Деятельность МБОУ "Гимназии №4" города Брянска по формированию регионально ориентированного профессионального выбора

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: «Профессия моего ребенка», модель адаптивной школы


В настоящее время одной из значимых проблем развития Брянского региона является острая нехватка квалифицированных специалистов во многих отраслях экономики, но большинство абитуриентов области по прежнему хотят быть юристами, экономистами, финансистами, хотя рынок профессий ими перенасыщен. Для обеспечения успешного развития нашей области необходимо, в том числе, закрепление талантливой молодежи в области, её обучение по требуемым на Брянщине специальностям.

В настоящее время департамент образования и науки организует свою работу с предъявления современных требований к уровню подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в рамках ФГОС и привязки их к технологическим условиям производства. Созданы и действуют 16 многофункциональных учебных центров прикладных квалификаций на базе профессиональных образовательных организаций в качестве структурных подразделений. Изменена структура основных и дополнительных образовательных профессиональных программ. Проводится ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. Значительно увеличилось количество предприятий, заключивших с профессиональными образовательными организациями Соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве. В рамках данных Соглашений работодатели осуществляют помощь в ремонте учебных комплексов, приобретении учебной мебели и оборудования, выплачивают обучающимся повышенную стипендию.

Но на сегодняшний день в Брянской областной службе занятости более 9 тысяч вакансий и только 15% из них – для специалистов с высшим образованием, остальные – для рабочих профессий. За последние 15 лет в регионе не падает спрос на "рабочие" и технические специальности, востребованы программисты. Не хватает в области врачей, учителей и ветеринаров на селе, активно развивается сфера общепита, для нее нужны повара, в брянских больницах, особенно сельских, не хватает медсестер и врачей. Большой популярностью в области пользуются инженеры-сметчики, технологи, проектировщики. Программисты и системные администраторы находятся на пике востребованности. В Брянской области работают и расширяют производство большие животноводческие комплексы и филиалы межрегиональных агропромышленных холдингов. Это означает, что нужны молодые специалисты, знающие особенности ведения сельского хозяйства именно в нашей местности. На 100% будут востребованы в нашей области слесари, токари, электромонтеры, станочники, электрогазосварщики.

В Брянской области работают учреждения профессионального образования, которые способны обеспечить подготовку специалистов, необходимых области по всем перечисленным профессиям. Однако, многие выпускники школ ориентированы на поступление в вузы Москвы и Санкт-Петербурга и последующее трудоустройство в этих городах. При этом уезжают из региона наиболее талантливые и перспективные молодые люди, имеющие хороший уровень подготовки. А в Брянских вузах – низкий конкурс и, следовательно, невысокий уровень подготовки абитуриентов.

В современной педагогике существует достаточно много методик и технологий профессиональной ориентации обучающихся, в российских школах широко используются современные образовательные технологии, однако, в Брянской области отсутствуют модели системной деятельности школ, направленные на закрепление молодежи в регионе, хотя работа по профессиональной ориентации ведется во всех образовательных учреждениях. Курс самоопределения изучаемый в 9 классе помогает обучающимся принимать решение о своем образовательном будущем после окончания основной школы.

Образовательные учреждения общего образования обладают особыми возможностями для формирования у учеников мотивации жизни и работы на Брянщине, т.к. именно школа взаимодействует с ребенком на протяжении 11 лет обучения, т.к. именно школа поддерживает тесные контакты не только с ребенком, но и с его семьей. Педагоги владеют современными образовательными технологиями, имеют большой и разнообразный опыт выстраивания отношений с ребенком. Все это позволяет назвать школу центральным звеном в формировании регионально-ориентированного профессионального выбора выпускника. Необходимы организационные модели, которые позволят школе выстроить целостную систему работы, на это и направлен представляемый проект.

В гимназии №4 города Брянска реализован трехлетний образовательный проект "Брянск и Я", целью которого стала разработка организационной и содержательной модели деятельности образовательного учреждения по формированию регионально ориентированного профессионального выбора обучающихся.

Формирование регионально-ориентированного профессионального выбора обучающихся обеспечивается решением следующих задач:

  • развитие интереса обучающихся к Брянской области, осознание перспектив профессиональной деятельности на своей малой Родине;
  • формирование у обучающихся целостного образовательного маршрута школа (гимназия) – техникум, колледж, вуз;
  • формирование у учащихся устойчивой мотивации жизни и работы на Брянщине;
  • развития технических способностей и интересов обучающихся;
  • рост численности обучающихся, изучающих предметы на профильном уровне;
  • реализация практико-ориентированного компонента обучения при изучении всех предметов на второй и третьей ступенях образования;
  • обеспечение преемственности в организации освоения программ общего (среднего) образования и профессионального образования.

Проект "БРЯНСК и Я" включает в себя комплекс образовательных проектов (рисунок 1), обеспечивающих системный характер деятельности гимназии по формированию регионально-ориентированного профессионального выбора обучающихся:

  • профессионально-орентированная программа внеурочной образовательной деятельности обучающихся 1–11-х классов;
  • программа тьюторского сопровождения формирования регионально-ориентированного индивидуального образовательного плана обучающегося 3–11-х классов;
  • программа психологического сопровождения профессионального выбора обучающихся 5–11-х классов;
  • программа психолого-педагогического сопровождения "Профессия моего ребенка";
  • практико-ориентированные модули в образовательных программах по всем предметам учащихся 5–11-х классов;
  • дистантные элективные курсы предпрофессиональной направленности для обучающихся 8–11-х классов;
  • модель образования старшеклассника "Инженерный класс" на основе индивидуальных учебных планов (10–11-й класс);
  • программа методического сопровождения учителя, работающего в программе "БРЯНСК и Я".

Рисунок 1

Теоретическими основаниями данного проекта выступают идея регионально ориентированного образования, теории профильного обучения, адаптивной школы и тьюторского сопровождения.

В «Законе об образовании в Российской Федерации» указывается на необходимость «разработки и реализации региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации» (ст. 8).

Разработка регионально-ориентированных проектов позволяет решать разноплановые задачи. Такие проекты призваны реализовать не только информационно-познавательные задачи, но и нацелены на выполнение социально-ориентационных задач, связанных с воспитанием у детей чувства принадлежности к ближайшему социуму, гордость за свой край, достоинства формирующегося гражданина, что в целом обеспечивает истоки формирования ценностного отношения к Родине. Педагогическая составляющая этого процесса предусматривает освоение и трансляцию ценностей «малой Родины», тем самым обеспечивая их закрепление в «образе мира» и «образе жизни» детей, знакомство детей с родным регионом как самобытной областью, обладающей рядом уникальных характеристик, позволяющих выстраивать собственный образовательный маршрут, жизненный план, осознавать свою связь с малой Родиной, видеть свою нужность на родной земле.

Профильное образование создает прецедент и реальный шанс преодоления накопившихся проблем в образовании, в том числе, связанных с реализацией подлинной индивидуализации и дифференциации в образовании. Оно становится вариантом организации личностно-ориентированного образования. Профильное образование направлено на формирование ценностного отношения к профессии, способствует становлению и осознанию обучающимся профессиональных планов. Так, в исследовании формирования профессионально-трудовых ценностей у старшеклассников в процессе профильного обучения Корбанович Т.В. показывает, что профильное обучение становится деятельностной стратегией развития личностных и профессиональных стратегий обучающихся.

Наиболее разработанной темой (с теоретической и методической точек зрения) является профильное обучение старшеклассников. Однако педагогическая практика и многочисленных психолого-педагогических исследования показывают, что профильное обучение старшеклассников не выполняет задачи подготовки кадров, необходимых региону. Педагоги настаивают, что целесообразно начинать профессиональную ориентацию обучающихся с первой ступени обучения. В настоящее время одной из перспективных линий развития профориентации школьников становится разработка комплексных профориентационных программ, ориентированных на весь период школьного образования.

Сегодня необходимо разрабатывать организационные модели, позволяющие школе эффективно реагировать на запросы региона в определении содержания и результатов обучения, сохраняя при этом возможность обучающемуся осуществлять свои образовательные выборы. Основой построения такой модели является теория адаптивной школы.

Теория адаптивной школы (д.п.н. Ямбург Е.А.) основывается на тезисе, что не ребенок должен адаптироваться к школе, а школа должна адаптироваться к особенностям и задачам развития ребенка. Целями адаптивной школы являются формирование положительной Я-концепции учащихся, создание системы адаптирующей педагогики, системы разноуровневого дифференцированного обучения. Реализация этой цели достигается за счет формирования высокого образовательно-воспитательного фона гимназии и качественно подготовка выпускников к обучению в вузах, самообразованию, творческому труду, осуществления личностно-ориентированного подхода, индивидуализации обучения. Адаптивная школа призвана помочь ребенку успешно социализироваться и быть эффективным, успешным членом общества. Для этого образовательное учреждение должно оказать педагогическую поддержку обучающемуся, помочь раскрыть ему его потенциал и компенсировать существующие нарушения развития.

Существует несколько десятков моделей адаптивных школ, использующих в своей работе различные педагогические технологии. Большие возможности для построения модели адаптивной школы, нацеленной на формирование регионально ориентированного профессионального выбора открывает использование технологии тьюторского сопровождения.

Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ сопровождения личности можно рассматривать личностно-ориентированный подход (Г.М. Анохина, Е.В. Бондаревская, Н.А. Морозов, С.А. Рогачев, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, Е.Г. Силяева, И.С. Якиманская и др.)

Базовой технологией реализации проекта является технология тьюторского сопровождения (д.п.н. Ковалева Т.М.). Тьюторство – это особый вид социальной образовательной деятельности, заключающейся в поддержке и сопровождении образовательной траектории обучающегося, вид гуманитарного педагогического сопровождения, в ходе которого педагог-тьютор создает условия для осуществления и осмысления обучающимся самообразовательных действий.

Сопровождение тьютора предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта (сопровождаемого) по трём векторам: социальному, культурно-предметному и антропологическому, – раскрывающим дополнительные ресурсы для реализации образовательной программы конкретного учащегося. Тьюторское сопровождение заключается в организации такого образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и уст ремлениями (образом будущего). Тьютор создаёт избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучаемому, затем он сопровождает так называемую «навигацию» его движения в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии. Подобное сопровождение основывается на принципе индивидуализации

Должность тьютора уже де-факто существовало во многих учебных заведениях России, а с 22 мая 2008 года, благодаря приказу Минздравсоцразвития России и его регистрации Минюсте, получила юридическое оформление. Тьюторство в образовательной системе РФ призвано способствовать реализации политики Министерства ОиН РФ по инновационному развитию сферы образования и создать необходимые условия для индивидуализации образования.

Тьюторское сопровождение позволяет создать условия для управления обучающимся своей собственной образовательной траекторией. Использование тьюторских приемов и методов работы позволяет обеспечить повышение уровня преподавания, рост качества знаний обучающихся. Наиболее ярко эффекты тьюторского сопровождения проявляются в формировании компетентностей учащихся, связанных с практической деятельности.

Данный проект – разработка адаптивной модели образования обучающихся на основе современных образовательных технологий, позволяющая формировать у них устойчивый мотив выбора регионально-ориентированной профессии, ориентировать учащихся на поступление в учреждения профессионального образования Брянска, повышать уровень мотивации к обучению и работе на Брянщине, а, следовательно, и качество подготовки абитуриентов.

В гимназии № 4 проводится большая инновационная работа по направлению модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом и созданы необходимые условия успешной реализации данного проекта. Учителя гимназии имеют опыт инновационной экспериментальной исследовательской деятельности работы в течение более 10 лет в рамках Федеральной экспериментальной площадки "Подростковая школа как школа взросления", в рамках программ тьюторского сопровождения учащихся.

В гимназии осуществляется:

  • обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам (с 2011 г.);
  • реализация профильных программ по математике, русскому языку, физике, информатике, биологии, истории, обществознанию, английскому языку;
  • работа электронного журнала (с 2011 г.);
  • предпрофильное обучение в 9-х классах;
  • дистантные элективные курсы в 9 и 10-х классах;
  • организация занятий в 10–11-х классах в лекционно-семинарской форме;
  • реализация программ тьюторского сопровождения профессионального самоопределения.

В гимназии №4 реализован долгосрочный образовательный проект "Подростковая школа", выполненный по государственному контракту с Министерством образования и науки РФ. В ходе реализации данного проекта разработаны инновационное содержание образования подростка и технологий образования, соответствующих специфике содержания образования подростка, а также построено многовариантное образовательное пространство подростковой школы.

Фактически с 2000 г. весь образовательный процесс в гимназии строится на основе системно-деятельностного подхода: развивающее обучение в начальных классах, компетентностно ориентированное обучение в подростковых классах, личностно ориентированное образование в старших классах.

В гимназии №4 разработаны и реализуются авторские программы в рамках новых образовательных технологий:

  • полного усвоения учебного материала, которая позволяет всем ученикам осваивать учебный материал в индивидуальном темпе и на разном уровне углубленности в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей;
  • тьюторского сопровождения – развитие осознанности и целенаправленности учебной деятельности в соответствии с индивидуальными образовательными перспективами, разработка индивидуального плана образования, связывающего этапы обучения в школе и последующего профессионального обучения;
  • учебного проектирования – формирование целостной образовательной деятельности, направленной на получение практически значимого знания, решающего актуальные проблемы учебной деятельности ученика;
  • социального проектирования – развитие гражданской и личной активности ученика, принятие на себя ответственности за события своей жизни, формирование навыка конструктивного разрешения социальных проблем и выстраивания социальных;
  • учебного исследования – развитие исследовательской компетентности обучающихся и личностного компонентов готовности к исследовательской деятельности старшеклассников.

Кадровые, методические, материально-технические ресурсы позволили успешно реализовать наш проект.

В 2018–2019 уч.г. – завершился экспериментально-описательный этап реализации проекта. Основное содержание работы на этом этапе – разработка экспериментальных моделей деятельности, накопление опыта их апробации и описание в форме методических рекомендаций. 2019–2020 уч.г. – этап завершения описания и распространения экспериментальных наработок.

Для реализации проекта ежегодно были созданы временные творческие группы учителей (всего – 73), сроком действия от 2 до 9 месяцев. В работе временных творческих групп приняли участие все педагогические работники гимназии.

За экспериментальный период работы временными творческими группами разработана программа профессионально ориентированной внеурочной образовательной деятельности для 1–11-х классов, которая успешно реализована в режиме апробации в течение 2017–2018/2018–2019 уч.г.

Временными творческими группами разработаны, апробированы и описаны в форме методических рекомендаций по разработке, использованию, подготовке и проведению:

  1. 8 рабочих программ учителей, включающие материал по региональноориентированной профессиональной карьере по математике, физике, информатике, химии, биологии для 10 и 11-х классов;
  2. 4 дистантных курса профильной направленности по химии, математике, литературе и биологии;
  3. регионально-ориентированный профориентационный курс "Образовательное путешествие", в т.ч. рабочая программ, организационная модель и циклограмма занятий;
  4. 17 практико-ориентированных факультативных курсов для обучающихся 9–11-х классов (в том числе: "Прикладная физика и экспериментальные задачи", "Избранные вопросы неорганической химии", "Информатика, логика, программирование", "Начала политологии", "Разговорный английский", "Особенности экономического развития Брянского региона" и др.);
  5. 25 предметных уроков, формирующих у учащихся представление о современном уровне экономического и культурного развития Брянского региона на темы: "Развитие сельского хозяйства в Брянской области", "Современные поэты Брянщины", "Культура и образование Брянска", "Путешествие по родному краю или ищу себе профессию", "Силикатная промышленность области" и другие;
  6. 13 регионально-ориентированных уроков, показывающих пути и возможности построения профессиональной карьеры на Брянщине; "Английский язык и моя будущая карьера в моём родном городе Брянске","Телекомпания ГТРК-Брянск", "Компания Мираторг", "Торговая сеть "Метро"", "Как найти работу в Брянске", "Резюме претендента на должность" и другие;
  7. план-график регионально-ориентированных экскурсий "Карьера на Брянщине";
  8. 15 макетов экскурсий на предприятия города: "Центр кинологической службы УМВД России в Брянском городском округе", "Завод "Термотрон", "Телеканал ГТР-Брянск", "Брянский театр юного зрителя" и другие;
  9. план-график классных часов "Встреча с профессией"для обучающихся 1–4-х классов "Мир увлечений" и 5–11-х классов "Мир профессий";
  10. 12 макетов классных часов "Встреча с профессией" для 1–2, 3–4, 5–6 и 7–9-х классов.

Проведены 4 набора в профильные группы, в которых на углубленном уровне обучающиеся 10–11-х классов изучают математику, информатику, физику, и в учебный план включены профильные практико-ориентированные курсы.

В учебный план 8–9-х классов включены практико-ориентированные предметы "Образовательное путешествие" (курс регионально-ориентированного профориентационного образовательного путешествия") 17 часов/год, 5–9-х классов – "Образовательный проект" 17 ч/год.

В рамках педагогического и тьюторского сопровождения обучающимися разработаны:

- индивидуальные учебные планы для:

  • 47 обучающихся 10 классов (2016–2017 уч.г.);
  • 30 обучающихся 10 классов (2017–2018 уч.г.);
  • 47 обучающихся 11 классов (2017–2018 уч.г.);
  • 48 обучающихся 10 классов (2018–2019 уч.г.);
  • 30 обучающихся 11 классов (2018–2019 уч.г.);
  • 50 обучающихся 10 классов (2019–2020 уч.г.);
  • 45 обучающихся 11 классов (2019–2020 уч.г.).

- 118 индивидуальных программ регионально-ориентированного образования, включающие в себя этап обучения в гимназии, этап постгимназического обучения, этап профессиональной пробы и этап профессионального старта.

В рамках предметных декад, организуемых методическими секциями учителей гимназии, был проведен цикл массовых образовательных мероприятий для обучающихся, направленных на формирование регионального контекста изучаемых предметных знаний: литературная гостиная "Литературная Брянщина" (по творчеству А.К. Толстого); профориентир "Биология, химия и география в профессиях". Все методические секции в рамках своих декад провели стендовые презентации "От предмета к профессии", идея и цель которых – показать возможности профессиональной деятельности в Брянском регионе в рамках своей предметности.

Анализ показывает, что систематизация различных форм работы, объединение их в единую программу деятельности, выделение смысловых акцентов в традиционных формах работы с учащимися позволяет без существенного увеличения нагрузки на педагогов получить значимые образовательные эффекты: рост интереса учащихся к региону, формирование положительного отношения к профессиональной карьере в родном городе, выстраивание индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя обучение как в организациях профессионального образования других регионов, так и города Брянска.