Проект в средней группе детского сада "Мы играем в "Теремок"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: театр, средняя группа, Театр в нашей жизни, театрализованная игра, театрализованная деятельность


Тип проекта: Художественно-игровой, творческий, практико-ориентированный.

Сроки проведения: среднесрочный (1 месяц).

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа).

Цель проекта: освоение театрализованных игр и показ детьми импровизированных сказок на основе известной сказки «Теремок».

Ожидаемые результаты проекты:

  • развитие речи, коммуникативных и познавательных способностей детей в процессе театрализованных игр по сказке «Теремок»;
  • развитие интереса к сюжетно-ролевым и театрализованным играм;
  • развитие произвольности, умения выполнять задачу;
  • создание новых театрализованных игр-импровизаций с игрушками и импровизированных сказок.

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • познавательное развитие.

Задачи:

  • Создавать условия, способствующие общению детей и созданию ситуации успеха детей, умению обращаться к собеседнику, представляться, говорить за персонажа сказки.
  • Знакомить с разными видами театра.
  • Воспитывать у детей желание стремление к сотрудничеству с другими детьми и взрослыми.
  • Активизировать и обогащать словарь детей.
  • Воспитывать вежливое и доброжелательное отношение друг к другу.
  • Развивать эмоционально позитивное отношение к сказке. Передавать эмоционально настроение и характер героев.
  • Учиться действовать с новыми персонажами сказки, исполнять заданную роль, озвучивать нового персонажа самостоятельно по определенному речевому образцу, затем придумывать для персонажа новую речь.
  • Развивать позитивное отношение к сверстникам в игре, коммуникативные компетенции детей.
  • Продолжать развитие мелкой и общей моторики.
  • Побудить всех детей к активному участию, вызвать положительный отклик на игру.

Предварительная работа

  • Чтение сказки «Теремок».
  • Рассматривание иллюстраций к сказке.

Значимость проекта в том, чтобы научить детей не просто слушать сказку, а проживать ее и использовать ее материал для театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

Все дети, как известно, любят сказки. В работе «Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником» А.В.Запорожец обратил внимание на то, что, хотя маленького ребенка очень увлекает красочность описаний, занятность внешних положений, в которые попадают действующие лица, его очень рано начинает занимать и внутренняя, смысловая сторона повествования и «постепенно ему открывается идейное содержание художественного произведения». Ребенок не хочет и не умеет занять позицию стороннего наблюдателя по отношению к описываемым в сказке событиям. Малыш прерывает ход повествования, вмешивается в события, задает вопросы, пытается помочь героям. В самом сюжете, взаимодействии героев, этапах сказки заложены все условия для реализации детской активности.

Театрализованные игры на основе сказок реализуют эту активность. Значение театрализованных игр подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко, А.П.Усовой, Д.В.Менджерицкой, У.А.Карамзиной. Сказка может быть богатым материалом для создания целого мира игр ребенка, для театральных постановок, этюдов, сюжетно-ролевых игр, познавательных игр,для проживания проблем, конфликтов, отрицательных эмоцийбыть своеобразным регулятором настроения, а также обучать взаимоотношениям между людьми. При руководящей роли педагога, эмоционально пережитая сказка в процессе спектакля или тетрализованной теятельности помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

В данном проекте работа велась в двух направлениях:

  • знакомство с персонажами сказки и обыгрывание их.
  • создание нового сюжета, на основе добавления новых персонажей в сказку.

Методика:

  • 1 этап – знакомство со сказкой и персонажами
  • 2 этап театрализованные игры с отдельными персонажами
  • 3 этап – театрализованные игры с новыми персонажами

На первом этапе

  • Воспитатель показывает детям русскую народную сказку «Теремок» с помощью театра Бибабо (можно привлекать старших дошкольников другой группы) или с помощью театра игрушек
  • Проводится беседа по сказке. Обсуждение.

Игра «Скажи, какой? (волк, лиса, заяц, медведь и т.д.)

Цель: активизация прилагательных в речи, образных представлений о характере персонажа.

Игра «Угадай, кто это сказочный герой»

Цель: угадать героя по словесному описанию признаков и характера.

Сначала воспитатель загадывает персонаж животного. Дети должны угадать и спеть его «песенку» (звукоподражание) Следующего героя загадывает ребенок.

Игра «Сказочный дом»

Цель: развитие речи, внимания, выразительности движения, передача эмоций и поведения героев.

Мы большой построим дом, (дети берутся за руки и становятся в круг)
Заживем все вместе в нем (делают крышу из рук над головой)
Детки собираются, двери закрываются. (берутся за руки)
Двери открываются, Сказка начинается. (руки вниз и в стороны)
Тук-тук-тук, тук-тук! (стучат кулачком о кулачок)
Кто стучится в гости вдруг?(подносят руку к уху, прислушиваются)
Может в дом пришёл зайчишка? (прыгают как зайчики
Может, косолапый мишка? дети ходят вперевалочку ходят,
Может, рыжая лиса? (дети мягко ступают и вертят «хвостиком»)
Вот какие чудеса! (разводят руки в разные стороны)
Игру можно повторить несколько раз.

Игра «Сказочный дом-2»

Ее можно использовать как предварительный этап подготовки театрализованной сказки. В этот раз воспитатель двух-трех детей назначает на роль зайчат, одного – ежик, одного медведь и лиса.

Мы большой построим дом, (дети берутся за руки и становятся в круг)
Заживем все вместе в нем (делают крышу из рук над головой)
Детки собираются, двери закрываются (берутся за руки)
Двери открываются, Сказка начинается ( руки вниз и в стороны)
Тук-тук-тук, тут тук-тук! (стучат кулачком о кулачок)
Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху – «слушаем»)
Может это зайки?

Дети:

Вот забавные ребята
Эти серые зайчата!
Шустро скачут по опушке,
Из травы видны их ушки.
(в это время зайчики прыгают в кругу, руками изображая ушки)

Мы большой построим дом, (дети берутся за руки и становятся в круг)
Заживем все вместе в нем (делают крышу из рук над головой)
Детки собираются, двери закрываются. (берутся за руки)
Двери открываются, Сказка продолжается! (руки вниз и в стороны)
Тук-тук-тук, тут тук-тук! (стучат кулачком о кулачок)
Кто стучится в гости вдруг? (руку к уху – «слушаем»)
Может это ежик? (ежик выбегает)
Ребенок: Это я – колючий Ёж,
Ты рукой меня не трожь!
Быстро по лесу хожу!
А устану – посижу!»
(бегает как ежик, двигая прямыми ладошками перед собой)

Педагог: (после основных слов)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Кто стучится в гости вдруг?
Может, косолапый мишка?

Ребёнок:

Я медведь косолапый,
У меня большие лапы.
Я по лесу хожу
И малину ищу! (ребенок ходит как медведь и наклоняется за малиной)

Дальше в игру можно добавить любые другие четверостишия (по усмотрению педагога: про волка, лису и т.д.).

Игра заканчивается следующими словами:

Вот какой чудесный дом!
В нем мы весело живем! – дети хлопают в ладоши.

Игра «Музыкальный выход»

Цель игры: установить связь между музыкальным образом и характером героя.

Педагог включает детям музыкальный фрагмент, и спрашивает: кто выходит под эту музыку?

После этого можно походить под музыку как персонаж.

В театре игрушки или пальчиковом театре дети водят куклу под музыку соответственно по столу или ширме.

На втором этапе дети играют в «Теремок» с помощью разных видов театра.

1. Театр ролей. Детям педагог надевает шапочки. Остальные дети образуют «теремок», сидя на стульчиках или стоя в кругу. Теремок не должен быть очень просторным. У детей задание образовать руками «стены» теремка.

Дети, которые исполняют роли, под музыку выходят и повторяют за педагогом слова роли (в дальнейшем они запоминают свои слова). Группа пропускает их в «теремок». Последний персонаж – медведь, должен «потолкать» немного всех детей и «домик» разбегается. Можно построить новый домик, пошире.

2. Театр игрушки. Дети выводят свою игрушку-персонажа по краю стола или ширмы к домику. Домик можно вырезать из картона или использовать Настольную ширму в виде домика.

3. Сказку можно поставить в других видах театра.

На третьем этапе вводим новых персонажей и обыгрываем их в известной сказке.

1. Обыгрывание нового персонажа сказки.

Педагог разыгрывает сценку. Показывает петушка, который взлетел на домик, прокукарекал и сказал: «Я Петушок золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка.

А дети ему говорят: Что ты рано встаешь, детям спать не даешь!

А петушок и отвечает: Я сижу высоко, вижу далеко. Там, на дорожке зверь! Очень скоро будет здесь. Затем педагог также показывает сценки с другими персонажами.

Можно добавить персонажей:

  • Ежик - ни головы ни ножек.
  • Белочка - рыжая девочка.
  • Котенька коток – масляный роток.

Педагог спрашивает детей, что может сказать новый персонаж?

Что могут ответить ему жители теремка?

2. Разнообразие сюжета.

Можно добавить в сказку правило, например, чтобы приняли в теремок, нужно сказать, чем горой может быть полезен, чем он может помочь жителям теремка.

Например: Я лисичка-сестричка. Пустите меня в теремок.

Звери: а что ты умеешь делать?

Лиса: умею пол хвостом подметать, за порядком следить.

Звери: ну хорошо, добро пожаловать в теремок. (Можно использовать разные выражения вежливости: «милости просим», «добро пожаловать», «оставайся на здоровье»)

Сказки-импровизации.

На основе знакомого сюжета и персонажей, дети сами придумывают новых героев сказки или новые повороты сюжета. Можно поставить задачу выбрать игрушку для театра и сыграть с ними сказку на столе или на ширме, придумать продолжение, например «Звери готовятся к зиме» Педагог задает направление сюжета (идет по дорожке… и вдруг…), а дети говорят сами за персонажа и его поступки. Если дети затрудняются, можно спросить: что увидел герой. Что сделал? Что сказал?

Связь с другими видами деятельности:

  • разучивание песенок в процессе музыкальной НОД.
  • рисование по сказке «теремок»
  • лепка героев сказки и создание макета сказки в театральном уголке.
  • изготовление театра из бумаги.

Работа с родителями

  • мастер-класс для детей вместе с родителями: картина из соленого теста «Теремок для зайчика».

Результаты проекта:

  • увеличился интерес детей к театрализованной деятельности.
  • улучшились межличностные отношения детей, уменьшилось количество конфликтных эпизодов.
  • дети охотнее стали включаться в сюжетно-ролевые игры, игры с правилами.
  • дети охотно импровизируют с другими сказками.

Выводы по проекту:

Театрализованные игры по сказкам способствуют социализации детей в группе, способствуют развитию познавательных процессов и речи.

Опыт данного проекта позволяет использовать разные сказки и сюжеты в разных видах НОД в группе.

Литература

  1. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: от игры до спектакля: Учеб.-мет.пособие – СПб., 2002.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М., 2008.
  3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М. - «Вако», 2011.
  4. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб: Изд-во «Музыкальная палитра», 2008.
  5. Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей от 3х до 5и лет. – М.: Обруч, 2012.