Проблема развития личностного потенциала у ребенка с ДЦП

Разделы: Инклюзивное образование

Класс: 11

Ключевые слова: дети с ДЦП


Личностный потенциал - тема непростая. Мы, здоровые люди, обычно используем лишь незначительную часть своих свойств, а если это ребенок и он серьезно болен? Часто даже врачи относятся так: «Какой может быть потенциал у больного ребенка?» Но на самом деле ребенок даже с очень тяжелыми двигательными нарушениями может быть на многое способен. Личностный потенциал ребенка понимается как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, особенно в учебной [1].

Я расскажу невероятную историю о людях с огромной силой воли и непоколебимой верой в чудо.

Прошло много - много лет, а я до сих пор вспоминаю маленького мальчика и грустную молодую женщину. С удивлением, мельком вглядываясь в них, думала: «Странно, на улице такой мороз, а она ребенка тащит в школу». Они приезжали на уроки в любую погоду. Позже узнала: мальчика зовут Илья. Он с трудом передвигался на костылях – заболевание - ДЦП. А внешнее восприятие - такой аккуратненький, чистенький, со счастливой улыбкой на личике. Ольга Николаевна - так зовут маму Илюши - всегда рядом с ним. На каждой перемене они, стоя у окна, наблюдали за разновозрастным неугомонным потоком веселящейся ребятни и о чем – то тихо говорили. Женщина всматривалась в школьников с задумчивой полуулыбкой; но если где-то вдруг начиналась потасовка излишне разволновавшихся детишек, она решительным шагом направлялась туда, чтобы усмирить драчунов. А меня поражали (и до сих пор поражают) восторженные голубые глаза Илюши: в них столько радости, любви ко всем. И какой-то внутренний свет чистоты, доброты.

А потом я стала преподавать уроки литературы в этом классе. Отвечая у меня на уроках, он обязательно вставал, хотя ему, конечно, это было трудно делать. Илья показывал глубокие знания, которыми ему хотелось поделиться с одноклассниками: он последовательно излагал информацию, используя разные дополнительные источники, очень торопился говорить, тяжело растягивая слова, боясь, что его не будут слушать, причем постоянно смущенно улыбался. Но в классе наступала уважительная тишина. Любимыми домашними заданиями, как мне помнится, были творческие задания, размышление над текстом по данным в учебнике вопросам, чтение наизусть. Учился Илья у меня недолго.

Я их потеряла из виду. Оказывается, Илья перенес множество операций, прошел реабилитации. Мы встретились с ним, когда он перешел уже в десятый класс: очень повзрослел, хотя тот же спокойный, внимательный, даже пристальный взгляд голубых глаз. Несмотря на мучительные боли в спине, дискомфорт в позвоночнике от металлического штыря, Илья по – прежнему продолжал школьные, дистанционные занятия, очень много читал, любил поговорить на философские темы. С удовольствием печатал на компьютере небольшие творческие задания по русскому языку и литературе. Например, эссе, паспорт литературного героя, составление текста по ключевым словам и другие виды работы. Причем всегда во всем ему хотелось « дойти до самой сути». Особенно ему нравилось выполнять различные по сложности домашние задания на компьютере. От этого я и старалась отталкиваться в работе. Интерес к предмету успешно вырабатывала дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение посильной и интересной работы. Соединяла занятия языком с активной речевой деятельностью: чтение, свободное письмо и говорение, внимательное слушание и толкование как прочитанного, так и услышанного. [3] Очень ему нравилась словарная работа, соединенная с изучаемым литературным произведением. Подбирала словарные слова из художественного текста, а Илья прописывал, проговаривал, объяснял значение и потом составлял предложения с этими словами или вспоминал, в каком произведении встречал данное слово. Любимым нашим видом работы были тексты: я подбирала небольшой фрагмент из художественного произведения, убирала все изобразительные средства, а затем Илья обогащал данный материал своими изобразительными средствами. Потом сверяли текст с авторским - было очень весело, интересно. Конечно, занятия старалась разнообразить. В течение этих последних двух школьных лет не переставала удивляться его усердию и трудолюбию! Результат - ЕГЭ по русскому языку сдал на высокий балл.

День у Ильи строго распланирован, так как физические тренировки требуют много времени. Воля к выздоровлению удивительная, мужество поразительное! А в душе этого юноши потрясающая сила теплого света. Обаяние Ильи в его доверчивом и уважительном отношении к людям, в умении увидеть лучшие их качества. После общения с ним хочется любить всех людей, быть добрее. У Ильи очень много друзей, с которыми он познакомился в больнице, в санатории - для каждого он умеет найти нужные слова.

Случилось так, что я частый гость в их доме, в котором царит атмосфера уюта, взаимопонимания, чистосердечия и простого доброжелательного отношения. Мне легко и приятно общаться с этой прекрасной семьей. Я как учитель русского языка и литературы регулярно, в течение двух лет, бываю в этом доме, поэтому свидетель той непрерывной духовной и физической борьбы, которая ведется за выздоровление юноши. Проблемы, касающиеся дальнейшего выздоровления Ильи, серьезные; но на них не принято зацикливаться - они решаются в единстве всей семьи: отца, матери, бабушки. Хотя изредка слышу: ждут вызов из Питера на очередную операцию, а потом надо успеть заказать специальную ортопедическую обувь, т.к. эта мала… Семья живет просто, радуется жизни и всегда радушно готова помочь другим людям. С состраданием относятся к проблемам друзей Ильи. Слышу: «У Димы бабушка в больнице, а у него экзамен, что делать? Конечно, надо помочь. Куда он один на коляске!» Здесь же Ольга Николаевна уже кому-то звонит. Напечатали Элину книжку. Радуются за нее, поздравляют - у девочки сложный случай ДЦП. Кому-то нужен совет, может, простой разговор – на всех найдется время. Искренне печалятся, сопереживают. Они живут по принципу: «Вместе мы выстоим…»

Дети - инвалиды, их родители - это люди, которым судьба послала сложные испытания. Настоящий человеческий подвиг - пройти трудности данного свыше пути мужественно, не опустить руки.

Цели, поставленные Ильей, к общей радости, были достигнуты: окончил школу с медалью, поступил в университет, хорошо учится. В здоровье есть улучшение: ходит, главное, сам ходит, тяжело опираясь на тросточку.

Что помогло развитию личностного потенциала Ильи? Я думаю, углубление знаний в разные предметы развило интеллектуальный и мотивационный потенциалы личности. Узнавая что-то новое, любой ребенок сопереживает – развивается эмоциональный потенциал. Общаясь на родном и иностранном языке – ребенок учится понимать и взаимодействовать с другими людьми, развивает качества, умения и навыки общения – развивается коммуникативный потенциал. Выполняя творческие задания, ребенок развивает творческий потенциал и т.д. [2].

Жизненная позиция Ильи – быть полезным людям, поэтому он активный подопечный Благотворительных фондов «Доброта и забота», «Единство», победитель городских спартакиад (для детей с ограниченными возможностями) победитель конкурса творчески одаренных детей. Вся дальнейшая жизнь – это борьба за здоровье, за то, чтобы найти свое место в жизни, как у любого человека.
В судьбе любого ребенка семья имеет огромное значение, а если ребенок беспомощен, серьезно болен?

Вся дальнейшая судьба ребенка-инвалида будет зависеть от того, что заложила семья в этот сосуд, называемый душа. Вложено ли в ребенка то, что ему пригодится в жизни, научен ли он жить? Вот главный вопрос, который беспокоит родителей. Только благодаря взаимному титаническому труду, постоянной поддержке, заботе со стороны семьи можно добиться результатов в физическом восстановлении ребенка и в нравственном воспитании. Конечно, важна роль педагогов: они не только дают знания, развивают умственно, духовно, но и помогают самоопределиться в обществе и социально адаптироваться в нем. Контакт ребенка – инвалида, педагога, семьи дают обществу гармоничную цельную личность. Хотя ведущая роль, на мой взгляд, принадлежит все же семье. Нужно делать все возможное, чтобы ребенок-инвалид стал равноправным членом общества.

Одна из древних мудростей гласит: «Ребенок — это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение». Именно нравственные принципы семьи впитал Илья. При этом он с детства знал от учителей, родителей, друзей, что его ценят, что он умеет многое, может научиться многому, что он сам может чему - то научить, что он Человек с огромным потенциалом!

Очень хорошие отзывы, добрые пожелания Илье от однокурсников, друзей, учителей читаю в соцсетях. Вот одно из них:

Ты — сила Божия, Илья,
Тебя люблю за это я:
Где Бог — там хорошо всегда,
И туч расходятся стада,
И солнце светит день-деньской
И душу радует покой.
Живи, Илья, как суждено,
Ведь ты же с Богом — заодно.
(Эля) [2].

Эта история о том, как сила духа, невероятная в маленьком мальчике, в его маме, и его непоколебимая вера в лучшее сотворили настоящее чудо. Эта история о прекрасных людях, не умеющих закрывать глаза на боль и страдания других больных детей. Это горькая история со счастливым концом. Пусть окружающий мир будет к ним добр! Судьба этой семьи - это пример развития личностного потенциала больного ребенка с ДЦП. Обращаясь к живущим на Земле, прошу: « Люди, будьте милосердны друг к другу, а особенно к тем, кто нуждается в вашей помощи!»

Литература

1. Личностно-ориентированный подход на уроках русского: [Электронный документ] //. prodlenka.org›metodicheskie-razrabotki…russkij…na…

2.Православные знакомства-Православная Социальная. [Электронный документ] // pravznak.msk.ru›group_discussion_view.php?…id…id…

3.Развитие личностного потенциала ребенка... [Электронный документ] // scienceforum.ru›2018/article/2018003406

4. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога// Психологическая наука и образование. – 2006. - № 4. – с. 61-65.