Система работы педагогического коллектива МБОУ «Великомихайловская СОШ им. Г.Т.Ильченко» по предотвращению случаев буллинга и и созданию доброжелательной среды в образовательной организации

Разделы: Русский язык, Литература, Начальная школа, Администрирование школы, Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Коррекционная педагогика, Дополнительное образование


С сентября 2019-2020 учебного года в Белгородской области стартовал проект «Доброжелательная школа», стратегия которого нацелена на создание доброжелательной, комфортной, психологически безопасной и благоприятной среды для всех участников образовательных отношений, где хочется учиться и учить.

В 2017 году МБОУ «Великомихайловская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области имени Г.Т.Ильченко в числе 22 школ области стала участником регионального проекта «Создание и внедрение системы профилактики школьного буллинга в образовательных организациях Белгородской области». Нам очень повезло, что мы оказались в данном проекте. Но трехлетний проект завершился, а работа по созданию безопасной, комфортной, доброжелательной образовательной среды продолжается и сейчас, реализуя идеи, заложенные в проекте «Доброжелательная школа».

Проблеме взаимоотношений в школьном коллективе мы всегда уделяли большое внимание, постоянно изучали социометрический статус детей, работали над имеющимися проблемами. Поэтому входящий мониторинг показал следующие результаты: детей-изгоев оказалось 2 человека, пренебрегаемых – 3. Западающий параметр по анкете «Погода в школе» оказался «Традиции».

Всем известно, что атмосфера в классе влияет как на освоение обучающимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию и т.п..Удовлетворенность обучающихся взаимоотношениями в классном коллективе, отсутствие «пренебрегаемых», «изгоев» - прямой показатель успешности воспитательных усилий педагогического коллектива.

Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся. Одним из таких факторов является буллинг.

Буллинг (травля одноклассниками) – социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет.

В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.

Реализуя данный проект, коллектив педагогов, родителей и учеников под руководством социально-психологической службышколы приложил много усилий для того, чтобы ситуацию сделать еще лучше. Проблема борьбы с буллингом охватила всех, не оставив равнодушных. Каждый осознавал свою роль и важность в решении данного вопроса. Хочется поделиться самыми эффективными и запоминающимися формами работы в этом направлении.

Первое, что было осуществлено - это обучение педагогов. Курсы повышения квалификации по теме «Превенция школьного буллинга» прошли 10 человек. На базе школы прошли обучающие семинары для педагогов и технического персонала, организован и проведен родительский всеобуч, где было рассказано о данной проблеме и о том, как вести себя родителям, если их ребенок попал в такую ситуацию.

Запоминающимся стало то, что совместно с руководителем проекта Кий Н.М. на базе нашей школы был проведен обучающий семинар для педагогов-психологов, социальных педагогов и учителей-предметников всех школ региона. Данное мероприятие никого не оставило равнодушным, так как было очень интересным и несло в себе большую практическую значимость.

По моему мнению, самыми эффективными формами работы являются такие мероприятия, в которые вовлечена вся школа. Таковыми, в первую очередь, явились акции, приуроченные к 27 января, всемирному Дню борьбы с буллингом. За время участия в проекте таких акций провели две. Проект закончился, но работа в этом направлении продолжается и сейчас. Это мероприятие уже стало традиционным, и на данный момент акция «Будь сильнее, будь другом!» идет в школе. Ведь очень важно, чтобы дети знали о существовании этой проблемы и сами принимали участие в изменении ситуации. В рамках акции старшие дети проходят по всем классам, где рассказывают о проблеме травли в обществе. В знак того, что жизнь прекрасна, светла, необыкновенно хороша и наполнена яркими красками и моментами и нет места унижениям, оскорблениям, дети повязывают друг другу на руки цветные ленточки с наилучшими пожеланиями и намерениями.

В коридорах школы развешиваются большие плакаты, на которых каждый желающий, будь то ребенок или взрослый, может отдать свой голос против травли, обведя свою ладонь и написав какое-либо пожелание или просто поставив подпись или изобразив символ дружбы.

В завершении акции проводятся конкурсы рисунков среди детей начальных классов «Мой самый дружный класс» и конкурсы плакатов среди подростков «Мы против буллинга!», а также конкурс коллажей «Дружба – это ценный дар!». Все без исключения классы принимают участие в данных конкурсах, после чего определяются победители и призеры, которые получают соответствующие награды.

Чтобы ребенок смог прочувствовать проблему травли, необходимо достучаться до сердца каждого, дать «пережить эту ситуацию душой», так, чтобы это затронуло и оставило след и никого не оставило равнодушным. Вот тогда не останется в классах тех, кто помогает буллеру или тех, кто равнодушно стоит в стороне и делает вид, что его это не касается, и он не может что-либо изменить или повлиять на ситуацию. Этому способствуют кинотренинги по фильмам «Чучело», «Гадкий утенок», «Класс» и другие. Просмотрев и обсудив их, дети очень активно включаются в работу по формированию свода правил и законов класса. В каждом классе нашей школы сформулированы данные правила, они стали частью школьных уголков в каждом кабинете.

Помощь в решении вопроса по профилактике школьного буллинга оказывает и школьная библиотека, где организуются выставки книг, посвященных проблеме взаимоотношений в школьном коллективе, разработан буклет о рекомендуемых для прочтения книгах, отражающих проблему травли.

Благодаря участию в проекте, в школе появились новинки в организации работы. Мы создали Службу медиации, которая является еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов, поиска новых способов воздействия и нестандартного взаимодействия с обучающимися, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать благоприятную, комфортную для учащихся среду.

В школе начали применять Метод «Правила школы». Когда родители приводят в школу своего ребенка (в первый класс или в девятый), они получают красочно оформленный лист с текстом. На листе крупными буквами (с картинками) представлены основные правила нашей школы. Там самое необходимое – правила в отношении школьной формы, мобильных телефонов, внешнего вида и … буллинга. Позиция заявляется четко – буллинг недопустим. Санкции – такие-то.

Внизу листка – место для подписи родителей.

Педагогом-психологом, социальным педагогом оформлен стенд «Помоги себе сам», где даются рекомендации детям, оказавшимся участниками или наблюдателями буллинга. Сообщается также информация о работе Телефона доверия, как шаге к безопасности ребенка.

Ну а для поднятия статуса ребенка в коллективе проводятся такие мероприятия, как «Алло, мы ищем таланты» (во время организации летнего отдыха детей и работы лагеря с дневным пребыванием), организуются выставки достижений по предметам, музыкальные, танцевальные, творческие конкурсы и многие другие мероприятия.

Работать в проекте было очень легко и интересно, постоянно чувствуя совет и руку помощи руководителя проекта – Н.М.Кий, доцента кафедры психологии и дефектологии и Л.И.Мин - старшего преподавателя кафедры психологии и дефектологии, которые направляют и дают нужные рекомендации.

Вся проделанная работа дала положительные результаты, изменив показатели входящего мониторинга в лучшем направлении. Есть еще, конечно, проблемные места, но мы знаем теперь в каком направлении нам двигаться и над чем работать!