Применение сингапурских структур обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативных компетенций учащихся"

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6, 7, 8, 9


Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению, неумение сотрудничать, слушать собеседника, излагать свои мысли и вести себя в конфликтной ситуации. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и ограниченные возможности для творческой самореализации. Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки признается неактуальным. Новый Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения ставит главной целью формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации; способного к коммуникации и сотрудничеству. Новые приоритеты образования подталкивают учителей к поиску и внедрению в школах современных технологий преподавания, помогающих достичь более ощутимых результатов обучения и воспитания. Одним из путей усовершенствования образования является внедрение сингапурской методики образования.

Перед нами стояла задача: практическое усовершенствование методики образования путем внедрения сингапурских структур обучения на уроках русского языка и литературы.

Основной формой работы в этой методике являются командные формы работы, т.к. они способствуют развитию навыков работы в коллективе, группового общения, совместной работы со сверстниками. Приемы сингапурской методики таковы: ученический коллектив разбивается на группы или пары и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микрогруппы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.

Обучающие структуры в контексте урока

1. Структура КОНЭРС («Corners»)

позволяет развивать у обучающихся навыки коммуникации и сотрудничества. КОНЭРС можно применять на разных этапах урока, но уместнее будет ее использование при постановке проблемного вопроса или при подведении итогов урока, когда учителю важно понять, все ли обучающиеся пришли к правильному выводу, могут ли они, опираясь на изученный материал, доказать свою точку зрения

Урок литературы. 5 класс. И.С. Тургенев «Муму»

Учитель: О чём говорит поступок Герасима?

  • он покорился воле барыни;
  • он сопротивляется её самодурству;
  • он не может ослушаться барыни, но и не может ей покориться.

Вы видите названия 3 углов, подойдите к своему углу, найдите партнера, обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол. Аргументируйте свой выбор.

Урок литературы 6 класс А. Грин «Алые паруса»

Как ты расцениваешь поступок Лонгрена по отношению к Меннерсу?

  • осуждаю;
  • оправдываю.

Урок русского языка 9 класс

Согласны ли вы с оценкой героев романа (рецензия на роман «Евгений Онегин»)

  • согласен
  • нет, не согласен

Аргументируя свой выбор, озвучивают мысли своего партнера. Начинает тот, кто живет ближе к школе/ кто выше/у кого волосы темнее/кто старше и т.п.

2. Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД

Структура, в которой учащиеся, двигаясь, проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме). Причём вопросы дети формулируют сами. Можно дать задание заранее приготовить вопросы и ответы, можно учителю самому приготовить карточки с вопросами, а детей попросить написать ответы. Цель – формирование навыков быстрого формулирования вопроса и ответа на поставленный вопрос с целью обмена информацией

Фрагмент урока: закрепление материала по теме «Лексика» 5 класс.

На доске прикреплены термины по теме: АНТОНИМЫ СИНОНИМЫ МНОГОЗНАЧНОЕ СЛОВО ОМОНИМЫ ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКСИКА ЛЕКСИКОЛОГИЯ ЛЕКСИКОН.

Учитель: «Подумайте какой вопрос вы зададите, сформулируйте вопрос, который бы начинался словами «Что такое….?» или « Приведи примеры…» Запиши вопрос в верху листочка, а ответ в низу. ( на всякий случай заготавливаем несколько карточек с вопросами и ответами для тех, кто сам не сможет справиться с этим заданием)

1 шаг. Встаньте, выйдите из-за парты, задвиньте стулья. Поднимите руку и найдите пару .

2 шаг. Ученик (тот, кто живет ближе к школе/ кто выше/у кого волосы темнее/кто старше и т.п.) задаёт вопрос.

3 шаг. Другой ученик отвечает.

4 шаг. Если ответ правильный - похвали, если неправильный – подскажи, научи, переспроси, похвали;

5 шаг. Ученики меняются ролями;

6 шаг. Меняются карточками и благодарят друг друга

Так со свойственным каждому ученику темпом они повторяют шаги с 1 по 6 несколько раз, меняясь партнёрами.

Тема «Состав слова» 5 класс. Примеры вопросов: Что такое корень слова? Как найти корень в слове? Какие слова называются однокоренными? Что такое суффикс? Что такое приставка? Как найти окончание?

Тема «Имя числительное» 6 класс. Примеры вопросов: Назови разряды числительных. На какие вопросы отвечают числительные? С какими существительными сочетаются собирательные числительные? Тройка, утроить, тройной, трижды, третий – к каким частям речи относятся эти слова? Запиши числительное 567(страниц) в творительном падеже.

8 класс, тема «Словосочетание». Примеры вопросов: Что называется словосочетанием?

Что не является словосочетанием? Назови способы подчинительной связи в словосочетании. Чем может быть выражено зависимое слово при примыкании?

9 класс, тема «Сложноподчинённое предложение». Примеры вопросов: Дай определение СПП. Назови виды СПП. Чем отличаются определительные придаточные от местоимённо-определительных? Перечисли разряды обстоятельственных придаточных. Приведи примеры подчинительных союзов и союзных слов. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

На уроках литературы эту структуру можно использовать, чтобы проверить знание биографических сведений, содержания произведения, истории его создания, изобразительных средств. Эта структура позволяет развивать у обучающихся навыки коммуникации и сотрудничества, а также критическое мышление.

3. Структура КЛОК БАДДИС (Clock buddies)

Обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия. Цель - организация парной работы в удобное для учителя время на протяжении одного или нескольких уроков.

Для взаимодействия учащихся в парах организуется назначенная встреча по времени. Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранными на 9 часов и обсудить выполнение домашнего задания. Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает рассказать изученное правило друзьям, выбранным на 3 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 9, 12,15 и18 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.

5 класс Тема «Гласные в корне». Проверка домашнего задания «Прочитайте задание к упр. 394 . Предлагаю встретиться с друзьями, которым назначена встреча на 9.00 и за 1,5 минуты обсудить выбор гласной в 1 и 6 предложениях. Начинает тот, у кого первая буква имени - первая по алфавиту. А сейчас встречаемся с теми, кому назначено на 12.00, и обсуждаем орфограммы в предложениях 2 и 4. Начнёт тот, кто старше (время-1,5 мин).

4. Структура ИНСАЙД-АУТСАЙД-СЁКЛ (Inside-Outside-Circle)(«Круги» )

Дети встают в два круга: внешний и внутренний. Учитель задаёт вопрос и даёт время подумать: «Ученики из внешнего круга отвечают своему партнёру. У вас есть 1 минута»; «Внутренний круг, теперь ваша очередь отвечать в течение 1 минуты». Движение внутреннего и внешнего круга определяет учитель. Внутренний круг со шпаргалками или готовыми карточками с вопросами, внешний круг-с ответами. Затем ученики меняются ролями.

Например, при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова» в руках у учащихся внутреннего круга карточки со словами. С одной стороны карточки напечатаны слова с пропущенными буквами, с другой всё слово. Учащиеся внешнего круга называют пропущенную букву. Учащиеся внутреннего круга проверяют их ответы. Учащиеся внешнего круга двигаются по часовой стрелке.

5 класс тема «Морфемика». Что называется морфемой? И что такое морфемика?

Участники под буквой А, образуйте внутренний круг. Участники под буквой Б, образуйте внешний круг, встав напротив партнёра по лицу.

Что называется морфемой? «Подумайте над ответом 3-5 секунд, Не забудьте привести примеры». «Участники внешнего круга отвечают своему партнёру. У вас есть 20 сек». «Внутренний круг, теперь ваша очередь отвечать в течение 20 сек».

Класс! Направо! Какую отметку мы любим получать? Отсчитаем 5 шагов. Найди нового партнёра.

Что изучает морфемика? «Подумайте над ответом 3-5 секунд» Участники внутреннего круга отвечают своему партнёру. У вас есть 10 сек» «Внешний круг, теперь ваша очередь отвечать в течение 10 сек»

Эта структура позволяет развивать у обучающихся навыки коммуникации и сотрудничества.

5. Структура МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР (Frayer Model)

Обучающая структура, помогающая учащимся глубоко понять и осознать изучаемые понятия и концепции. Участники рассматривают какое-либо понятие с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры (то, что не может являться примером). Цель - формирование более глубокого понимания и осознания темы урока.

Действия учащихся:

  1. Выполняют складывание листа. Заполняют поля модели.
  2. Понятие: записать в ромбе основное понятие.
  3. Обязательные характеристики: записать слова (словосочетания, предложения), которые раскрывают данное в центре понятие – главные характеристики.
  4. Необязательные характеристики: записать слова (словосочетания), которые определяют неосновные определения данного понятия.
  5. Пример: привести верный пример(ы) данного понятия.
  6. Антипример: привести пример(ы), который не является верным (5 мин)

Урок русского языка. 5 класс. Тема «Окончание»

Этап урока: закрепление изученного. Участники под буквой Б возьмут по листку и разделят их пополам, половинки отдадут партнёру по лицу. Каждый сложит лист следующим образом.

«Нам нужно составить модель, как можно подробнее рассказав об окончании. Напоминаю, что модель состоит из Определения, Характеристики, Примеров. Антипримеров.

Каждый составляет самостоятельно».

  • Что такое окончание? По очереди, начиная с 1 номера, зачитайте ответы. Дополните свои записи.
  • Запишите характеристику окончания. По очереди, начиная со 2 номера, зачитайте характеристики.
  • Приведите примеры слов, имеющих окончания. (2 мин) По очереди, начиная с 3 номера, зачитайте приведённые примеры.
  • Запишите примеры слов, у которых нет окончаний.(1,5 минуты). По очереди, начиная с 4 номера, зачитайте приведённые антипримеры.

5 класс, тема «Имя существительное»

Посередине запишите понятие имя существительное. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. Каждый выполняет самостоятельно (5 минут).

ОХ: имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные. НХизменяется по числам, по падежам, относится к мужскому, женскому или среднему роду. Примерыгород, мальчик, река, друг, газета. Антипримерыпрыгать, сильный, пушистый, весело.

– Давайте поделимся информацией с друзьями. (далее можно применить структуру Клок Баддис)

  • С друзьями на 6 часов, обсуждаем обязательные и необязательные характеристики (30 с). Начинает тот, кто ниже ростом.
  • С друзьями на 12 часов, обсуждаем примеры и антипримеры (30 с)
  • Начинает тот, у кого светлее волосы.

7 класс, тема «Причастие»

Посередине запишите понятие причастие. Вам нужно на этих листочках составить модель имени существительного: написать обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры. Каждый выполняет самостоятельно (5 минут).

ОХ: причастие - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, изменяющийся во времени. Причастия бывают действительными и страдательными. С зависимыми словами образуют причастный оборот. НХ: отвечает на вопросы какой и каков? изменяется по числам, по падежам, относится к мужскому, женскому или среднему роду; бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени; в полной и краткой форме. В предложении выполняет роль определения или сказуемого.  Примеры: зеленеющий, скошенный, покрашен Антипримеры: зелёный, косить, прыгать, желтоватый

6. Структура «ДЖОТ ТОТС» (Jot Thoughts)

Структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков. На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделить его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части. Цель – систематизировать полученные ранее знания по теме. Удобно использовать как при изучении нового материала, так и при повторении и закреплении.

Варианты заданий: напишите слова, которые являются одушевлёнными именами существительными. Напишите слова по теме «Зима». Напишите по 4 слова на правописание имён существительных с шипящими на конце…

Урок русского языка. 5 класс. Тема «Части речи»

Учитель: Ребята, рассмотрите картину «Февральская лазурь». Глядя на картину, придумайте слово, затем каждый по очереди, начиная с первого номера, проговорит его громко для всех членов команды, запишет его на листочке, положит в центр стола, не закрывая листочков остальных. Слова не должны повторяться. На первом листочке запишите существительное, на втором - прилагательное, на третьем – глагол, на четвёртом – наречие. (На эту работу отводим 4 минуты. Далее применяем структуру Тик-Тэк-Тоу)

7. Структура ТИК-ТЭК-ТОУ (Tic-Tac-Toe)

Из предложенных обучающимися 16 карточек со словами (см. структуру Джот Тотс) они выбирают 9, перемешивают их и раскладывают в формате 3*3. Затем каждый член команды составляет 3 предложения, используя три слова, расположенных на одной линии – по вертикали, по горизонтали, по диагонали. Предложения озвучиваются, и выбирается лучшее.

Применение структур «Джот Тотс» и «Тик-Тэк-Тоу» способствуют развитию критического и креативного мышления.

Сингапурская технология обучения - это обучение в сотрудничестве, только с огромным разнообразием обучающих структур и мыслительных приемов. Их применение дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, в основе которой лежит командная форма работы и работа в парах. Они основаны на создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся. В каждой из них между учениками присутствуют позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие. Мы ушли от модели урока, когда один ученик говорит, а остальные пассивно слушают его. Сингапурская методика обучения привлекательна тем, что каждый из учеников, находящихся в классе, задействован на уроке. Абсолютно все высказывают свое мнение как устно, так и письменно. У учеников нет страха перед учителем, т.к. они отвечают не учителю в ситуации перед всем классом, когда остальные сидят молча и слушают его, а отвечают только своему партнеру. Да, может быть и такое, когда один из партнеров молчит, но в таком случае его одноклассник может задавать наводящие вопросы, делать подсказки. Каждый из партнеров понимает, что им обоим нужно высказаться, потому что после выполнения задания учитель может попросить ученика поделиться с классом не только его личным мнением, но и мнением его партнера. Структуры сингапурской технологии разработаны таким образом, что все дети, обучаясь сами, обучают друг друга.

Процесс обучения с использованием сингапурских структур позволяет нам формировать у школьников навыки эффективной коммуникации и увеличивает разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую, активность учащихся. Обучение для каждого ребенка без исключения стало интересным и результативным.