Семья-хранилище традиций

Разделы: Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6

Ключевые слова: конкурс, традиции и обычаи, семья, традиции


Методическая разработка мероприятия в рамках классного часа с участием родителей, с целью привития семейных ценностей и обозначения социальной значимости семьи. Воспитание чувств любви и развитие интереса к истории своей семьи и к семейным традициям. Сплочение коллектива детей и родителей.

Цели:

  1. Воспитание чувств любви, гордости и уважения своей семье.
  2. Развитие интереса к истории своей семьи и семейным традициям.
  3. Формирование совместной творческой деятельности детей и родителей.
  4. Развитие интереса к историческому прошлому наших предков.

Оборудование: семейные фотографии, рисунки детей «Из жизни нашей семьи», сочинения «Семья – хранилище традиций», плакат «Семейные традиции», семейные реликвии.

Ход мероприятия

Педагог: Здравствуйте дорогие ребята! Добрый день уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о семейных традициях. Воспитание традиций в семье – это не морали и нотации, а весь образ жизни и постоянное общение с детьми.

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример тому.

Сила семьи в совместных делах и интересах. Как хорошо, когда в семье занимаются домашними делами, спортом, вместе отдыхают и отмечают праздники. Все лучшее предки передавали своим потомкам. Так появились первые семейные традиции.

Ребята, а что в вашем понимании означает слово традиция (дети высказывают свои мнения).

Правильно, молодцы. Традиции – это хранение памяти о прошлом. А все ли семьи хранят эту память. Вот об этом мы сегодня с вами поговорим и узнаем из ваших сочинений, фотографий, рассказов ваших родителей.

Издревле на Руси существовали династии у которых были свои определенные традиции. Династия это когда все члены семьи занимались одним видом деятельности и передавались из поколения в поколение. Так рождались династии, пекарей, сапожников, строителей, артистов, врачей, учителей. А в нашем городе тоже есть знаменитые династии нефтяников, военных и спортсменов.

А у нас в классе есть такие семьи? (Выступление мамы Саши с показом семейного фотоальбома)

Мама: В моей семье дедушка был строителем, он строил дома для семей. Его сын, мой папа, тоже строитель. Я закончила строительный институт и тоже стала инженером-строителем.

Педагог: Чтобы сохранить связь с прошлым во многих семьях существуют вещи, которые передаются из поколения в поколение. Эти вещи называются «семейными реликвиями». У кого в семьях есть такие вещи? О таких вещах расскажет нам мама Ани.

Мама: В нашей семье имеется традиция «семейной реликвии». Это драгоценности моей прабабушки, которые она носила сама. Потом передала моей бабушке, а моя бабушка моей маме. Таким образом, эти драгоценности находятся у меня, и в последствии я передам их по семейной традиции своей дочери.

Педагог: Ребята, а вы слышали, что в некоторых семьях существует традиция называть детей в честь кого-то из своих предков. Например, меня назвали в честь моей прабабушки. А в честь кого назвали вас и существует ли ваших семьях такая традиция? (ответы детей и родителей)

  • Где родился, там и пригодился. (пословица)
  • В своем крае и вода слаще. (пословица)

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем, основа основ – родительский дом.

Как вы думаете о чем эти пословицы и стихотворение?( ответы детей)

Правильно эти пословицы и стих о доме, о Родине, об Отечестве. Для многих людей Родина берет начало с отчего дома, отчий означает отцовский. Эти два слова близки по значению: Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. Существует традиция сохранения семейного очага – это когда дети живут в доме своих предков и берегут его для будущего поколения.

Мы с вами живем в многонациональной стране. В нашем классе есть дети разных национальностей. У каждой национальности есть свои семейные традиции, с некоторыми из них мы сейчас с вами познакомимся (дети читают свои мини-сочинения, и рассматривают фотовыставку «Традиции разных национальностей»).

Знаете ли вы, что существует традиция «Семейные обязанности»?

Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция. Семья и труд связаны исторически. В семье закладываются основы трудолюбия. Во многих семьях есть традиция совместной деятельности. Сила семьи в совместных делах и интересах. Как хорошо когда вы все вместе занимаетесь домашними делами, вместе отдыхаете и отмечаете праздники. Наступает ведь и такое время, когда все дела сделаны, можно и отдохнуть. К тому же есть еще выходные и праздничные дни, когда вся семья в сборе.

Какие семейные обязанности есть в ваших семьях? (ответы детей и родителей)

Какие семейные праздники праздники вы знаете?

Какой вид отдыха вам больше всего нравится? (оформление фотоколлажа детей и родителей «Наш семейный отдых»)

Сегодня мы много говорили о разных семейных традициях и для чего они нужны. Да очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить передавать из поколения в поколение. Главное, они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. Традиции семьи – это история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Какие семейные традиции есть в наших семьях, такие же традиции будут у наших детей. Как говорится какова будет семья, таковы будут наши дети и будущее России.

Звучит песня «Дом» (создание семейной атмосферы).

1-й ведущий: Добрый день, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей школьной гостиной.

2-й ведущий: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

1-й ведущий:

Семья – поистине высокое творенье.
Она – заслон надежный и причал,
Она дает признанье и рожденье,
Она для нас – основа всех начал.

2-й ведущий: Сегодня мы снова вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и поболеть за те дружные семьи, что рискнули принять участие в конкурсе.

1-й ведущий: На семейном празднике присутствуют семьи, состоящие из детей нашего класса и их родителей.

Поприветствуем

  • первый игровой столик –семью ...,
  • второй игровой столик –семью ...,
  • третий игровой столик – семью ..,
  • четвертый игровой столик – семью ...,
  • пятый игровой столик – семью ...,
  • шестой игровой столик – семью ....

(Ведущие поочерёдно представляют семейные команды: фамилии, имена, профессии, увлечения, возраст детей и т. д.).

2-й ведущий: А теперь представляем вам семейный совет, выполняющий функции жюри (представление членов жюри и системы конкурсной оценки).

1-й ведущий: Ну, что ж, самое время начинать конкурсную программу. Желаем всем удачи! Зрители, ваши аплодисменты будут лучшей наградой для участников конкурса. Итак, наш первый конкурс!

Первый конкурс «Пословица неспроста молвится»

2-й ведущий: Создать семью нелегко, а сохранить её ещё труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удаётся, не достаёт житейской мудрости! Именно этому учат нас пословицы и поговорки. Давайте их вместе вспомним.

1-й ведущий: Конкурсное задание заключается в том, чтобы из набора слов, которые вы получили в конвертах, составить пословицу. Конечно, для этого надо немного потрудиться, так как пословицы эти немного забыты. Например: из слов (дети, наказывать, стыд, кнут) получается замечательная пословица «детей наказывай стыдом, а не кнутом». Немного изменив падеж, форму, добавив предлог или частицу, вы справитесь успешно с заданием.

(Пословицы и поговорки, которые можно взять за основу:

  1. Дом вести – не рукавом трясти.
  2. Когда семья вместе и сердце на месте.
  3. Дети не в тягость, а в радость.
  4. Семейные нелады доведут до беды.
  5. В родной семье и каша гуще.
  6. Птица рада весне, а дитя матери.

(Жюри выставляет оценки командам).

Второй конкурс «Дом моей мечты»

2-й ведущий: Друзья, вы задумывались, почему так говорят: «Мой дом – моя крепость»? Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня на празднике каждая семья может построить дом своей мечты. Пусть ваша семья превратится в строительную бригаду.

1-й ведущий: Семейным командам предстоит защитить проект своего дома. Каков будет его внешний вид, архитектура, какое внутреннее строение и расположение, чем он будет отличаться от других. В общем, все ваши идеи и мечты должны воплотиться в этом проекте. Удачи Вам! (Участники получают листы, карандаши и пр.)

2-й ведущий: Задание было серьёзное, сложное. Но наши семьи справились с ним отлично. Оказывается, что своего архитектора, строителя, дизайнера можно найти в каждой семье.

(Жюри выставляет оценки командам).

Третий конкурс «Весёлая уборка»

1-й ведущий: Ежедневная домашняя работа – уборка квартиры, приготовление пищи, мытьё посуды – не для всех привлекательна. Но если вы знаете, что ваш труд оценят, то заниматься этим гораздо приятнее.

2-й ведущий: А мы сейчас постараемся вообще превратить домашнюю работу в игру, и участвовать в ней будет вся семья. Семейные команды выстраиваются на одной линии, В «затылочек» друг другу. Все члены команды поочерёдно метут мусор (воздушные шары), «прогоняя» на определённое расстояние, передавая эстафету друг другу. Побеждает команда, первая закончившая уборку. (Жюри оценивает команды)

Четвёртый конкурс «Знаем ли мы друг друга»

1-й ведущий: Дотошные социологи заметили: «Богатый выдумками досуг оберегает семью от вторжения скуки». А этой «пришелицы» ох как надо опасаться! От скуки, однообразия все беды, от этого многие пороки. Можно найти каждому увлечение по душе, а можно использовать это время для разговоров друг с другом.

2-й ведущий: Давайте посмотрим, насколько хорошо вы знаете друг друга. Я задаю вопрос: один член семьи пишет, а другой устно отвечает (по 3 вопроса родителям и детям каждой семьи, оцениваются совпавшие ответы).

Вопросы теста для детей:

  1. Назовите отчество бабушки по линии мамы.
  2. Какое любимое блюдо вашего папы?
  3. Назовите любимую телепередачу вашей мамы.
  4. Где после школы учились ваши родители?
  5. Назовите любимую песню или музыкальное произведение вашей мамы.
  6. За какой спортивный клуб болеет ваш папа?
  7. Назовите любимый цветок вашей мамы.
  8. Назовите любимый праздник в вашей семье.
  9. Назовите хобби вашей мамы.
  10. Под каким знаком Зодиака родился ваш папа?

Вопросы теста для родителей:

  1. Какой любимыми цвет вашего ребенка?
  2. Какой любимый праздник?
  3. Сколько лет вашему ребенку?
  4. Под каким знаком Зодиака он родился?
  5. Сколько денег вы даете своему ребенку на карманные расходы?
  6. Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок?
  7. Как зовут друзей вашего ребенка?
  8. Какая его любимая музыкальная группа или солист?
  9. Какой любимый учебный предмет?
  10. Чем увлекается ваш ребенок?
  11. Какие книги за последний месяц прочел ваш ребенок?

(жюри выставляет оценки).

Пятый конкурс «Пойми меня»

1-й ведущий: Родители и дети так много времени проводят вместе и часто обращаются друг к другу с одной и той же просьбой, что должны научиться понимать друг друга без слов.

2-й ведущий: Участники команд получают карточки с короткими фразами-просьбами, с которыми часто родители и дети во всех семьях обращаются друг к другу. Дети родителям, а родители детям передают пантомимой содержание типичных просьб.

Для детей:

    1. Купите мне новый мобильник!
    2. У меня болит голова/живот. Можно я не пойду в школу?
    3. Помогите мне решить задачу!
    4. Можно мне пойти погулять/на дискотеку?
    5. Дайте денег на диск и т. п.
    6. Тебя вызывают в школу.

Для родителей:

  1. Надень шапку! Холодно!
  2. Сделай музыку тише!
  3. Помоги мне подвинуть шкаф!
  4. Сходи за хлебом.
  5. Вставай, а то опоздаешь в школу!
  6. Выключай телевизор/компьютер и садись делать уроки!

(жюри выставляет оценки)

Шестой конкурс «Степени родства»

1-й ведущий: В языке народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. А каких родственников вы знаете?

2-й ведущий: Участники команд должны определить степень родства (семьи получают одинаковые карточки).

  1. Брат жены – (шурин).
  2. Брат мужа – (деверь).
  3. Сестра мужа – (золовка).
  4. Мать жены – (теща).
  5. Отец жены – (тесть).
  6. Мать мужа – (свекровь).
  7. Отец мужа – (свекор).
  8. Дочь брата или сестры – (племянница).
  9. Брат отца или матери – (дядя).
  10. Родители мужа и жены – (сваты).

(жюри выставляет оценки)

Седьмой конкурс «Наши таланты»

1-й ведущий: В каждой семье есть свои таланты: кто-то танцует, поёт, играет на музыкальных инструментах, кто-то любит сочинять, декламировать свои стихи, а часто бывает так, что вся семья занимается художественной самодеятельностью. И сейчас мы в этом убедимся. (После жеребьёвки, семейные команды поочерёдно представляют подготовленные номера художественной самодеятельности).

(жюри выставляет оценки).

Восьмой конкурс: «Снимай, фотограф!»

2-й ведущий: У нас остался еще один конкурс: «Снимай, фотограф!». Каждая команда должна так ярко, убедительно позировать фотографу, чтобы всем стало ясно – вот настоящая, дружная семья! (делается снимок на память).

1-й ведущий: Наш конкурс закончился. Большое спасибо нашим участникам-командам за ваши улыбки, смекалку и хорошее настроение. А болельщикам – за активную поддержку. И хочется пожелать вам, чтобы вы всегда и везде сохраняли свой, именно свой, неповторимый стиль взаимопонимания и единства.

2-й ведущий: А сейчас слово предоставляется нашему семейному совету для подведения итогов конкурса (итог, награждение команд памятными призами и подарками).

1-й ведущий: Пусть долгие годы сохраняется тепло вашего семейного очага. А сейчас настало время для чая в семейном кругу. Всех приглашаем в столовую продегустировать любимые блюда наших семей и пообщаться!

Звучит песня «Мы желаем счастья вам» (сл. И. Шаферан, муз. С. Намин)