Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству и художественному труду для 1–4-х классов «Все цвета радуги»

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Дополнительное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду


Пояснительная записка

Познание окружающего мира ведет к развитию отдельной личности и общества в целом. Каким образом будет идти это познание у детей — забота родителей и учителей. В наш век, когда под интеллектуальностью понимается прежде всего сумма знаний, умение анализировать, синтезировать и логически прогнозировать, должны учитываться физиологические, психоэмоциональные и нравственные основы воспитания подрастающего поколения. Разорванность мышления взрослых, вычленяющих из многообразного жизненного потока отдельные, важные, по их мнению, факторы, приводит к однобокости развития детей, что часто проявляется в умении говорить и неумении делать, или, наоборот, ребенок способен выполнить ту или иную операцию с предметами, но не может объяснить цель и результаты своих действий. Другим примером такого прямолинейного развития является то, что ребенок, хорошо говорящий и активно действующий, мало эмоционален и, как говорят в народе, жестокосерден, эгоистичен. Эти и многие другие факторы являются результатами однобокого воздействия на ребенка, пренебрежения психофизическими особенностями того или иного возраста детей. Между тем ребенок — это особый мир, постоянно меняющийся, склонный к самоусовершенствованию. Познание для него является важнейшим фактором развития и адаптации к окружающей среде. Познание мира, осмысление явлений в процессе активной художественной деятельности, посильной детям младшего школьного возраста, поставлено в настоящей программе в центр внимания. развития творческого начала они рекомендовали использовать в практической работе взаимодействие нескольких видов искусства в тесной связи с игрой, свободным творчеством и трудовой деятельностью.

Актуальность программы. Искусство следует рассматривать как способ гуманного преобразования человека, как связь его с миром. На основании этого тезиса в программе выделено общее экологическое направление: изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры. Ученые считали, что детям младшего школьного возраста свойственно стремление к творчеству, синкретизм творчества. Для развития творческого начала они рекомендовали использовать в практической работе взаимодействие нескольких видов искусства в тесной связи с игрой, свободным творчеством и трудовой деятельностью.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований в становлении личности ребенка. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Именно в младшем школьном возрасте ребенок должен осознать себя как личность, как гражданин своей страны, как часть национальной культуры.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. В связи с этим задача образовательного учреждения заключается в создании условий, обеспечивающих приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлении образовательного процесса на воспитание ребенка в духе любви к Родине, формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Цель программы — помочь сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире в процессе работы над художественными образами средствами изобразительного искусства, используя универсальность и синкретизм последнего. От предметно-конкретного образного мышления дети постепенно подводятся к абстрактно-логическому способу отражения действительности, к оперированию символами и знаками, несущими разнообразную информацию. Темы занятий объединены общей целью — дать ребенку представление об окружающем мире. Земля, люди, их труд, праздники и обычаи, природа, космос, произведения различных искусств — все является предметом для изучения. Научные факты и вымысел равно достойны внимания. Анализ и синтез, которые организуют впечатления в систему художественных образов, способствуют формированию у детей целостного взгляда на мир, ведут к пониманию законов мироздания.

Задачи, которые решаются в программе, носят комплексный характер: развитие и формирование изобразительных навыков ребенка; активизация творческой инициативы, воображения и фантазии; обогащение эмоционально-образной структуры личности и формирование эстетического отношения к окружающему миру; воспитание любви и бережного отношения к природе и потребности в художественной организации своего жизненного пространства; формирование навыков и умений работать в коллективе и определять свою роль в коллективном творческом процессе; воспитание толерантности, интереса к культуре малых народностей. развитие познавательного интереса к своей Родине.

Для полноценного художественного развития детей необходимо их общение с близким для них природным окружением, знакомство с национальными художественными традициями.

Занятия предполагают использование разнообразных художественных материалов и инструментов. Таких как акварель, карандаши, тушь, перо, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, а также природных материалов — камешков, шишек, листьев, цветов, трав, соломы и т. д. В процессе работы применяются также фантики, пластмассовая и бумажная упаковка, пуговицы, бусы и другие «необычные» материалы.

Место программы в учебном плане. Программа внеурочной деятельности разработана на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий. Программа разработана для учащихся 1-4 классов и реализуется через кружковую деятельность во внеурочное время.Занятия: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 класс – 40 минут. (1 час в неделю)

1 класс. «Кто я и кто ты» - 34 часа

Первый блок «Кто я и кто ты» направлен на развитие образного мышления и графических навыков ребёнка. Опираясь на специфику и возможности линейной графики, названный курс занятий содержит в себе элементы живописи и конструирования из бумаги. Он интегрирован с другими предметами, входя в единое информационно-тематическое поле, что способствует формированию более глубокого представления о мире и позволяет создавать оригинальные композиции. Разнообразие графических материалов (разной твердости простые и цветные карандаши, ручки, фломастеры, перо, тушь...) дает возможность индивидуального подхода к ребенку с целью корректировки мышечного тонуса руки и позволяет в процессе рисования решить ряд проблем, на которые уже не придется отвлекаться при освоении письменности. Сенсороно-тактильный опыт, полученный детьми на других занятиях, способствует установлению временных и пространственных связей на основе ассоциаций, сравнений и анализа.

2 класс. «Волшебная кисть» - 34 часа

Второй блок «Волшебная кисть» способствует овладению умениями, навыками, способами художественной деятельности, освоению первичных знаний о мире пластических искусств и развитию фантазии у детей. Освоение материала в основном будет происходить в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства будет осуществляться в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать гуашь, акварель, акриловые краски, пастель, для графики — карандаш, тушь, перо, палочку, уголь. Во внешкольной кружковой деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо. Темы заданий для детей главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы.

3 класс. «Волшебный мир народного искусства» - 34 часа

Третий блок «Волшебный мир народного искусства» формирует творческую личность, способную к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами декоративно-прикладного искусства. В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народному искусству — это возможность формировать общекультурный интеллект личности, приблизить ее к природе как «началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции, сблизить культуры» и обрести «планетарное сознание, милосердие, терпимость, уважение к человеку». (Д.Лихачёв) Народное искусство — это прежде всего огромный мир опыта народа, художественные идеи которого — неотъемлемая часть культуры Отечества. Благодаря своей необычной емкости народное искусство представляет интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социологической и научной точки зрения. Наконец, народное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира.

4 класс. «Художественное творчество в дизайне» - 34 часа

Четвёртый блок «Художественное творчество в дизайне» позволят овладевать элементарной грамотой конструктивных искусств, развивает умение делать мир вокруг себя удобным, экологичным, преобразовывать его по законам красоты. Изобразительная деятельность ребенка как своеобразная форма графической речи является наиболее адекватной этому возрасту внешней формой выражения внутреннего эмоционально-творческого напряжения Осмысленное применение выразительных средств графики дает детям возможность работать над передачей фактуры отдельных элементов композиции, обогащая образную структуру рисунков, делая сам процесс рисования интересным и увлекательным.

Планируемые предметные результаты освоения программы

1 класс. «Кто я и кто ты»

Обучающийся научится:

  • компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основ графической грамоты;
  • навыкам моделирования из бумаги, лепки из пластилина;
  • навыкам изображения средствами аппликации и коллажа; способам художественной деятельности,

В процессе практической работы обучающийся получит возможность научиться:

  • рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
  • узнавать значение слов в терминологии и классификации изобразительного искусства,
    применять выразительные средства различных видов изобразительного искусства.

2 класс. «Волшебная кисть»

Обучающийся научится:

  • выбирать формат и передавать основные пропорции в рисунке;
  • использовать законы изобразительного искусства: симметрии и асимметрии в искусстве; ритма и движения в разных видах искусства; теплых и холодных цветов; контраста и нюанса в живописи и графике;
  • использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;
  • использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

В процессе практической работы обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать художественные образы в произведениях изобразительного искусства и их соотношения с реальной действительностью;
  • анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • узнавать ведущие художественные музеи России и своего региона;
  • умению приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

3 класс. «Волшебный мир народного искусства»

Обучающийся научится:

  • основам народного и декоративно-прикладного искусства;
  • особенностям построения орнамента и его значению в образе художественной вещи;
  • отражать свое восприятие русского народного искусства в художественных образах;
  • создавать в своей работе национальный образ мужской и женской красоты.

В процессе практической работы обучающийся получит возможность научиться:

  • вести диалог культур разных эпох и народов мира;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • общению с искусством, природой, творческому отношению к окружающему миру;
  • следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • самостоятельной практической творческой деятельности;

4 класс. «Художественное творчество в дизайне»

Обучающийся научится:

  • основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
  • комбинировать известные приемы художественной деятельности, передавать особенностей архитектурной формы;
  • умению творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями.
  • понимать роль цвета и декора в создании образа.

В процессе практической работы обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • воспринимать эстетически и эмоционально красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • делать мир вокруг себя удобным, экологичным, преобразовывать его по законам красоты.

Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс. «Кто я и кто ты». (34 часа )

Знакомство с природными явлениями и деятельностью людей (5 ч). Сказка о том, как дружили солнце, ветер и море. Нарисую сказку сам. Разноцветные дожди. Скатерть-самобранка. Земля Именинница.

Знакомство с культурой других народов (4ч). Сказочный лабиринт. Волшебный фонарик. Замечательный веер. Тайны глиняных горшков.

Море и морские обитатели (3ч). Веселое море. Золотая рыбка. Чудесный ковер морского царя.

Знакомство с назначением построек (3ч). Внутреннее пространство дома. Всем на свете нужен дом. Моя комната. Паучок-домовичок.

Образы природных явления. Зима. Праздники и традиции(6ч). Матушка-Зима. Пейзаж. Рождественская елка. Страна Снежной королевы. Музыкальная шкатулка. Портрет солнышка. Сказки старого леса

Сезонные природные явления. Весна (4ч). Масленица. Солнечные и лунные часы. Солнечный календарь. Времена года. Охотничьи рассказы.

Воспитание бережного отношения к хлебу-символу жизни (3ч).Мельница-чудесница. Путешествие с облаками .Хлеб — всему голова.

Закрепление образных представлений (5ч). Три приятеля больших — точка, линия и штрих. Волшебный клубочек. Натюрморт. Знаки Земли. Сказки и рассказы тетушки Линии. Космические трассы. Космические путешествия.

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности. Основная форма организации учебных занятий : кружок. Умение рисовать с натуры и по памяти предметы простой формы, добиваясь передачи их пропорций, строения, характерных очертаний. Освоение правил общения со сверстниками, правил поведения в разных ситуациях. Приобретать творческий композиционный опыт в создании сказки. Уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Знать особенности композиции узора в квадрате, умение составлять орнамент и подбирать цветовое сочетание в узоре. Изображать образ дома. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Фантазировать, создавать творческий проект Умение описывать свое отношение к событиями, высказывать свои взгляды, выражать чувства. Устанавливать аналогии; проводить наблюдения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами. Знакомство с понятием «экология».

Характеризовать красоту природы родного края. Умение правильно выражать свои чувства и взгляды; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию .Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем

2 класс. «Волшебная кисть». (34 часа)

Наш дом. (6ч)

Вот они какие, наши ручки! Моя школа, в которой я учусь. Кто тебя провожал в школу. Твое домашнее животное. План территории школы. Эмблема класса.

Мир вокруг. (11ч)

Наши ножки ходят по дорожке.Дерево — царь леса. Мы играем в прятки в лесу. Дикие животные. Бабочки — украшение леса, поля. Краски земли. Лежу, гляжу, а облака летят…Вода — начало всего. Муравьиный мир, тропа муравья. Насекомые. Девочка с венком на голове

Новогодний праздник. (6ч)

Маски и карнавальные костюмы. Фантик — одежда конфеты. Праздничный пирог.

Тема спорта. (4ч)

Спортивный фриз. Медали победителям

Мир фантазий. (7ч)

Дом в виде гриба, раковины улитки. Архитектура и фонари. Конструируем воздушного змея. Фантастические миры. Мой самый-самый... сон. Иллюстрации к любимой книге. Если бы я был волшебником. Сказка, в которую я попал.

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Основная форма организации учебных занятий : кружок .Умение правильно выражать свои чувства и взгляды; учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию. Анализировать свои поступки и поступки других людей с помощью учителя. Характеризовать красоту природы родного края. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Ставить новые учебные задачи. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру. Умение рисовать с натуры и по памяти предметы простой формы, добиваясь передачи их пропорций, строения, характерных очертаний. Создавать творческий проект. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Приобретать творческий композиционный опыт в создании сказки. Уметь контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

3 класс. «Волшебный мир народного искусства». (34 часа)

Народные игрушки. (8ч) Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка. Каргопольская игрушка. Богородская игрушка. Матрёшка. Игрушки из соломы. Игрушки обереги из ткани.

Предметы народного быта. (10ч) Берестяная посуда. Прялки. Роспись по дереву. Мезенская роспись Городецкая роспись. Хохлома . Деревянная посуда. Жостовские подносы. Жостовские подносы. Искусство Гжели. Расписной сундук.

Убранство русской избы. (6ч) Древние символы. Конь-солнце. Украшение окон. Роспись, резьба. Изразцы. Печь.

Русская народная вышивка. (2ч) Символы и обереги. Орнаменты в вышивке.

Русские платки. (2 ч) Посадские платки. Вологодские шали.

Народные праздники древней Руси.(4ч) Рождественские святки. Коляда. Красная горка. Масленица. Иван Купала. Яблочный спас. Хоровод.

Скоморохи (2ч) Скоморошье платье. Народные инструменты.

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Основная форма организации учебных занятий : кружок .Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Овладевать навыками построения орнамента и его значению в образе художественной вещи. Овладевать живописными навыками работы различными материалами. Использовать выразительные средства живописи для росписи предметов быта. Характеризовать связь формы, декора посуды и ее назначение. Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Развивать навыки восприятия произведений искусства

4 класс. «Художественное творчество в дизайне» (34 часа)

Знакомство с основами дизайна. (16ч) Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Разработка и осуществление дизайнерского проекта. Форма и материал. Роль цвета. Игрушка. Шторы и обои. Посуда. Мебель. Светильники. Дизайн, основные принципы композиции. Зонирование. Основы организации пространства. Дизайн — проект интерьера «Комната моей мечты»

Материаловедение. История костюма (6ч) Разработка и реализация исследовательского проекта «Дизайн исторического костюма» Грим и причёска в практике дизайна.

Основы ландшафтного дизайна (12ч) Разработка и осуществление дизайнерского проекта «Школьная клумба» Стиль в ландшафтном дизайне. Средства гармонизации композиции. Разработка проекта « Парк родного города»

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Основная форма организации учебных занятий : кружок .Умение описывать свое отношение к событиями, высказывать свои взгляды, выражать чувства. Устанавливать аналогии; проводить наблюдения высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Развивать композиционные навыки ,чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Обретать художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.Характеризовать связь формы, декора посуды и ее назначение. Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Понимать роль цвета и декора в создании образа. Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Создавать женские и мужские народные образы. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Умение проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Умение работать с иллюстрациями, искать и находить нужную информацию.

Список литературы

1. Гросул Н.В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

2. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

3. Квач.Н.В. «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 6-7 лет» Просвещение, 2007.

4. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007.

5 Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И.А.Хапилина. - Волгоград: Учитель, 2010. -199с.

6. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

7. Кувашова И.Г. Праздники в начальной школе / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

8. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

9.http://www.prosv.ru/ebooks/Programma_dop_hud_obr/1.html#2 О.И.Радомская. Волшебный мир народного искусства. 2005.

10. Коротеева. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Москва, «Просвещение», 2011г.

11. Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приемам художественно-творческой деятельности / авт.-сост. О.В.Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139 с.: ил.

12. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты / авт.-сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 74 с.: ил.

13. Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А.В.Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель. 2010.

14. Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М.Неменский. - М.: Просвещение, 2007.