Приемы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом

Разделы: Литература


1. Введение

Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Проблемы:

- дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,

- зачастую они не понимают смысл прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,

- затрудняются кратко пересказать содержание,

- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,

-  редко обращаются к текстам познавательного характера.

То есть возникает серьезное противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.

Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное.  Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.

Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Программа направлена на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.   Чтение – фундамент всех образовательных результатов.

2. Смысловое чтение в контексте новых ФГОС

Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:

- осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

- определением основной и второстепенной информации;

- формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Понятие «текст» следует трактовать широко. Он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание.

На схеме представлены группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению.

3. Стратегии смыслового чтения

Для работы с текстом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии. Учебные стратегии – это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям

Термин «стратегии чтения» родился на заре психолингвистики, и его появление связано с работами Кеннета Гудмана и Питера Колерса (70-е гг.). (слайд 14) Основополагающим для всех последующих работ стало самое общее определение Дж.Брунера: «Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам».

В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной. Число стратегий и частота их использования индивидуальны.

Стратегия № 1. Направленное чтение

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

1. Актуализация. Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

2. Ученики про себя читают небольшой по объему текст или часть текста, останавливаясь на указанных местах.

3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

5. Ученики делают предположение относительно дальнейшего развития события.

Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2. Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3. Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Стратегия № 3. Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2. Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

3. Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4. Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие-либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Стратегия № 5. Чтение с пометками

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

  • V Знакомая информация
  • +  Новая информация
  • - Я думал (думала) иначе
  • ?  Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:

-   различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;

-   распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;

-  собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации. 

Овладение стратегиями происходит преимущественно в группах или парах, что позволяет выработать у учеников не только речевую, но и коммуникативную компетентность.

4. Приемы обучения стратегии смыслового чтения и работы с текстом

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Работа с любым текстом предполагает три этапа: предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность

1 этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

Цель 1 этапа: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Приемы предтекстовой деятельности:

Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задания «Прочитать текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Предтекстовые ориентировочные приемы нацелены на постановку чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

Наиболее распространенные приемы:

  • «Мозговой штурм»
  • «Глоссарий»
  • «Ориентиры предвосхищения»
  • «Предваряющие вопросы»
  • «Рассечения вопросов».

«Мозговой штурм», «Прогноз по заголовку».

Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

Задается вопрос:какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?

Ассоциации записываются на доске.

Педагог может добавить различную информацию.

Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Ориентиры предвосхищения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста. Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

«Рассечения вопроса»

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия. Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

«Предваряющие вопросы»

Цель – актуализация имеющихся знаний по теме текста.

Подробный алгоритм реализации приема:

1.Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)

2.Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель 2 этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

К приемам текстовой деятельности относятся:

  • «Чтение вслух»
  • «Чтение про себя с вопросами»
  • «Чтение с остановками»
  • «Чтение про себя с пометкой»

«Чтение вслух»

Цель - проверка понимания читаемого вслух текста.

1.Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

2.Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его по­правляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель – научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работа в парах. Один ученик задаёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками» («Инсерт»)

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Данная стратегия чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Индивидуальное чтение.

Читая, ученик делает пометки в тексте: 

  • V – уже знал;
  • + – новое; 
  • – – думал иначе; 
  • ? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

       

Записи – ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

«Составление вопросного плана».

Ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом

3 этап. Работа с текстом после чтении.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

Приемы послетекстовой деятельности.

  • «Отношения между вопросом и ответом»
  • «Тайм-аут»
  • «Проверочный лист»
  • «Вопросы после текста»

«Отношения между вопросом и ответом»

Цель – обучение пониманию текста. Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.

Ответ на вопрос может быть в тексте или в слове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста или в нескольких его частях. Чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их.

Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель состав­ляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текст и читатель ищет его в своих знаниях.

«Тайм-аут»

Цели самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Алгоритм реализации приема:

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся во­просы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

«Проверочный лист»

Данная стратегия достаточно гибкая. В нее заложены условия качественного выполнения любого задания. «Проверочный лист» составляется педагогом для обучающихся на первых этапах применения стратегии.

Проверочный лист «Краткий пересказ»:

1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)

2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)

3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)

4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)

5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средства­ми) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

Приём «тонкие» и «толстые» вопросы

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?

    «Дерево вопросов»

    Крона – что? где? когда? Ствол – почему? Как? Не могли бы вы? Корни – как текст соотнести с жизнью? С текущими событиями? Что автор пытался показать?

    «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник). 

    На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик.

    Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.

    Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, то есть на простое воспроизведение знаний.

    Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.

    Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

    «Дерево вопросов»

    Варианты приёмов работы с текстом.

    «Вопросы к тексту учебника» 

    Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

    • Прочитайте текст.
    • Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 
    • Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
    • Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? 

    Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.

    «Кластер» 

    Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

    «Ключевые слова» 

    Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

    «Верные и неверные утверждения» 

    Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Прием формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».

    «Верите ли вы…»

    Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

    Проводится в начале урока, после сообщения темы.

    «Синквейн»

    Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.

    Структура синквейна:

    • Существительное (тема).
    • Два прилагательных (описание)
    • Три глагола (действие).
    • Фраза из четырех слов (описание).
    • Существительное (перефразировка темы).

    «Ментальные карты» (графический прием организации текста),

    Ментальные карты – это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны – например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание книги или текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться   к принятию решения.

    В центре листа альбомного формата одним словом обозначается тема, которая заключается в замкнутый контур. От неё рисуются ветви, на которых располагаются ключевые слова. К ветвям добавляются подветви, пока тема не будет исчерпана.

    Ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

    5. Диагностика образовательных результатов с помощью использования приемов смыслового чтения

    В сетевом проекте «Приемы смыслового чтения» [1] описывается модель В.В. Пикан, в которой все познавательные уровни иллюстрируются примерными образцами ключевых вопросов и заданий, позволяющими диагностировать качество овладения знаниями и способами деятельности учащимися. Каждому из познавательных уровней (знание, понимание, применение, обобщение и систематизация, ценностное отношение) поставлено в соответствие количество баллов, получаемое за выполнение заданий освоенного уровня. В представленной ниже таблице даны примеры вопросов и заданий, критерии оценивания.

    Познавательные уровни и критерии оценки

    Примерные образцы ключевых вопросов и заданий (начала формулировок)

    Знание – 1 балл

    Назовите…, Дайте определение…, Сформулируйте… . Перескажите… Перечислите…. Выберите правильный ответ… .Дополните слово …. Покажите…, Узнайте… и т.п.

    Понимание - 2 балла

    Как вы понимаете… Объясните взаимосвязь. Почему… Соедините в смысловые пары …. Покажите на графике….

    Применение – по образцу 3 б.
    в измененной ситуации - 4 б.
    в новой ситуации – 5 б.

    Составьте предложение …. Определите черты характера…. Примените соответствующее правило …. Сравните…. Сделайте выводы …. Представьте свою точку зрения…

    Обобщение и систематизация
    6-8 б.
    6 б. – локальное;
    7 б. внутрипредметное;
    8 б. межпредметное,
    мировоззренческое

    Сделайте обобщение …. Составьте таблицу.
    Классифицируйте…. Дайте аргументы за и против….
    Сделайте доклад…

    Ценностное отношение – 2-10 б.

    Какое значение имеет…. Как вы относитесь…. Нравится ли вам….
    Опишите достоинства и недостатки…. Какую роль в жизнедеятельности человека играет….

    6. Реализация приемов технологии смыслового чтения

    1.Работа с текстом до чтения. Прием рассечения вопроса.

    Предлагается прочитать название параграфа «Сложносочиненное предложение», заглавие текста научного стиля, и разделить его на смысловые группы; ответить на вопрос: о чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

    2. Работа с текстом во время чтения.

    Первичное чтение. Просмотровое чтение или ознакомительное:

    • Сколько абзацев тексте?
    • Обратить внимание на слова, выделенные прореженным и жирным шрифтом.
    • Выписать ключевые слова.

    1.Сложносочиненное

    2. Связь

    • Сочинительные союзы
    • Интонация

    3. Дополнительные средства связи

    • общий второстепенный член
    • Слова с пояснением

    4. Знаки препинания

    • Запятая
    • Точка с запятой
    • Тире
    • Запятая не ставится

    Изучающее чтение. Перечитывание текста

    • Чтение 1 абзаца.
    • Задаем вопросы читающему, тот на них отвечает.
    • Чтение в парах про себя 2 абзаца, один ученик задает вопрос –другой отвечает.
    • Чтение 3, 4 абзацев – учащиеся меняются ролями.

    3.Работа с текстом после чтения.

    Работа в группах: 1 группа, используя ключевые слова, составляет рассказ о сложносочиненном предложении; 2 группа, опираясь на план синтаксического разбора простого предложения, составляет план характеристики сложносочиненного предложения.

    Общее задание:

    • Привести пример сложносочиненного предложения, дать характеристику по плану, составить схему;
    • составить интеллект-карту.

    Рис.1. Интеллект-карта «Сложносочиненное предложение» ученика 9 класса Самара Д.

    7. Заключение

    Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Активное внедрение стратегий смыслового чтения, технологий всеми учителями различных учебных дисциплин позволит сделать наших выпускников полноценными членами нового информационного общества.

    Список использованных источников и литературы

    1. Проект «Приемы смыслового чтения» Авт. Дозморова Е.В., дир Центра инноваций в образовании ФПК и ПК ТГПУ, к.п.н.. - https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
    3. Технология вариативного обучения / под. ред. Пикан В.В./ Учебно-методическое  пособие.: УЦ Перспектива, 2008
    4. Дозморова Е.В. Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики. Методическое пособие для учителей математики–Томск 2008.
    5. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. – https://slovesnic.ru/attachments/article/303/frrozhdest.pdf
    6. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 классах – https://www.kreativ-didaktika.ru/bailainer-obuchenie/didakticheskii-tramplin/razvitie-navykov-smyslovogo-chtenija.html
    7. Сапа А.В. Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования.- http://www.licey21.edusite.ru/DswMedia/formirovanie-osnov-smyslovogo-chteniya-v-ramkah-realizatsii-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya.pdf