Физкультурно-оздоровительная работа в старшей группе детского сада

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, физкультурно-оздоровительная работа


Физическая культура это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Что главное в воспитании детей? Ребёнок должен расти, здоровым. Здорового ребёнка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

Цель физической культуры — положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья.

Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника. Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования.

Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния подростка. Забота о двигательном развитии ребенка столь же важна для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон, частое пребывание на свежем воздухе, чистая постель и необходимая одежда.

Формы физкультурно-оздоровительной работы в старшей группе:

  • физкультурные занятия с использованием модульного оборудования, с использованием степ-платформ, нетрадиционного оборудования;
  • утренняя гимнастика;
  • физкультминутки, динамические паузы;
  • гимнастика пробуждения после дневного сна;
  • самостоятельная двигательная деятельность детей в группе;
  • организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке;
  • физкультурные досуги;
  • развлечения;
  • спортивные праздники;
  • праздники совместно с родителями.

Ежедневно в нашей группе предусмотрены различные формы двигательной активности:

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.

Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. В своей группе мы разнообразили форму утренней гимнастики: это ритмическая гимнастика под музыку, гимнастика с комплексом дыхательных упражнений, также гимнастика на открытом воздухе или в зале (в зависимости от погодных условий, комплексы утренней гимнастики с предметами: мячами, гимнастическими палками, платочками, «косичками», лентами, нестандартным оборудованием.

В конце утренней гимнастики используем речёвки, например:

По утрам зарядку делай - будешь сильным, будешь смелым!

А так же проводим утреннюю гимнастику в нетрадиционной форме. Он включает в себя коммуникативные приветственные, хороводные игры, игры на внимание выполняемые в кругу. Используем поочередный показ упражнений во время гимнастики самими детьми. Включаем упражнения направленные на предупреждение плоскостопия (ходьба на носках, пятках, внешней стороне стоп). Во время зарядки следим за осанкой детей.

Также очень важно следить за правильным дыханием во время выполнения упражнений.

Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю. Их продолжительность составляет 25 минут.

Физическая культура проводится, как с музыкальным сопровождением, так и без него.

На занятиях по физической культуре детей в игровой форме обучаем детей прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячи. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы и бега (ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» - опираться на разные части стопы, прыгать, «как зайчик-попрыгайчик», высоко поднимать колени, выполнять подскоки). Проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, пробежать змейкой).

У детей имеется специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены, а также дисциплины. Наличие спортивной формы одного направления вырабатывает у ребят командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. Отлично подойдут черные шорты и белая футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги нужна спортивная обувь со светлой подошвой и, желательно, на липучках.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках.

Ни у кого не вызывает сомнения, что дети зимой любят кататься на санках, играть в хоккей, футбол, а к лыжам малыши тянутся с раннего возраста. И то и другое обеспечивает высокий закаливающий эффект. А взять игры с мячом! Они всегда вызывают интерес у детей, да и у взрослых! Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях.

Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям.

Во всех видах деятельности мы используем физкультурные минутки и динамические паузы, что позволяет детям снять утомление, активизировать их внимание, повысить умственную работоспособность. Мы проводим их в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений, используя художественное слово, включая пальчиковые упражнения, игры, психогимнастику, игры на релаксацию.

Немаловажное значение имеет правильно организованный здоровый сон. Для быстрого спокойного засыпания в своей работе мы используем музыкальное сопровождение. Также нами воспитателями читаются художественные произведения спокойным, тихим голосом, слегка монотонно.

Во время подъема детей используем бодрящую гимнастику. Ее цель поднять настроение и мышечный тонус детей. Начинается гимнастика с упражнений в постели, затем проводятся корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, закаливающие процедуры.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в д/саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников, соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие смекалку, третьи воображение и творчество, но объединяет их общее воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Целью таких праздников является активное участие детского коллектива группы, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.

В группе оформлен физкультурный уголок, в котором имеется нестандартное физкультурно-игровое оборудование, изготовленное совместно с родителями, в том числе и для профилактики плоскостопия; уголки безопасности, где имеются макет улицы, транспорт, дорожные знаки, дидактические игры, благодаря которым дети в игровой форме знакомятся с правилами дорожного движения.

Выпускаем папки-передвижки на темы: "Пословицы и поговорки о здоровье", красочные стенгазеты, тематические стенды, оформляю семейные фотоальбомы, интересуемся чемпионами и мастерами спорта по спортивной гимнастике.

Родители имеют возможность посещать "Дни открытых дверей": просмотреть физкультурные занятия, гимнастику, закаливающие процедуры, режимные моменты, подвижные игры. Родители сами принимают участие в изготовлении нестандартного физкультурно-игрового оборудования.

Таким образом, организованная нами работа приобщает родителей и детей к здоровому образу жизни, развивает физические качества и навыки, и способствует самореализации каждого и взаимообогащению всех.