно сдать экзамены, должны хорошо ориентироваться в системе норм, охватывающих все стороны литературного языка: произношение (орфоэпические нормы, акцентологические нормы), лексику (лексические нормы, фразеологические нормы), словообразование (словообразовательные нормы), морфологию (морфологические нормы), синтаксис (синтаксические нормы), правописание (орфографические и пунктуационные нормы).

Учитель обязан совершенствовать речь учащегося, обогащать его словарный запас, тем самым, развивая и повышая культуру речи учащихся. Для этого в практике каждого учителя имеются в наличии самые разные дидактические приёмы. Говоря о понятии, «дидактический приём» необходимо отметить, что это «обусловленное методом конкретное действие учителя или ученика, которое характеризуется завершённостью и ведёт к достижению ближайшей учебной цели, к решению частной задачи обучения».

Основная часть. Примеры «рецептов» дидактических приёмов по формированию культуры речи и орфографической грамотности учащихся на уроках русского языка (Из опыта работы)

Итак, приведу несколько примеров – «рецептов», которые помогают формировать культуру речи и орфографическую грамотность учащихся на уроках развития речи в 9 классе при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему: Что такое сила воли?» 15.3.

Одним из эффективных дидактических приёмов, повышающих интерес к учебному материалу, служит на начальном этапе урока (введение, «разогрев учебной группы», включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку») такой дидактический приём, как завязка или «запуск» диалога (разновидность диалога - деловой разговор ребят о силе воли). Этот приём даёт возможность сделать логический переход к работе над толкованием ключевого понятия темы сочинения «Что такое сила воли?». На данном этапе используется дидактический приём «Лингвистический микроскоп». Это лингвоанализ ключевого слова, морально-этического понятия, фразы и т.д. что обеспечивает их индивидуальную, групповую, коллективную интерпретацию.

В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета. Лексикология (от др.-греч. λέξις — слово, выражение, λόγος — наука, суждение) — раздел лингвистики, изучающий лексику. Лексикология делится на общую и частную. Частная лексикология изучает лексический состав какого-либо конкретного языка. В лексикологии рассматриваются: слово и его значение; система взаимоотношений слов; история формирования современной лексики; функционально-стилевое различие слов в разных сферах речи. В целом в ходе использования приёма «Лингвистический микроскоп» учащиеся систематизируют материал для вступления к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (толкование + комментарий определения или понятия)

Примерные этапы работы дидактического приёма «Лингвистический микроскоп»

1 этап. Толкование значения понятия (определения).

2 этап. Какие ассоциации вызывает данное понятие (определение)? С чем можно сравнить по аналогии данное понятие (определение)?

3 этап. Комментарий. Насколько актуально сегодня это морально-этическое понятие; какую роль оно играет в нашей жизни; что в своих афоризмах говорили об этом понятии известные люди

4 этап. Подобрать синонимы к данному понятию.

5 этап. Подобрать определения к данному понятию.

6 этап. Работа над правописанием (орфографические и пунктуационные нормы) подобранных слов к данному понятию.

Примерный порядок работы над значением понятия «Сила воли» (лингвоанализ ключевого слова)

1.Что такое воля?

2. Какие ассоциации вызывает данное понятие (определение)

3. С чем можно сравнить по аналогии волю?

4. Что такое сила воли (качество, степень усилия, способность)

5. В каких волевых качествах проявляется сила воли?

6. С чем можно сравнить по аналогии силу воли?

7. Какую роль сила воли играет в жизни человека?

8. Подобрать синонимы к данному понятию.

9. Подобрать определения к данному понятию.

10 Работа над правописанием (орфографические и пунктуационные нормы) подобранных слов к данному понятию.

В процессе толкования морально-этического понятия можно использовать способ аналогии, а так же способ ассоциаций.

Дидактический приём «Аналогия». Аналогия – это способ пояснения того или иного понятия посредством привлечения какого-либо близкого по смыслу образа. Аналогию можно эффективно использовать в сочинении, для того чтобы дать определение понятию и перейти к комментарию.

1. (Вводим аналогию). Совесть можно сравнить с компасом.

2. (Раскрываем значение, признаки аналогии, которые используем для пояснения). С помощью компаса человек может сориентироваться, выбрать правильное направление в своих действиях.

3. (Раскрываем смысл понятия). Совесть тоже помогает человеку выбрать правильное решение между хорошим и плохим поступком.

Затем комментируем данное нами определение, расширяя свой ответ. Можно сказать о том, насколько актуально сегодня это морально-этическое понятие; какую роль оно играет в нашей жизни; что в своих афоризмах говорили об этом понятии известные люди.

Можно также применить дидактический приём «Ассоциация». Начать работу с данным приёмом с вопроса: Какие ассоциации вызывает у вас понятие «совесть»? Может быть, оно ассоциируется с такими словами как «достоинство», «честь», «самокритичность», «уважение»? Запишите эти слова сверху основной темы.

Теперь следует написать отрицательные ассоциации. Эгоизм, подлость, трусость, ложь – небольшой список слов, которые можно написать снизу основной темы. Все эти слова – скелет будущего сочинения. Попытайтесь связать их между собой и начните с вопроса «Что такое совесть?». Сочинение-рассуждение также можно начать с высказывания писателя или цитаты из книги, подходящей по смыслу.

Даётся толкование слову. Например: Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение, и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; нравственные принципы, взгляды, убеждения. Упреки совести. Голос совести. Совесть мучает. Совесть нечиста. Не иметь ни стыда ни совести. Потерять совесть. – Среди зверей я зверем стал, Вином я совесть усыплял И ум гасил. Н.Некрасов, «Несчастные». Редко отыщется человек, который на вопрос совести — как он живет? — ответил бы, что живет вполне правильно. Федин, Первые радости.

Подбираются синонимы к слову «совесть» (а также близкие по смыслу слова и выражения) стыд, совестливость, стыдливость, робость, застенчивость; ответственность; вера, убеждение, убеждённость, ручательство; моральная ответственность.

Отвечая на вопрос, какой бывает совесть (определения приводятся в именительном падеже) учащиеся подбирают определения: нечистая, неспокойная, чуткая, чистая, незапятнанная, спокойная, обострённая, встревоженная, чувствительная, больная, беспокойная, ходячая, измученная, партийная, собственная, революционная, христианская, гражданская, коллективная, комсомольская, общественная, интеллектуальная, религиозная, человеческая, народная, профессиональная, добрая, личная, рабочая, свободная, социальная, живая, лёгкая, научная чёрная, возмущённая, растревоженная.

На заключительном этапе проводится работа над правописанием (орфографические и пунктуационные нормы) подобранных слов к данному понятию.

Правописание -Н- и –НН-в словах.

Правописание слов с удвоенными буквами

ответственность; убеждённость, возмущённая, революционная, растревоженная, незапятнанная, измученная, встревоженная, общественная

Моральная, религиозная, христианская, комсомольская, чувствительная, социальная,

интеллектуальная, коллективная, профессиональная.

беспокойная, растревоженная, обострённая,

Значение слова «Мораль» в словаре Ожегова.
МОРАЛЬ, -и, ж.
1. Нравственные нормы поведения, в отношении с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая м. Человек высокой морали,
2. Логический, поучительный вывод из чего-н. Отсюда м.: так поступать не годится. М. басни.
3. Нравоучение, наставление (разг.). Читать м. каму-н. || прил. моральный, -ая, -ое (к 1 знач.). Значение слова «Мораль»

На уроках русского языка в старших классах в процессе работы над написанием сочинения-рассуждения 15.3. обращение к текстам (пособие Цыбулько) из художественных произведений даёт возможность увидеть, как живут, как используются языковые средства (фонетические, лексические, грамматические, синтаксические) в «образцах художественной литературы». К ним обращаются учащиеся, работая с Аргументом 1 сочинения на морально-этическую тему 15.3.

А, систематизируя материалы для написания аргумента № 2, я предлагаю тексты о выдающихся людях из сборников Егораевой, Цыбулько для подготовки к устному собеседованию. Таким образом, в течение года девятиклассники одновременно работают с пособием для подготовки к письменному и устному экзаменам по русскому языку.

Данный приём в работе с текстами на уроках русского языка способствуют не только развитию речевой грамотности, но и формированию диалектического мировоззрения, ведь язык – это способ осмысления и постижения бытия.

Уроки русского языка – это диалог ученика с учителем, с другими учащимися, наконец, с автором художественного текста. Это обсуждение языковых проблем, поиск, открытие писателя, его замысла и себя через текст. Эта активная исследовательская деятельность, когда многие ответы на сложные вопросы, поставленные художественной литературой, приходится искать самому, и у каждого они могут быть свои. В художественном тексте мы видим внутреннюю силу языка.

Заключение

Актуальность дидактического приёма «Лингвистический микроскоп» помогает учителю организовать работу над формированием умений и навыков у учащихся, которые проверяются на экзаменах в соответствии с критерием С3К1 «Толкование значения слова» при работе с сочинением - рассуждением по прочитанному тексту.

С3К1

Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение, или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

Список использованной литературы

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М.:«Просвещение»
  2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. - М.: Академ А, 1999
  3. Васильевых И.П. Гостева Ю.Н. ОГЭ.2018. Русский язык. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2018.
  4. Голованова Д.А., Кудинова Р.И., Михайлова Е.В. Русский язык и культура речи. Краткий курс. «Окей-книга», 2009
  5. Казарцева O.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
  6. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.
  7. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.-М.,1975
  8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, М.: Просвещение, 1986
  9. Цыбулько И.П. ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты – М., Издательство «Национальное образование», 2018.