Компетентностный подход как методологическая основа химического образования

Разделы: Химия

Класс: 10

Ключевые слова: неформальное, внеформальное образование, Социально-трудовые компетенции, «Чипсы вред или польза?»


Основные идеи компетентностного подхода

В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы образования. В качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

Важными целями образования должны стать развитие у учащихся способности действовать и быть успешными, формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне. Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

Таким образом, «компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность» (И.Д. Фрумин).

Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах А.М. Аронова, А.В. Баранникова, А.Г. Бермуса, В.А. Болотова, И.А. Зимней, Г.Б. Голуба, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, М.В. Рыжакова, Ю.Г. Татура, И.Д. Фрумина, А.В. Хуторского, О. В. Чураковой, М.А. Чошанова, П.Г. Щедровицкого и др.

Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.

Основные идеи компетентностного подхода сформулированы Л.О. Филатовой следующим образом:

• компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования;

• понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую; оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др.;

• компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности;

• в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого "от результата" ("стандарт на выходе");

• компетентностный подход включает в себя идентификацию основных умений;

• компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием окружающей среды, то есть в рамках формального, неформального и внеформального образования.

• понятие «компетенции» является понятием процессуальным, т.е. компетенции как проявляются, так и формируются в деятельности;

• компетентностный подход возник из потребности в адаптации человека к часто меняющимся в производстве технологиям. Компетенция – это способность менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызов определенной ситуации с сохранением некоторого ядра образования: целостное мировоззрение, ценности;

• компетенция описывает потенциал, который проявляется ситуативно, следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов обучения.

Ключевые компетентности

Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.

Формулировки ключевых компетенций представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации.

А.В.Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности

Литература

Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.

Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании

Проектная деятельность и

метод проектов при изучении химии в условиях введения ФГОС

Сегодня мы должны говорить о том, что главным результатом, к которому приведет модернизация образования – это готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, в котором мы живем.

Современный выпускник школы должен быть адаптированным в постоянно меняющемся мире, уметь самостоятельно критически мыслить и владеть информацией, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. А школа, в свою очередь должна создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной и коммуникативной.

На мой взгляд, именно метод проектов способствует усвоению программного материала, позволяет развивать необходимые учебные навыки, формировать коммуникативные умения, а также способствует развитию творческого мышления и самостоятельно ориентировать в информационном пространстве. Особо следует отметить эффективность данного метода для развития самостоятельности и ответственности учащихся, их умения работать в группах. Метод проектов предоставляет учителю огромные возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Главное утверждение данной педагогической технологии – знания должны быть востребованы в собственном социальном опыте.

Считаю, что данный метод может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

В последние годы проектная деятельность стала частью учебного процесса на моих уроках и внеклассных занятиях. Накоплен определенный опыт создания творческих проектов по химии с учащимися как старшего, так и среднего звена обучения.

Я использую его на уроках химии для организации проектной деятельности. Во внеурочное время учащиеся готовят проекты и защищают их на специально отведенном уроке, а также занимаюсь проектной деятельностью с обучающимися во внеклассной работе. Такая работа с использованием метода проектов на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение.

Прежде чем предложить составить какой-либо проект, я знакомлю обучающихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Как правило, в проекте должна быть отражена какая-нибудь проблема, обязательно наличие практической (исследовательской) части и результатом проекта должен быть какой-либо продукт, имеющий практическую значимость. Обучающиеся выполняют проект самостоятельно, а учитель, в свою очередь, выполняет роль консультанта, а также разрабатывает паспорт проектной работы, который будет являться своеобразной визитной карточкой индивидуального или группового проекта.

Проекты бывают разные по времени, но лучше, если он будет длиться от одного месяца до трех, так как может утратиться интерес у обучающихся к проекту.

Для изучения этого материала выбираю метод проектов. Разработаны определенные темы. Обучающиеся разбиваются на группы или работают индивидуально, выбирая определенную тему. Задания даются за четыре недели до защиты своей работы. В течение этого времени обучающиеся подбирают литературу, распределяют обязанности в группе, консультируются с учителем по поводу постановки целей, плана работы, подбора информации, проводятся эксперименты в присутствии учителя, так как некоторые проекты включают и экспериментальную часть. Обучающиеся должны овладеть определенной методикой постановки опыта. По итогам всей работы учащиеся защищают свои проекты, демонстрируют эксперимент и сдают письменный отчет о проделанной работе в виде презентации. Примерными темами проектов могут быть: «Искусственная пища миф или реальность? Получение фруктовых эфиров», «Искусственные пищевые продукты. Получение искусственного меда», «Чипсы: вред или польза?», «Газировка: за и против» и т. д. Продуктом данных проектных работ может быть красочно выполненный буклет, где размещены рекомендации, например, «Как отличить искусственный мед от натурального?

В курсе 9-го класса по теме «Общая характеристика галогенов» на уроке изучения нового материала я предлагаю ребятам следующую групповую работу. Нужно дать характеристику галогенам – фтору, хлору, брому, йоду, астату но в необычной форме. Например, для фтора составляется характеристика «Разыскивается….», для астата «Потерялся…..», для хлора «Автобиография», для йода «Мой друг», для брома «Жил-был» по плану: 1. Где живет. 2. Как выглядит и характер. 3. Кто родители. 4. С кем дружит. 5. Чем занимается. По итогам работы каждая группа защищает свой проект. Лучшие потом оформляются в виде презентаций или буклетов.

Учащиеся выступают на школьной научно-практической конференции. Участвуют на городских и региональных научных конференциях. Являются призерами.

Боброва Наталья «Мед и его фальсификация»

1-е место в региональной научно-исследовательской конференции

«Ученье разум просвещает» 2010–2011 уч. г.

2-е место на городской научно-исследовательской конференции. 2010–2011 уч. г.

Токарева Татьяна «Энергетические напитки и их влияние на организм»

3-е место в региональной научно-исследовательской конференции

«Ученье разум просвещает» 2011–2012 уч. г.

Беккер Наталья, Королькова Дарья «Влияние шампуней на структуру волос»

2-е место в региональной научно-исследовательской конференции

«Ученье разум просвещает» 2012–2013 уч. г.

Кабанова Кристина «Влияние табака на организм»

3-е место в региональной научно-исследовательской конференции

«Ученье разум просвещает» 2015–2016 уч. г.

Гурная Лариса «Энергетические напитки плюсы и минусы»

2-е место в региональной научно-исследовательской конференции

«Ученье разум просвещает» 2016 г.

Калиева Альбина «Зубная паста»

3-е место в региональной научно-исследовательской конференции

«Ученье разум просвещает» 2016–2017 уч.г.

Муратова Александра «Туризм и здоровый образ жизни »

3-е место в региональной научно-исследовательской конференции

«Ученье разум просвещает» 2017–2018 уч. г.

Камаретдинова Вероника «Водород как альтернативное топливо»

3-е место в региональной научно-исследовательской конференции

«Ученье разум просвещает» 2018–2019 уч. г.

Литература

1. Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей // Химия в школе. №4. 2008. С. 2.

2.. Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. // Исследовательская работа школьников. №4. 2007. С. 106.

3. Иванова Р.Г. О наболевших проблемах методики обучения химии. // Химия в школе. №6. 2007. С. 15.