Анализ поэтического текста в 5-м классе как универсальный инструмент формирования предметных компетенций

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: анализ поэтического текста


Анализ поэтического произведения – удивительный инструмент в обучении школьников. Использовать его нужно уже в 5 классе. Чем раньше ученики познакомятся с этим видом работы, тем проще им будет работать с текстами любого типа.

Навыки анализа стихотворения позволяют достичь следующих предметных результатов в соответствии с ФГОС:

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.  

Умения, которые необходимо активно формировать именно на уроках литературы в 5 классе (в соответствии с ФГОС):

  • определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Большинство из перечисленных умений уверенно формируются при анализе поэтического текста, именно поэтому он может быть назван универсальным средством формирования предметных компетенций на уроках литературы, которые могут быть применены учащимися и на других уроках. Для ученика, научившегося анализировать стихотворения, уже не будет представлять трудности и любой прозаический текст. Эти навыки потребуются не только для того, чтобы успешно изучить школьную программу по литературе, но и для того, чтобы максимально результативно написать сочинение на ОГЭ или ЕГЭ по русскому языку.

В 5 классе происходит первое знакомство с техникой анализа поэтического произведения. В связи с этим анализ максимально упрощён и схематичен, что, однако, не делает его примитивным и малосодержательным. Анализ стихотворения в 5 классе – это первый шаг на пути к полноценному глубокому анализу поэтического текста, который выполняют ученики старших классов. Чтобы этот путь был успешен, необходимо идти от простого к сложному, учитывая и возрастные особенности детей, и их психологические характеристики.

В 5 классе, прежде чем знакомить детей с алгоритмом анализа стихотворения, важно в доступной пятиклассникам форме рассказать назначение анализа стихотворения. Естественно, не в сухой форме, а с долей фантазии.

Например, заинтриговать их, сообщив, что анализ стихотворения позволит им заглянуть в тайную комнату, вход в которую разрешён лишь избранным, так как не каждому дано увидеть за словами скрытые смыслы. Стихотворение – это головоломка, ребус, и его анализ – это, выражаясь знакомыми современным школьникам словами, это квест, челлендж, успешное прохождение которого позволит ученику приобщиться к магии поэзии. Можно сказать, что совсем не случайно многие не любят стихи – они их просто не понимают. Ученик, овладевший техникой анализа стихотворения, подобен хранителю тайного знания.

После этапа мотивации можно переходить к объяснению алгоритма анализа стихотворения. В 5 классе, как уже было сказано выше, это упрощённая схема, включающая всего 6 шагов:

  1. Тема
  2. Композиция
  3. Лирический герой
  4. Средства художественной выразительности (СХВ), цель их использования
  5. Основная мысль (позиция автора)
  6. Моё отношение к основной мысли.

Схема не просто даётся ученикам, каждый шаг подробно объясняется. Чаще всего на это уходит целый урок, но результаты стоят того, чтобы посвятить алгоритму 45 минут.

Начинается анализ с темы. Говоря о теме стихотворения, учитель должен дать клише, которые помогут ученикам верно её сформулировать, например «В стихотворении говорится о …». То же и при формулировании основной мысли: «Автор утверждает, что…», «Автор считает, что…» и т.д., эти клише не только избавят учеников от поиска слов, но и направят их мысль по верному пути. Ученики часто путают тему и основную мысль, в связи с этим важно уже в 5 классе чётко разграничить эти понятия: тема – это сюжет, события, то есть ответ на вопрос «о чём автор написал?», основная мысль – это мораль, мнение автора, то есть ответ на вопрос «зачем автор это написал?».

После того как «Тема» сформулирована, необходимо сказать, что все остальные шаги должны помочь нам верно определить основную мысль автора, то есть понять авторский замысел. Каждый успешный шаг – это освоенный уровень мастерства в подчинении поэтического слова своей воли.

Начинается этот процесс с анализа композиции стихотворения – то есть его структуры. Для пятиклассников некоторые термины, такие как «композиция», будут абсолютно новыми, поэтому необходимо не просто назвать термин и дать ему определение, а обсудить с ними, что он может значить, какие есть однокоренные слова, обязательно дать возможность произнести термин вслух. При анализе композиции ученики должны научиться выделять смысловые части текста, которые не всегда совпадают со строфами, и описывать то, о чём говорится в каждой из них. Это позволяет глубже осмыслить суть лирического текста, научиться сжатию текста, пересказу поэтического текста.

Следующий шаг – «Лирический герой». Многие ученики, в первый раз столкнувшись с этим понятием, не сразу понимают, кто это. Путают с автором или героем стихотворения (например, в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» некоторые ошибочно определили в качестве лирического героя воробья, купающегося в песке). Сложность ещё в том, что лирический текст часто глубоко личный, поэтому дети запросто ставят знак равенства между автором и лирическим героем. Чтобы такого избежать, можно привести в пример детективы, написанные от лица преступника: повествование от первого лица в художественном тексте не означает, что автор и есть преступник. Когда появляется ясность в отношении лирического героя, надо рассказать, о чём писать на этом этапе. Мысли, чувства, настроение лирического героя – вот, что нас должно интересовать. Обычно с этим проблем не возникает. Ученики верно определяют, расстроен ли он или он рад, или он восхищён и т.д.

Четвёртый шаг – «СХВ». В 5 классе мы знакомимся с четырьмя основными тропами: эпитетом, метафорой, сравнением, олицетворением. Причём, знакомя учеников с этими терминами, учитель должен не просто дать словарные определения, а «перевести» их на детский язык. Как мы с пятиклассниками ищем тропы в тексте? Сначала предлагаю найти слова и словосочетания, употреблённые не в прямом значении, а в переносном, после этого ответить на вопросы: есть слова «как», «будто» и др.? – значит перед нами сравнение; это черта живого у неодушевлённого? – значит перед нами олицетворение; это прилагательное? – значит перед нами эпитет; это другая часть речи? – значит перед нами метафора. Естественно, что это очень условные объяснения, но в 5 классе на начальном этапе очень помогают в поиске СХВ. Договариваемся с ребятами, что ищем три любых тропа. Когда они найдены и записаны, определяем, с какой целью они используются. Что описывают эти тропы, какой образ характеризуют. Написать, что они используются для придания красоты стихотворению, нельзя – об этом предупреждаю сразу.

Когда осмыслена структура стихотворения, определено настроение лирического героя, выявлены СХВ, можно приступать к формулированию основной мысли. Анализ композиции позволяет определить, что в центре авторского внимания то, о чём часто или больше говорится; настроение лирического героя помогает чётче понять авторское отношение к описываемому, СХВ указывают, на чём автор хотел акцентировать читательское внимание, к каким образам привлечь его. Выше уже упоминались клише, которые помогут структурировать мысль учеников.

Когда основная мысль сформулирована, ученикам предлагается приступить к последнему шагу – выразить своё отношение к авторской позиции. Сразу оговариваем, что писать «Мне понравилось стихотворение …» или «Мне не понравилось стихотворение …» нельзя. Фраза должна начинаться со слов «Я согласен с мнением автора, потому что …» или «Я не согласен с мнением автора, потому что …».

Таким образом, выполнение пятиклассниками анализа стихотворения даже по такой упрощённой схеме позволяет формировать у них как минимум 11 из 13 выше перечисленных предметных умений в соответствии с ФГОС. Кроме этого, анализ стихотворения позволяет формировать личностные УУД, регулятивные, познавательные и коммуникативные. При формулировании собственной позиции по отношению к авторской происходит нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей (личностные УУД). Анализ стихотворения – это учебная задача, в процессе решения которой ученик должен поставить перед собой цель, составить план, попробовать предсказать результат, своевременно скорректировать то, что не соотносится с итоговым результатом, оценить проделанную работу, преодолеть возникающие проблемы (регулятивные УУД). Во время анализа учащиеся учатся смысловому чтению, установлению причинно-следственных связей (СХВ и цель их использования), выстраиванию логических умозаключений – формулирование основной мысли стихотворения (познавательные УУД). Анализ поэтического текста – это полно и точно выраженные мысли, которые должны быть понятны другим (коммуникативные УУД).

Таким образом, анализ поэтического текста – важный и полезный инструмент каждого учителя-словесника в формировании всех компетенций, закреплённых во ФГОСе.

Использованная литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом МО РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).