Урок русского языка, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Тема: "Появление письменности на Руси"

Разделы: Русский язык, Литература, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: День славянской письменности и культуры


Цель: знакомство с историей возникновения письменности на Руси, с историей создания славянской азбуки, русского алфавита.

Задачи:

  • Образовательные: предоставить информацию об истории создания славянской письменности,познакомить обучающихся с просветительской деятельностью Кирилла и Мефодия, создателей азбуки;
  • Развивающие: развивать у школьников интерес к родной истории, к родному языку; развивать умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, иллюстрации, схемы);
  • Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; на примере жизни великих просветителей славянства Кирилла и Мефодия воспитывать уважительное отношение к глубоким и прочным знаниям, к стремлению учиться, повышать свою культуру.

Урок-презентация с элементами групповой работы.

Оборудование: раздаточные материалы (презентация Microsoft PowerPoint, видеоматериал - фрагмент фильма "Русский язык за 18 минут" просветительского проекта Arzamas, записи на доске).

Ход урока

Этапы урока:

  1. Мотивация. Азбука и алфавит
  2. Пиктографическое письмо. Работа в группах
  3. Работа с текстом. Задание в формате ОГЭ
  4. Задание в формате национальных исследований
  5. Интерактив
  6. Тест
  7. Подведение итогов

1. Мотивация. Азбука и алфавит

Слайды 2-3. Послушайте стихотворение И.А.Бунина "Слово" (в грамзаписи)

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

 И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

О чем это стихотворение? (Все покинут этот мир, всё пройдет, но слово будет жить вечно. У нации только одно бессмертное достояние – речь, родной язык.)

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в давние-давние времена и узнаем о возникновении письменности на Руси.

Слайд 4

Всё умели наши предки: и землю пахать, и холсты ткать, и дома-терема рубить. Много чего умели, да вот грамоты не ведали, книг не знали. И должен был кто-то научить их.

Слайды 5-6

Устная и письменная речь сопровождают нас всюду. А речь невозможна без алфавита, без азбуки.

Алфавит гораздо старше азбуки.

Слово алфавит произошло от латинского слова alphab e tum (алфабетум). Это слово в свою очередь произошло от греческого слова (alphab e tos), созданного от первых двух букв греческого алфавита – альфа (alpha) и бета (beta).

Слово азбука составлено из старых названий двух первых букв русского алфавита — "аз" (современное "а") и "буки" (современное "бэ").

Как же писали люди задолго до изобретения алфавита? Как возникла письменность на Руси? Из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые происходили на Руси? (Дети высказывают предположения.)

Чтобы ответить на эти вопросы, нам необходимо отправиться в путешествие.

2. Пиктографическое письмо. Работа в группах

Слайды 7-12 Лента времени перенесёт нас в IV-III тысячелетие до нашей эры, более 5000 лет назад.

Давным-давно жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, но изобрёл самый древний и самый простой способ письма – "рисуночное", или "пиктографическое письмо" (от слова "пиктограмма").

В переводе с латинского языка слово "пиктограмма" обозначает "рисую-пишу". Сначала люди рисовали, чтобы передать информацию.

Как вы думаете, о чем рассказывали рисунки первобытного человека?

(Об охоте, оружии, отдыхе у костра и т.д.)

На смену пиктограммам пришло идеографическое письмо, затем появилась азбука. Но человек не отказался от пиктографического письма и в XXI веке. (Знаки дорожного движения; спортивная символика; значки на упаковках и т.д.)

Расшифровка пиктографического письма.

Задание. Придумайте (зашифруйте) фразу и предложите другой группе разгадать вашу пиктограмму. (Дети обмениваются пиктограммами и разгадывают их.)

Сделайте вывод. Прочитать письмо в картинках можно по-разному, оно не совершенно.

3. Работа с текстом. Задание в формате ОГЭ

Посмотрите фрагмент фильма "Русский язык за 18 минут".

(Просветительский проект Arzamas, посвященный истории культуры.)

Выполните задания.

4. Задание в формате национальных исследований

Слайды 13

1. Прочитайте текст.

Кириллическое письмо

(1) Образцом для написания букв кириллицы послужили знаки греческого уставного алфавита. (2) Первые книги на кириллице также написаны уставом. (3) Устав – это такое письмо, когда буквы пишутся прямо, на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона – они как бы "установлены". (4) Буквы строго геометричны, вертикальные линии, как правило, толще горизонтальных, промежутка между словами нет. (5) Древнерусские рукописи IX-XIV веков написаны уставом.

(6) С середины XIV столетия получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав, зато позволял писать быстрее. (7) Появился наклон в буквах; перестало выдерживаться соотношение толстых и тонких линий; текст уже делился на слова.

Слайды 14

2. Ответьте на вопросы.

1) Как были написаны первые книги на кириллице? (Уставом.)

2) Что такое устав? (Устав – это такое письмо, когда буквы пишутся прямо на одинаковом расстоянии друг от друга, без наклона – они как бы "установлены".)

3) Какие изменения произошли в письме в XIV веке? (Получил распространение полуустав, который был менее красив, чем устав, зато позволял писать быстрее. Текст стал делиться на слова.)

3. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста.

Запишите номера ответов.

1) образцом послужили (предложение 1)

2) книги написаны (предложение 2)

3) устав письмо (предложение 3)

4) который был красив (предложение 6)

5) текст делился на слова (предложение 7)

Ответ: 2, 3, 4.

Слайды 15-17

Слайд 18-19

1. Прочитайте текст.

Грамотных людей в Древней Руси было немного. Прежде всего это были служители церкви – монахи. Переписывать книги было одной из их обязанностей. Тяжелым был труд переписчика книг. В те времена бумаги на Руси не было (она появилась в XV веке), и писали на толстых и гладких лоскутках пергамента, который изготовляли из телячьей кожи, приходилось дорожить каждым лоскутком материала и потому писать с величайшей осторожностью.

Писали на пергаменте гусиным пером, его конец особым образом срезался и затачивался ножичком.

В старинных книгах весь текст писали черными чернилами, а первую букву рисовали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2-3 раза больше остальных букв, её украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а строка называлась красной строкой. Это выражение обозначало начало нового абзаца.

Каждая буква писалась отдельно, не сливаясь с предыдущей. Потом листы сшивали, "одевали" в деревянные переплеты, обтянутые кожей, украшали драгоценными камнями, поэтому такие книги стоили очень дорого.

Создание летописей считалось делом очень важным, недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. Одним из самых подробных описаний событий прошлого, дошедших до наших дней, считается "Повесть временных лет", написанная монахом Киево-Печерского монастыря – Нестором.

"Повесть временных лет" является главным источником, повествующим о рождении Древнерусского государства. Нестор писал о походах, победах и поражениях, о деловых договорах Руси и Константинополя.

Для нас древние летописи очень важны, они рассказывают о жизни нашей страны на протяжении целого тысячелетия. Это драгоценные сокровища истории.

Слайд 20

Отметьте верные утверждения.

1) Бумаги в XV веке на Руси не было, и писали на толстых и гладких лоскутках пергамента, который изготовляли из телячьей кожи.

2) Каждый князь стремился иметь своего летописца, чтобы записывать деяния, важные для истории.

3) Нестор, монах Соловецкого монастыря, подробно описывал исторические события, участником которых был сам.

4) Буквы в книгах писали киноварью, работа над каждой книгой велась десятилетиями, один монах сменял другого, поэтому было много ошибок и несоответствий

5. Интерактивное задание

"Живой как жизнь" – так сказал о языке Корней Чуковский.

Наша речь меняется с течением времени.

Из обихода исчезают какие-то вещи, явления, предметы – исчезают и слова, их называющие. Так появляются историзмы и архаизмы. А развитие науки, техники "дарит" языку множество новых слов: неологизмов, заимствований.

Много для развития языка сделал Пётр I (изменение азбуки),

М.В.Ломоносов (создал "теорию трёх штилей"), Н.М.Карамзин (реформатор русского литературного языка, обогатил язык словами-кальками, ввел в обиход много новых слов), А.С.Пушкин (создал современный литературный язык). Октябрьская революция 1917 года и последующая реформа языка 1918 года привнесли много изменений (появление аббревиатур, изменение азбуки, появление канцеляризмов), перестройка 1985-1991 годов внесла свою лепту в развитие языка, в наше время интернет меняет язык (появляются тексты новой природы, гипертексты)... И процесс этот не останавливается, потому что язык "живой как жизнь".

Путешествие во времени продолжается.

Выполните интерактивное задание. Расставьте на ленте времени даты и изображения исторических персонажей, значимых событий, которые оказали огромное влияние на развитие письменности, русского языка. (До нашей эры – первобытные люди, пиктограммы; IX век – Кирилл и Мефодий; XI век – Нестор летописец; XVIII век – Пётр I, М.В.Ломоносов; XIX век – Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин; XX век 1918 год – реформа языка; XX век 1985-1991 – перестройка; XXI век – появление гипертекстов, влияние интернета.)

6. Тест «Из истории письменности»

1. Как называется книга, рассказывающая об исторических событиях, записанных по годам.

Укажите правильный вариант ответа:
А).Летопись
Б).Библия
В).Азбука

2. Что использовали на Руси вместо бумаги?

Укажите правильный вариант ответа:
А).Бересту
Б).Папирус
В).Камень

3. Назовите создателей первой славянской азбуки.

Укажите правильный вариант ответа:
А).Кирилл и Мефодий
Б).Пётр и Павел
В).Борис и Глеб

4. Назовите первоначальный способ письменной передачи информации.

Укажите правильный вариант ответа:
А).Пиктография
Б).Орфография
В).Фотография

5. Что можно отнести к современной пиктографии?

Укажите один или несколько правильных вариантов ответа:
А).Портреты и пейзажи
Б).Спортивная символика
В).Знаки дорожного движения

Ответы: бересту, Кирилл и Мефодий, Знаки дорожного движения и спорт. символика, летопись, пиктография.

7. Подведение итогов

Слайды 21-29

Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси? (Оно дало начало распространению грамотности на Руси и появлению литературы.)

Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию.

В Москве им поставлен памятник.

Задание. Опишите памятник Кириллу и Мефодию. (Монумент посвящён просветителям, создателям славянской азбуки, проповедовавшим христианство и совершавшим службы на славянском языке. Памятник представляет собой статуи двух братьев в полный рост в монашеском одеянии, они держат в руках крест и Святое Писание.

У подножия памятника установлена Неугасимая Лампада.)

24 мая проводится праздник "День славянской письменности и культуры".

Самая большая ценность народа – его язык,
на котором он пишет, говорит, думает.

Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся более тысячелетия, подаривший миру великую литературу.