«Победа в сердце каждого живёт». Создание летописи Победы в рамках работы семейного клуба «Мы вместе»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями, Патриотическое воспитание

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: патриотическое воспитание, семейный клуб, возрождение семейных традиций, пропаганда, Книга памяти


«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям
большое человеческое счастье».

В.А. Сухомлинский

Есть вечные темы, обладающие неизменной актуальностью и привлекательностью. Среди таких тем – сотрудничество и взаимодействие школы и семьи.

Союз семьи и школы – важнейшее условие совершенствования воспитания в XXI веке. Ведь многие проблемы не могут в принципе быть решены без участия семьи. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни.

Практика работы педагогического коллектива школы выдвинула новую форму работы с родителями по повышению их педагогической культуры и привлечению их к активной жизни класса и школы. Это – Семейный клуб. Отличительная особенность клуба заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

1 сентября 2013 г. на базе МБОУ «Гимназия № 17» г. Королёва был организован семейный клуб «Мы вместе!».

Клуб работает уже седьмой год. Сейчас он объединяет родителей и учащихся 3 «А» класса.

Девиз клуба: «Нет ничего прекраснее на свете, когда все вместе: взрослые и дети!».

Цель создания клуба: способствовать формированию максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Задачи семейного клуба:

  • пропаганда и возрождение семейных традиций;
  • воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью;
  • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

Ожидаемые результаты работы:

  1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
  2. Улучшение микроклимата в семье, укрепление внутрисемейных отношений.
  3. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.
  4. Создание экологически чистой среды воспитания.
  5. Развитие навыков культурного общения, поведения.
  6. Познание общечеловеческих ценностей.
  7. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций.

За участие в выставке семейных клубов в рамках мероприятий по организационно-методической и информационной поддержке работы семейных клубов в г. Лыткарино (28 октября 2014 г.) наш семейный клуб награждён дипломом Министерства образования Московской области.

Клуб работает в разных направлениях. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию.

«Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения», – президент Российской Федерации В.В. Путин

Патриота можно воспитать по-разному. Можно внушить беззаветную преданность к своему государству. Можно убедить, что главное – защищать родину с оружием в руках в случае беды. Можно доказать, что во имя интересов своей страны надо быть всегда готовым на жертвы и подвиги. А можно очень просто привить любовь к Отечеству: с детства читать сказки, былины, рассказы, романы о героях своей Родины. Знать, кто такой Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Цитировать «Слово о полку Игореве» и поэмы Пушкина, Лермонтова. Сопереживать и знаменитым полководцам, и простым солдатам. Не путаться в фамилиях Кутузова, Жуковского, Невского. Смеяться над баснями Крылова и повестями Гоголя. С легкостью рассуждать о перипетиях судьбы персонажей «Войны и мира».

И вы увидите, что в нашей стране станет патриотов намного больше, чем сейчас. И тогда они смогут и защитить, и не предать своих соотечественников.

В 2020 году наша страна празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. Тем значимее наша Победа!

Великая Отечественная война 1941–-1945 гг. длилась 1418 дней и ночей. Эта трагедия прошла через каждую семью и сердце каждого гражданина СССР. За годы Великой Отечественной войны погибло более 27 миллионов человек. Эта трагедия коснулась абсолютно каждого в нашей стране. Много людей погибло от голода, бомбёжек, артобстрелов, тяжких условий жизни и труда. В эти тяжёлые годы солдаты и обычные жители совершали героические поступки, спасая чужие жизни и приближая Великую Победу.

Все население России и бывшие постсоветские государства вот уже на протяжении 75 лет вспоминают те страшные события. 75 лет со дня Великой Победы мы вспоминаем с глубоким уважением и почтением своих предков, воевавших за нашу Родину против фашистской Германии!

С каждым годом все меньше и меньше остаётся участников и свидетелей тех страшных событий. Каждый вёл ожесточённую борьбу с фашистами: кто воевал на полях сражений, кто в тылу, не покладая рук, не жалея сил, трудился на благо Родине, приближая Великую Победу.

Очень важно, нам – нынешнему поколению, не забывать и передавать потомкам всю историю Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Рассказывать подрастающему поколению правду о войне, о ее Героях и их героических поступках, о той боли и лишениях самоотверженных жителей нашей Родины, которые через это всё прошли, сохранили мужество, доброе сердце и любовь к Родине.

В 2015 году участниками семейного клуба «Мы вместе!» (учащимися 2 «А» класса и их родителями) была создана книга памяти к 70-летию Победы «Я помню, я горжусь!».

В тот год в начале сентября каждой семье было предложено рассказать о своем родственнике – участнике Великой Отечественной войны или о герое Великой Отечественной войны, чьим именем названа одна из улиц нашего города. Был предложен макет оформления работы, распределены даты на каждую семью.

И в течение сентября наш семейный клуб представил школе проект «Я помню, я горжусь», который стал началом большой Книги памяти, т. к. в эту работу включилась вся гимназия. Сейчас ребята-участники этого проекта уже учатся в 7 классе.

Следующая работа – создание альбома «70 песен Победы в творческих работах семейного клуба «Мы вместе!»

В интернете участниками клуба были найдены 70 песен Победы. Ребята каллиграфическим почерком записывали их, рисовали рисунки к содержанию песен, родители активно помогали – ведь это совместная работа семейного клуба!

А в год 75-летия Победы семейный клуб «Мы вместе» стал автором нового проекта «Победа в сердце каждого из нас!». Проект также направлен на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях. Во времена компьютерных технологий, у нас появляются новые возможности. В наших силах восстановить утраченную связь поколений. Мы можем – а, следовательно, обязаны, полученные знания как бесценное сокровище, передать нашим детям.

Идея проекта такова: совместно с родителями, на основе поисково-исследовательской деятельности, узнать, как можно больше об истории своей семьи во время Великой Отечественной войны и создать для Книги памяти страницу, рассказывающую о своём родственнике.

Война коснулась каждой семьи. И пусть не все воевали, не все имеют награды, но каждый человек, независимо от возраста, внес свой неоценимый вклад в Великую Победу. В каждой семье есть свой герой: участник войны, труженик тыла, ребенок войны… Знать свои корни – это главное условие формирования гражданственности, патриотизма.

Наш проект «Победа в сердце каждого живёт!» стал спецпроектом Всероссийской школьной летописи, основная цель которой – сохранение истории современного поколения школьников. В настоящее время материалы нашего проекта готовятся к печати в типографии.

Нынешние школьники не успели пообщаться со своими прадедами, вернувшимися с войны. Но именно этим детям жить в XXI веке, именно они должны сохранить память о войне. Поэтому так важно, чтобы ребята узнали, запомнили как можно больше о фронтовиках в своей семье, в семье товарища, одноклассника. Увидели историю в лицах и конкретных человеческих судьбах.

…Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы! Юрий Воронов

Чувство патриотизма не возникает само по себе, это результат длительной, кропотливой работы педагогов и родителей и должно начинаться с самого детства. Л.Н. Толстой писал «Страна, позабывшая свою историю, культуру, традиции своих героев обречена на вымирание». Все дальше в прошлое уходят годы этой страшной войны, но подвиг людей, вставших на защиту нашей Родины, навсегда останется в наших сердцах. Нет семьи, которую война обошла бы стороной. Уходят из жизни фронтовики, ветераны, которые могли рассказать о мужестве и героизме, о страшных страданиях, которые принесла Великая Отечественная война, но мы должны сохранить память о подвиге наших отцов и дедов, наших близких и родных.

Реализация данного проекта оказала благотворное влияние на всех её участников.

В результате работы над проектом повысился уровень осведомлённости учащихся и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны. Дети научились ориентироваться в истории нашей страны, получили углубленные знания о её защитниках, о том, как их родные и близкие принимали участие в Великой Отечественной войне.

У детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия.

Знакомство с историей ВОВ способствовало формированию у ребят чувства гордости за свой народ и его боевые заслуги, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Дети стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными. У них появилось осознанное желание внести свой вклад в жизнь страны.

Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей и родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству. Участие в проекте родителей благоприятно сказалось и на улучшении детско-родительских отношений.

Когда в сердцах детей живёт любовь,
Стремление к согласию и дружбе,
А в чистоте их помыслов и слов
Уже нам сомневаться и не нужно,
Когда сочувствие читается в глазах,
К Отчизне нежность, уваженье к дедам,
Мы можем улыбнуться и сказать,
Что празднуем великую победу!

В заключение отмечу, что организация семейного клуба в школе – благодатное дело. Оно сплачивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем проблем подросткового возраста, имеет большое практическое значение для совершенствования образовательного процесса в образовательном учреждении.