Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения, как один из способов снижения учебной нагрузки

Разделы: Русский язык

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: методика, словарные слова, Лексическая работа, лексема, грамотное письмо


Данный вопрос можно рассматривать с двух позиций; здоровьесберегающего обучения и занимательности лексической работы.

Здоровьесберегающее обучение это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Направлено на: обеспечение психического здоровья учащихся.

Достигается через:

  • учет особенностей класса (изучение и понимание человека);
  • создание благоприятного психологического фона на уроке;
  • использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;
  • создание условий для самовыражения учащихся;
  • инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, рекомендуется применять образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Может ли лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения быть одним из способов снижения учебной нагрузки?

Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны, знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.

Лексическая работа включает в себя работу со:

  • словарными словами;
  • толкование конкретной лексемы;
  • этимологический анализ слова;
  • синонимические связи;
  • антонимические связи;
  • фразеологические отношения.

Опишу в общих чертах методику работы по каждому из выше названных направлений.

Толкование лексемы

Разнообразит работу по объяснению значения слова занимательный материал, умело подобранный учителем.

Например, можно использовать –

Материалы презентации «Словарь устаревших слов».

Игра «Как назвать одним словом?»:

- Заботливое отношение к кому-нибудь. (Внимание);

- Дружеское расположение к людям. (Доброта);

- Оскорбление, униженное достоинство. (Унижение).

Игра « Букву заменишь – смысл слова изменишь».

- С е можно быстро обойти все кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым. (Обежать – обижать).

- С е нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть. (Поседел – посидел).

- С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а – нежным и добрым. (Полоскать – поласкать).

Этимологический анализ

Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Она является одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний. Обращаясь к прошлому слова, дети открывают для себя его место в современном языке; точнее и вернее понимая смысл слова, сознательно усваивают его орфографический "облик", лучше чувствуют его художественно-выразительные возможности. Рассказы об истории и происхождении слов – одно из действенных средств сделать обучение русскому языку в школе не только по-настоящему обучающим, развивающим и воспитывающим, но и интересным, занимательным.

Ознакомление детей с этимологией слова будет способствовать не только развитию внимания к языку, развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, но и возникновению интереса к овладению секретами родного языка.

Элементы этимологического анализа слов должны быть использованы прежде всего в работе над словами с непроверяемым написанием, которые даются в программе по русскому языку на каждом году обучения. За четыре года обучения школьник младшего возраста должен усвоить правописание от 190 до 250 слов. Правописание таких слов остается у многих детей неосвоенным, если в их обучении исключалась активная мыслительная деятельность. Известно, что учащихся начальных классов привлекает все новое, неожиданное. Неожиданность, необычность в работе со словами становится тем раздражителем, который рождает осмысленный интерес у ребенка к явлениям языка. Можно предложить детям собрать свой “Этимологический словарик”. Выглядеть он может так

БИБЛИОТЕКА – учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. Слово заимствовано в XV веке из латинского языка. Сложное слово, где библион – “книга”, тека – “склад, ящик”.

Изображение (фото) библиотеки.

КАПУСТА – огородный овощ, растущий обычно кочаном, т.е. шаром, состоящим из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев.

Название капуста получила от латинского слова капут – “голова, кочан”.

Капуста – капут = “голова капусты”.

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... /капуста/.

Изображение (фото) капусты.

Работа с синонимами

Работа над синонимами должна начинаться с первого класса. На этом этапе детям не следует давать теоретические сведения об этом явлении, термин "синонимы" целесообразнее заменять термином "слова – братья" или "слова – друзья". Можно предложить презентацию, которая в первой части знакомит со словами-приятелями (синонимами), а во второй – игры со словами. (Презентация)

Во втором классе целесообразно познакомить учащихся с понятиями: "синонимы", "синонимический ряд". Это лучше сделать с помощью иллюстрированной сказки "Слова – братья":

"Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом – синонимы. Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий "счастливый".

В работе с синонимами можно использовать следующие упражнения.

- Запиши слова в порядке уменьшения качества:

маленький, небольшой, крохотный;

большой, огромный, гигантский.

- Найди слова, близкие по значению к данным: друзья – ..., ложь"...

- Группировка слов, близких по значению.

Бежит, глядит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит.

- Замена синонима в предложении.

Я читал интересную книгу (увлекательную, захватывающую).

Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

Выбор одного из данных близких по смыслу слов.

Небо (закрыло, заволокло) тучами.

Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.

Работа с антонимами

Работа над антонимами должна начинаться в первом классе и, усложняясь, проводиться постоянно, главным образом в связи с читаемыми текстами и с некоторыми грамматическими темами. Через презентацию преподнести этот материал можно так. (Презентация)

Ещё можно использовать игру «Магнит»:

Слева – добрые слова, справа – слова с противоположным значением.

добрый – злой,

дружба – вражда,

нежно – грубо,

жестокий – добрый,

отзывчивый – равнодушный.

В дальнейшем такие игры в "слова-наоборот" могут продолжаться, сочетаясь с изучением частей речи, с обучением построению словосочетаний и т.д. Они помогут активизировать словарный запас детей, наблюдать за смысловыми отношениями слов.

Работа над фразеологией

Работа над фразеологией должна вестись совместно со словарной работой на уроках русского языка, очень важно, чтобы дети не только записали и запомнили то или иное фразеологическое сочетание, но и усвоили его значение и могли правильно употребить его в своей речи.

В этой работе можно использовать следующие приёмы:

1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы?

Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук.

2. Прочитайте. Соедините фразеологизм из первого столбика с противоположным ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земель воспрянуть духом
Повесить голову взять себя в руки
Выйти из себя рукой подать

3. Допишите фразеологизм:

Держать ухо..; засучив..; не покладая...

Объясните значение.

4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

Мы дружно работали сложа руки.

Мы с другом долго спорили, но, в конце концов, нашли общий язык.

У лягушки дух захватило от страха высоты.

Яшка сломя голову остановился.

5. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

6. Комплексное задание.

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы: «Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?». Задание можно предложить в игровой форме.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем.

В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему как об стенку горох.

- Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют ... (По Э.А. Вартаньяну)

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение, назовите их. Каково их значение? О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.

Лексико-орфографические упражнения
при изучении слов из словаря

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса.

«Помоги Емеле!»

Учитель: Дети, отгадайте сказку!

По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра.

Дети: Русская народная сказка «По щучьему велению».

Учитель: Кто главный герой этой сказки?

Дети: Емеля.

Учитель: На чём Емеля любил кататься?

Дети: Емеля любил кататься на печке.

Учитель: И вот у Емели случилась беда. Печка сломалась. Помогите Емеле отремонтировать его средство передвижения. Тот ряд, который выполнит задание без ошибок, тот и поможет Емеле. Учитель пускает по рядам три печки с написанными на них словами с пропущенными буквами. Дети заполняют и передают друг другу.

Определяются места по рядам.

Аналогично проводятся игры «Поймай рыбку!», «Накорми обезьяну!», «Чей самолёт быстрее?», «Чей кораблик быстрее?», «Чей трактор быстрее?» и т.п.

«Яйцо с секретом». (Двойная игра)

На доске помещается «Киндер». Он предлагает нам поиграть в «яйцо с секретом». (Это самая любимая игра у детей по словарной работе).

Используются киндер яйца по количеству учащихся в классе. В каждом яйце листок со словарными словами, в которых пропущены буквы. Дети вставляют их. Яйцо с секретом то, в котором лежит листочек со штампиком «учитель». Можно от руки сделать какую-либо другую пометку. Учитель проходит по рядам с яйцами. Каждый выбирает себе яйцо. Кому' досталось такое яйцо – становится на следующем уроке учителем этапа урока по словарной работе. Этот ученик-«учитель» дома заранее готовит слова с непроверяемым написанием, думает – кого из детей вызовет к доске, а кого назначит проверяющими. На следующий день вызывает трёх учащихся к доске, назначает проверяющих с каждого ряда и диктует свои слова.

Словарный диктант можно проводить с помощью ТСО. (Презентации)

Таким образом, включение этих упражнений в лексическую работу на уроках позволяет решать не только языковые задачи, воспитывать любознательность ребят, но и снижать учебную нагрузку. Дети охотно работают с синонимами, антонимами, фразеологизмами, их занимает и радует процесс подбора точного, выразительного, образного слова.

Считаю, что такую работу нужно проводить регулярно на уроках русского языка, и на уроках литературного чтения.