Формирование критического и креативного мышления школьников через использование обучающих структур сингапурской технологии

Разделы: Мастер-класс

Класс: 6

Ключевые слова: сингапурская методика обучения


Исходная формулировка проблемы:

Современный мир меняется очень быстро и непредсказуемо. Появляются профессии, где важной составляющей является критическое и креативное мышление. Мы столкнулись с проблемой, что школьникам сложно предлагать новые идеи по решению возникших проблем и затруднений. Они привыкли действовать по заданному алгоритму и испытывают затруднения, если необходимо проявить креативность и изобретательность.

Почему так произошло? Ранее образование ориентировало на запоминание правильных решений и их применение в течение всей жизни. Сейчас ситуация изменилась. Чтобы быть успешным необходимо владеть навыками 21 века: креативным и критическим мышлением, инициативностью, настойчивостью, умением сотрудничать и др. Владея этими навыками, выпускник школы сможет адаптироваться к своей профессиональной траектории и будет готов меняться в течение всей жизни.

Считаем, что на уроках необходимо использовать методы и технологии обучения, которые помогают освоить универсальные учебные действия, которые лежат в основе сингапурских технологий.

Задача: Изучить методы, способствующие формированию критического и креативного мышления на уроках обществознания, географии, на внеурочных занятиях педагога-психолога.

Обучающие структуры, которые можно использовать на уроках и занятиях внеурочной деятельности:

Структура «ФО БОКС СИНЕКТИКС»

Используется на этапах актуализации знаний, закрепления материала, самостоятельной работы, локализации индивидуальных затруднений.

Структура направлена на развитие критического и креативного мышления. Школьники рассматривают какую-либо тему (понятие) с разных сторон путём составления аналогий.

Инструкция: Сложите лист бумаги вдвое и еще раз вдвое (получилось 4 раздела), отверните уголок. Каждый раздел пронумеруйте. В каждом разделе схематично нарисуйте любой неодушевленный предмет и напишите его название. Рисуйте и подписывайте так, чтобы в разделе осталось место для записей.

В центре листа записывается понятие, данное учителем. Затем школьники индивидуально составляют предложение в первом разделе. Объясняют, почему понятие, данное учителем, похоже на тот неодушевленный предмет, который нарисован в данном разделе. После этого лист передаётся по часовой стрелке, и школьники составляют предложения уже во втором разделе. Лист опять передается, предложение составляется в третье разделе и т.д.

Затем все составленные предложения обсуждаются в командах. Ученикам дается возможность лучшие предложения зачитать вслух.

Курс внеурочной деятельности «Путь к успеху». Составляются аналогии к понятиям: человек, чувства, черты характера, комплимент, настроение, радость, обида, семья, родители, мои обязанности, благополучие семьи, семейные ценности, лидер, деятельность лидера, лидер в творческой деятельности, навыки лидера, ответственность лидера и т.д.

Урок обществознания. Составляются аналогии к понятиям: человек, закон, семейный бюджет, государство, политический режим, Конституция РФ, права человека и т.д.

Урок географии. Составляются аналогии к понятиям: климат, природные явления, океан, материк, природные ресурсы, полезные ископаемые и др.

Структура «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР»

Используется на этапах закрепления материала, проверки знаний по теме.

Структура направлена на развитие критического мышления. Школьники рассматривают какую-либо тему (понятие) с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.

Инструкция: Сложите лист бумаги вдвое и еще раз вдвое (получилось 4 раздела), отверните уголок. Каждый раздел пронумеруйте. Подписываем разделы: 1 – «Обязательные характеристики», 2- «Необязательные характеристики», 3 0 пример, 4 – антипример.

В центре листа записывается понятие, данное учителем. Затем школьники индивидуально заполняют каждый раздел. После этого происходит проверка выполненной работы. На усмотрение учителя проверка может быть в разной форме: учитель может собрать работы и проверить их сам, а может организовать совместную проверку в классе. Для этого в каждой команде школьники озвучивают свои ответы, объясняют свой ответ, дополняют друг друга. Затем каждая команда презентует общий ответ классу.

Курс внеурочной деятельности «Путь к успеху». Работают с понятиями: комплемент, успех, вежливые слова, культурный человек, здоровый образ жизни и др.

Урок обществознания. Работают с понятиями: правонарушение, закон, аддиктивное состояние, демократический режим, республика и др.

Урок географии. Работают с понятиями: тропический климат, лесостепи, море, растительный мир, охрана природы, экология и др.

Структура «ТИК-ТЭК-ТОУ»

Используется на этапах актуализации знаний, закрепления материала.

Структура направлена на развитие критического и креативного мышления. Школьники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали или диагонали.

Инструкция: Каждый член команды получает по три маленьких листочка. Учитель дает понятие или тему, а ученики должны написать на каждом листочке по одной ассоциации, которые у них возникают. Ту ассоциацию, которую уже записали, повторять нельзя. Таким образом, в команде записано 12 разных ассоциаций по теме. Затем листочки перемешиваются и убирается любых три. Остается 9 листов. Они раскладываются по три в ряд. Каждый член команды составляет три предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали). Каждый школьник зачитывает все свои предложения членам своей команды. Команда выбирает лучшие предложения, которые потом озвучиваются всему классу.

Курс внеурочной деятельности «Путь к успеху». Предлагаются темы и понятия: успех, равный статус, межличностные конфликты, стрессоустойчивость и др.

Урок обществознания. Предлагаются темы и понятия: форма правления, Конституция РФ, политический режим, органы самоуправления и др.

Урок географии. Предлагаются темы и понятия: морские обитатели, климат России, природные ресурсы Сибири, выветривание и др.

Результаты работы:

Систематическая работа с применением сингапурских обучающих структур даёт положительные результаты. Учащиеся:

  • умеют формулировать проблему, анализировать сделанное – почему получилось/не получилось, видеть трудности / ошибки,
  • умеют анализировать материал на определенную тему, использовать его; осознанно воспринимают информацию;
  • начинают выражать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, толерантно относится к чужому мнению;
  • возрастает интерес к предмету, особенно к экспериментальной части и др.