Урок контроля знаний учащихся по теме "Типы предложений по строению грамматической основы"

Разделы: Русский язык, Литература

Классы: 8, 11

Ключевые слова: русский язык


Традиционно синтаксис простого предложения, особенности строения грамматической основы предложений изучаются на уроках русского языка в 8 классе средней школы.

Далее представлен материл, который может быть использован на уроке контроля знаний учащихся, а также, может быть, дан в качестве самостоятельной, домашней работы. Так как умение выделять грамматическую основу предложения, а также различать виды односоставных предложений необходимо для успешного выполнения заданий формата ОГЭ и ЕГЭ, то данный материал может помочь учителю при разборе соответствующих заданий.

Обратим внимание, что в качестве материала для контрольной работы мы предлагаем учащимся первые строки из известных стихов А.С.Пушкина, многие из которых уже изучались школьниками ранее на уроках литературы. Почему именно первые строчки? Ведь именно с них всегда и происходит наше первое знакомство с поэтом, со стихом, именно первые строки литературных произведений надолго остаются в нашей памяти. И тем более, если это строки великого русского поэта. Так, читая эти предложения и выполняя задания, ученик, напрямую не осознавая того, соприкасается с лучшими образцами творчества А.С.Пушкина, а значит с русской поэзией. И здесь важно все: и поэтическая связь слов между собой, и структура предложения, и авторское словоупотребление… Иногда «уловить» эту грамматическую основу удается не с первого прочтения предложения, нужно перечитать, разобраться, кто есть субъект и что есть действие, которое он совершает. О чем вообще говорится в этой строчке? Несомненно, благодаря обращению к такому литературному материалу школьник получает возможность применять свои теоретические знания, полученные в курсе русского языка в 8 классе, на несколько иной почве. Такой нетиповой материал для проверки знаний учащихся, для отработки каких-либо навыков в какой-то степени усложняет работу, выявляя прочность полученных знаний. К тому же это один из путей обогащения словарного запаса и языковой картины школьников. Но не только это: выполнение работы на таком (!) поэтическом материале становится не рутинным и скучным, а более интересным, будто бы расцвеченным  разными красками.

И, безусловно, есть и  «побочная» цель такой работы – это  еще один повод встретиться с прекрасным, соприкоснуться со стихом. Кто-то прочтет и забудет, а кому-то запомнится слово, словосочетание, конструкция предложения, какая-то мысль, чувство автора…  Учитель, проверяя работу, может обратить внимание, какие строки «выбирало» большее количество учащихся. И почему? (Иногда это показатель настроений класса...) На уроке развития речи, на уроках литературы можно остановиться и рассмотреть, хотя бы кратко, самое «рейтинговое» стихотворение.

Задание: Из каждого предложения выпиши грамматические основы, соответственно их подчеркнув. Определи тип предложения по строению грамматической основы.

Пример: 1. , односоставное, безличное.

  • Какая из представленных пушкинских строк тебя заинтересовала? Выпиши ее? Почему она привлекла твое внимание?
  • Прочитай полностью то стихотворение, из  которого взята  эта строчка.
  1. «Роняет лес багряный свой убор…» («19 октября»)
  2. «Приветствую тебя, пустынный уголок…» («Деревня»)
  3. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
  4. «Погасло дневное светило…»
  5. «Мороз и солнце; день чудесный…» («Зимнее утро»)
  6. «Нас было много на челне…» («Арион»)
  7. «У лукоморья дуб зеленый…» («Руслан и Людмила»)
  8. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» («Сказка о царе Салтане…»)
  9. «Сижу за решеткой в темнице сырой…» («Узник»)
  10.  «Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье…» («Элегия», 1830)
  11. «Его стихов пленительная сладость пройдет веков  завистливую даль…» («К портрету Жуковского»)
  12. «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» (без названия)
  13. «Простишь ли мне ревнивые мечты…»
  14. «Кавказ подо мною…» («Кавказ»)
  15. «Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я…» («Цветок»)
  16. «Не множеством картин старинных мастеров украсить я всегда желал свою обитель…» («Мадонна»)
  17. «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…» («Поэт»)
  18. «Зима мне рыхлою стеною к воротам заградила путь…» («Записка В.П.Горчакову»)
  19. «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье…»
  20. «Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился…» (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях…»)
  21. «В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины…» («Птичка»)
  22. «Богат и славен Кочубей…» («Полтава»)
  23. «Свободы сеятель пустынный, я вышел рано до звезды…»
  24. «Ревет ли зверь в лесу глухом…» («Эхо»)
  25. «Какая ночь! Мороз трескучий, на небе ни единой тучи…»

*Если у стиха есть название, оно указано в скобках.
*В некоторых случаях в задании предлагаются первые две строчки, необходимые для законченности мысли в предложении.