Технологии логопедической работы с детьми-сиротами в условиях Центра №15 Санкт-Петербурга

Разделы: Логопедия

Классы: 1, 2, 3, 4, 5


Социализация – процесс, играющий огромную роль, как в жизни общества, так и в жизни личности. От успеха социализации зависит, насколько комфортно и благополучно в социальном отношении живет личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности и нормы поведения, наладив взаимодействие с партнерами, насколько сумела реализовать свои способности, задатки.

Детям, живущим в семье, большую помощь в формировании качеств личности, способствующих успешной социализации, оказывают родители, открывая возможности путем взаимодействия со всеми элементами социума. Работа с детьми-сиротами, Центров семейного воспитания, проводится, как правило, по государственным программам, которые адаптированы к индивидуальным психофизиологическим особенностям данного контингента, и позволяют решать узко-специфические задачи.

Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает центры и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и рассчитаны на дальнейшую помощь и опеку государства. Жизнь выпускников вне воспитательного учреждения выдвигает перед ними проблемы, которые они не всегда могут решить самостоятельно. Это касается не только стороны их быта, отношения к работе, сохранения здоровья, организации свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Большую роль играет умение общаться, правильно строить предложения, вопросы, высказывать свои мысли.

Основное направление работы учителя-логопеда – создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речи воспитанников с целью их успешной адаптации в окружающем социуме. Необходимо разработать комплекс заданий, направленных на преодоление состояния дезадаптации детей, живущих в условиях Центра, подготовить их к дальнейшей, благополучной взрослой жизни.

Такие работы проводятся и в нашем Центре № 15 для детей-сирот. Разнообразные поездки по музеям, театрам, спортивным мероприятиям и т.п. помогают детям социализироваться к культурной жизни. «День рождения с друзьями» (друзья, гости, спонсоры), «В гости на чаепитие» (поездки в семьи сотрудников, ветеранов), «Школа юных экскурсоводов», участие в программе «ПАЗЛ» и другие мероприятия, проводимые в Центре № 15, помогают развивать связную речь детей, учить их культуре общения с представителями различных слоев общества и с разными людьми разных возрастных категорий. Е.А.Байер отмечает, что «и физический, и интеллектуальный потенциал, в должной мере развиваемые в избранном направлении деятельности, органично дополняются здесь растущим умением общаться не только с одноклассниками или членами разновозрастного туристического отряда (кружка, секции), но и с умудренными многолетним опытом людьми, нашедшими время для работы с начинающими туристами».

Что же такое «социальная адаптация»? Как должен выглядеть социализированный человек, выросший в государственном учреждении?

С точки зрения логопедии социально адаптированный, успешно интегрированный в общество выпускников:

1.Образован (в силу своих индивидуальных особенностей развития):

– имеет чистую, плавную речь без дефектов звукопроизношения;

– умеет правильно строить предложения избегая аграмматизмов и слов-паразитов, вести диалог;

– умеет грамотно и красиво писать, быстро читать;

– знает основные правила русского языка и умеет применять их на практике.

2. Общителен:

– умеет «наладить» новые контакты вне стен интерната; и применяет основные правила общения;

– умеет правильно и адекватно общаться с людьми (бесконфликтно и эффективно) независимо от ситуации и характера собеседника;

– знает особенности своей индивидуальности и стремится к более глубокому самопознанию;

– способен к эмпатии и рефлексии.

Именно названные составляющие являются показателями успешной социализации ребенка с логопедической, «речевой» точки зрения. Это идеальный образ выпускника. Как учителям-логопедам, нам предстоит «приблизить» каждого воспитанника к этому «идеалу». И чем раньше это произойдет, тем быстрее и легче ребенок, живущий в Центре или вышедший из его стен, сможет социализироваться и адаптироваться в обществе.

Для реализации логопедических задач разработана целая система работы, в основе которой лежат:

  • теоретические знания об онтогенезе ребенка;
  • методологические подходы к обучению, опирающиеся на разработки отечественных психологов и логопедов (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Р.И.Лалаева, И.Н.Ефименкова, А.В.Ястребова и др.);
  • практический опыт, позволяющий правильно отобрать из множества методик и приемов подходящие для конкретного ребенка.

Данная система становится понятной, если рассматривать ее применительно к следующим направлениям и видам деятельности:

– организационная;

– диагностическая;

– коррекционно-развивающая;

– консультативно-просветительская;

– научно-методическая;

– профилактическая.

Мы хотели бы более подробно остановиться на двух направлениях коррекционно-развивающей работы логопеда, так как она является основной, базовой для реализации поставленной задачи – социализации ребенка.

Первое направление – постановка правильной, красивой речи.

Этому способствует реализация следующих поставленных задач:

  • Развитие и совершенствование мелкой моторики рук. Наверное, уже каждый слышал такое выражение: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Зависимость речевого развития от развития мелкой моторики является научно обоснованным фактом.
  • Развитие артикуляционной моторики (статические, динамическая организация движений, переключение движений, объем, темп, точность, координация).

Логопедическое занятие принято начинать с артикуляционной гимнастики. И на опыте проверено, что намного лучше это делать с помощью игр, игровых приемов.

  • Формирование произносительных умений и навыков.

Коррекция звукопроизношения является главной задачей в логопедической деятельности и осуществляется в несколько этапов:

– постановка звука;

– автоматизация звука в слогах;

– автоматизация звука в словах;

– автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях;

– автоматизация звука в связной речи;

– дифференциация смешиваемых звуков;

– закрепление звука в разговорной речи.

Каждый этап занимает определенное количество времени. Причем у каждого ребенка он имеет различную продолжительность. У кого‑то вся работа со звуком требует нескольких занятий, у кого-то занимает полгода, год. Здесь следует отметить особенности работы с детьми, живущими в условиях детского дома. Во-первых, возрастает время коррекционной работы за счет увеличения объемов, сроков коррекции (как уже было замечено, у детей, живущих в семье, этапы постановки, автоматизации, дифференциации часто проходят намного быстрей). Кроме того, при работе с детьми-сиротами не часто, но отмечаются регрессивные состояния: работа со звуком, казалось бы, уже закончена, но через определенный промежуток времени данный речевой дефект проявляется вновь.

  • Развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза. Данную работу лучше всего вести с помощью наглядно-действенного метода. Игра и игровые моменты здесь также приносят огромную пользу.
  • Обогащение и развитие словарного запаса ребенка. Словарный запас детей, живущих в интернатных учреждениях, очень беден, ограничен рамками обиходно-бытовой тематики. Как правило, речь таких детей лишена слов большинства грамматических категорий. Именно поэтому необходимо пополнять словарный запас детей причастиями, деепричастиями, наречиями, сложными предлогами, подчинительными союзами.
  • Совершенствование лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи. В данном случае ведется работа по активизации, обогащению, уточнению словарного запаса ребенка в плане словоизменения, словообразования, развития связной речи.
  • Коррекция дисграфии, дислексии.

Коррекционной работе по развитию речи и преодолению недостатков на письме и при чтении уделено особое внимание, так как это проблема почти всех детей интерната. Многочисленные ошибки возникают у ребят практически при всех видах письма, темп чтения очень низкий.

Для преодоления всех этих трудностей нами проводится коррекционно-логопедическая работа со школьниками по разработанным программам для каждой возрастной группы. Большое внимание уделяется игровым моментам.

Коррекционно-логопедическая работа, несмотря на определенную специфичность, строится на основе общих педагогических принципов:

1. Принципа развития, который стоит во главе процесса анализа объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка.

2. Принципа системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи.

3. Принципа связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

4. Принципа наглядности.

5. Принципа постепенного усложнения материала.

6. Принципа сознательности усвоения материала.

7. Принципа учета возрастных особенностей.

Исходя из особенностей детей, живущих в условиях интерната, наиболее действенным методом работы с ними является игра. Вся коррекционная работа осуществляется посредством дидактических игр и упражнений. При этом используются разнообразные технические средства (компьютер, видеоматериалы, презентации и др.).

Второе направление логопедической деятельности по воспитанию социальных навыков у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – формирование коммуникативных умений и навыков.

Речь - важное условие и средство коммуникации. Коммуникация – смысловой аспект социального взаимодействия: контакты, общение, обмен информацией между людьми. Развитие речи и коррекция нарушений речи – основная цель учителей-логопедов Центра № 15.

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Ребёнок постепенно овладевает речью, развиваясь в социальной по своей природе и многоплановой по своему характеру совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

У большинства детей Центра № 15 экспрессивно-мимические средства общения достаточно бедны и однообразны. Хотя дети и стремятся к физическому контакту со взрослыми, доминирующее средство общения – речь. Однако речь их отличается скудным содержанием и лексико-грамматическим составом.

Известно, что недостаток общения с взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Уровень развития общения ребёнка с взрослыми во многом определяет характер его контактов со сверстниками.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта. Сложные, распространённые и длительно протекающие речевые нарушения у детей: заикание, дизартрия, алалия. Данные речевые нарушения ограничивают коммуникативные возможности ребёнка, искажают формирование личности, затрудняют социальную адаптацию.

Трудности общения школьников, страдающих стойкими нарушениями речи, со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной их задержки личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации, тревожности, препятствуют полноценному функционированию личности.

Изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи выявило наличие трудностей при построении процессов коммуникативного взаимодействия, переживании детей, связанных с нереализованной потребностью свободного речевого общения. У детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются.

Суть логопедического воздействия заключается в направленном формировании коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание и на образец, создаваемый логопедом). Одним из направлений логопедической работы является формирование коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность – это знания о способах ориентации в различных ситуациях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения. Учителя-логопеды, работая в данном направлении, должны формировать у детей свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, позволяющими реализовать свой замысел во взаимодействии субъектов общения в различных коммуникативных ситуациях.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда Центра № 15 направлена на развитие:

  • сенсорных и моторных функций;
  • вербальной коммуникации;
  • невербальной коммуникации;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • формирование черт гармоничной личности.

Необходимо научить ребенка общению. Причем круг социальных коммуникаций воспитанников сиротского учреждения не может ограничиваться одноклассниками¸ одногруппниками и педагогами. Как утверждает В.Н.Ильин, «выработка умения общаться с представителями творческой интеллигенции, органов власти и духовенства повлечет за собой развитие коммуникативных навыков в целом, и, как следствие, будет способствовать повышению уровня социализации воспитанников и выпускников. Умение вести экскурсии в областных, а затем и в федеральных музеях, владеть вниманием аудитории, культурно и цивилизованно отражать ее запросы, в свою очередь, повлечет за собой выравнивание детской самооценки до адекватного уровня, что также способно сделать маршрут социализации позитивно насыщенным».

Общение людей между собой – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации; недостаточным самоконтролем, например из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией.

К сожалению, как показывает практика, данные проблемы наблюдаются у детей, воспитывающихся в Центре. Ведь на самом деле специфические условия жизни в таких учреждениях часто не только обуславливают отставание детей в психическом развитии по ряду существенных параметров, но и «тормозят» речевое развитие, в особенности формирование коммуникативных навыков. Но вот у воспитанников возникла необходимость регулярно покидать Центр для посещения занятий в «ПАЗЛе». Благодаря этому, по мнению Е.В.Пилюгиной, «процесс формирования коммуникативных навыков у детей-сирот получил возможность ускоренного развития, что, в свою очередь, существенно расширило представления воспитанников интерната о формах и путях общения с людьми, не принадлежащими к числу сотрудников интерната, а представляющих культурную элиту местного сообщества».

В иных же условиях у таких детей отмечается сниженная инициативность, бедность арсенала средств общения, которые не соответствуют мотивам и потребностям, экспрессивно-мимические средства общения также достаточно однообразны, доминирующее средство общения – речь. Однако содержание и лексико-грамматический состав последней весьма бедны, да и контакты детей в интернате выражены слабее, чем в школе в семье. Воспитанники проявляют значительно меньший интерес к сверстникам, чем дети из семей. Недостаток общения со взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Сами по себе достаточно обширные возможности общения со сверстниками, не ведут к развитию содержательных и эмоциональных контактов. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание дети из семьи не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои переживания сверстников. Воспитанники социального учреждения менее внимательны к действиям и состояниям партнера и часто не замечают обид, просьб и даже слез своих товарищей. Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга. У этих детей масса проблем, которые неведомы ребенку в нормальной семье.

Каждый ребенок, живущий в центре содействия семейному воспитанию, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с ними поверхностны, нервозны, поспешны: ребенок одновременно стремится достичь внимания и отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению. Нуждаясь в любви, он не умеет выразить, проявить эту потребность.

Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что воспитанники занимают негативную позицию по отношению к другим. Такие дети хотят, но не могут правильно общаться, а это может стать не только затруднительным, но подчас и губительным в условиях современной эпохи, когда происходит столь быстрая смена пространственных и смысловых координат человеческого существования.

Как отмечает Л.Н.Макарова, «процесс глобализации может внести в жизнь каждого выпускника центра совершенно неожиданные, непредсказуемые изменения, к которым его не в состоянии подготовить ни одна даже самая прозорливая и многогранно проработанная интернатная система социальной адаптации. Единственное, что можно было бы пожелать в этом, казалось бы, безвыходном положении для самой системы социализации, постинтернатной адаптации – так это развивать в воспитанниках способность максимально полного усвоения быстро поступающей извне и меняющейся по своим свойствам и качествам информации.

И еще – четко и адекватно реагировать на характер изменения всего информационного потока, имеющего прямое касательство к личности воспитанника, а затем и выпускника. Каковы при смене стиля поведения окружающих людей будут ожидания от юного гражданина? В чем, несмотря ни на какие быстрые общественные преобразования, нужно сформировать и уметь защитить свою четкую гражданскую и нравственную позицию?»

Именно поэтому перед нами, учителями-логопедами, встала задача помочь детям преодолеть трудности в развитии коммуникативных навыков, научить их правильно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми. Решать данную проблему, на наш взгляд, необходимо с использованием инновационных, нетрадиционных методов и приемов. Следует учесть, что учебный процесс, протекающий на фоне положительных эмоций, способствует лучшему запоминанию и восприятию полученной информации.

Для решения этой проблемы необходимо тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и психологами.

Модель социальной адаптации воспитанника ЦССВ № 15

Разработана совместная программа «Учимся общаться»

Цель программы – создание условий для формирования и развития коммуникативных навыков у воспитанников центра среднего и старшего школьного возраста.

Задачи:

  • Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
  • Совершенствование навыков и умений бесконфликтного общения на разных уровнях (с помощью игрового взаимодействия).
  • Формирование умения анализировать собственные поступки, повышение мотивации обращения к внутреннему миру.
  • Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, к себе; помощь в преодолении психологических барьеров, мешающих процессу самовыражения.
  • Расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.
  • Дальнейшее развитие словарного запаса, связной и лексико-грамматической сторон речи.
  • Развитие психических познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения).
  • Развитие умения работать в команде, помогать друг другу.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную.
  • Формирование интереса к проведению учебных занятий.

Технологии работы:

  • беседа;
  • ролевая игра;
  • упражнения, направленные на укрепление межличностной коммуникации;
  • дыхательные и двигательные упражнения;
  • рефлексивные методы;
  • методы самовыражения (в рисунке, в создании образа);
  • мультимедийные технологии.

Важным педагогическим и воспитательным моментом является создание благоприятной атмосферы не только во время занятий, но и после уроков. Детям важны доброта, понимание, принятие, ласка. Такие ребята очень чутко реагируют на любовь, остро переживают ее дефицит. Поэтому самое главное в работе не только учителя-логопеда, но и любого другого сотрудника центра – расположить ребенка к себе, найти к каждому индивидуальный подход.

Воспитанники, участвующие в занятии, смогут преодолеть те комплексы, которые мешают общению. Сделают более рельефными и филигранными традиционные для них средства выражения эмоций, чувств, ощущений, умозаключений. Для таких детей очень важно принять опыт общения взрослых. Личный пример педагогов служит самым эффективным способом развития у учащихся таких навыков, как умение общаться, строить отношения с другими людьми, выходить из стрессовых ситуаций и др.

Реализуя данный проект, дети смогут лучше понимать друг друга и взрослых, научатся правильно общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, вести себя адекватно в различных ситуациях.

Социализация детей-сирот является одной из важнейших задач всех сотрудников сиротского учреждения, и лишь комплексная, целенаправленная работа всех его служб поможет успешному достижению поставленных целей. Использование широких возможностей медиаобразования позволяет организовать работу учителя-логопеда, направленную на социализацию учащихся центров содействия. Мы готовы констатировать, что дальнейшее включение медиаобразовательных компонентов в данный процесс способно сделать результаты нашей работы более ощутимыми и придать им устойчивый характер.

На сегодняшний день активно идет процесс устройства наших воспитанников в семьи. Потенциальные приемные родители обучаются в специальных центрах, в том числе, и в ШПР Центра №15. Но принимая ребенка в свою семью, они неизбежно сталкиваются с большим количеством проблем – не только психологического, но и социально-бытового характера. Это и устройство ребенка в новое образовательное учреждение, и устройство ребенка на консультацию и занятия к новому специалисту (учителю-логопеду в частности). На этом этапе важно понимать, что процесс адаптации к новой жизненной ситуации одинаково важен и сложен и для родителя, и для ребенка. Для ребенка – бывшего воспитанника сиротского учреждения – он сопровождается сильнейшим стрессом, несмотря на то, что его жизненная ситуация изменилась в лучшую сторону – он обрел семью – то, о чем мечтает каждый ребенок. А в состоянии стресса, по данным медиков и психологов, живой организм не развивается.

Для облегчения процесса адаптации мы предлагаем организовать постинтернатное сопровождение приемной семьи учителями-логопедами Центра № 15 в виде дистанционного обслуживания, пользуясь современной учебно-материальной базой Центра № 15. Дистанционное сопровождение приемной семьи ребенка с речевой патологией может длиться от 1 месяца до полугода, т.к. ребенку трудно привыкнуть сразу и к родителям, и к новым учителям в новой школе, и к новому логопеду. А если процесс коррекции речи или автоматизации полученных навыков остановился – коммуникативные возможности ребенка ограничиваются, что отрицательно сказывается на всем процессе адаптации в новой семье (особенно это проявляется у детей, страдающих тяжелой речевой патологией – заиканием, стертой дизартрией).

Организуя и регламентируя деятельность дистанционного логопедического сопровождения приемной семьи, можно помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки в процессе интенсивной, систематической и последовательной логопедической работы.

Система оказания помощи детям с нарушением устной и письменной речи определяется комплексом проблем, стоящих перед этими детьми. Задачу следует понимать шире, чем только коррекция речи. Достижение социальной адаптации – вот главная цель коррекции. Трудности в устной, письменной речи – важная, но не единственная причина дезадаптации таких детей. Нарушение речи – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции. В лечебно-коррекционной работе должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: логопедом, психологом, учителем, воспитателем, психиатром (невропатологом), педагогами дополнительного образования.

От качества профилактической и коррекционной работы, своевременности и эффективности принятых мер, интегрированного образования, тесного сотрудничества и партнерства педагогов и врачей довольно часто зависят судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе.

Несмотря, на всё выше сказанное, хочется отметить, что достаточно большой процент воспитанников, поступающих в ЦССВ №15 из-за наличия комплекса проблем (возраст, заболевания, отклонения в развитии, наличие родственников) имеют небольшой шанс на семейное устройство. Соответственно, процесс социализации, профориентации возлагается на учреждение. Комплексное решение проблем позволяет успешно социализировать воспитанников для передачи в семью или ко времени выпуска из учреждения в самостоятельную жизнь в обществе.

Таким образом, мы, учителя-логопеды учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можем внести свой вклад в реализацию основного права каждого ребенка, гарантированного Конституцией РФ, - права жить и воспитываться в семье.