Развитие исследовательских навыков у учащихся с целью формирования преемственности по предмету химия в школе международного бакалавриата

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Ключевые слова: химия, Международный Бакалавриат


Международный Бакалавриат (МБ) – это образовательная организация, которая мотивирована своей миссией и сфокусирована на гармоничном развитии учащегося. Программа Международного Бакалавриата помогает развивать интеллектуальные, эмоциональные и социальные навыки, которые будут помогать детям в дальнейшем жить, обучаться и работать в быстро развивающемся мире. Она поощряет международное мышление учащихся, которое помогает детям развивать понимание своей культуры и национальной принадлежности, а также уважение к другим культурам. Международный Бакалавриат предлагает несколько программ, одной из которых является Дипломная Программа, направленная на обучение учащихся в возрасте 16-19 лет [1].

Учащиеся Дипломной Программы изучают предметы шести предметных групп, из которых три предмета изучаются на повышенном уровне (Higher Level) и три – на стандартном уровне (Standard Level). Разница между уровнями изучения предметов состоит в количестве часов: количество часов для изучения предмета на повышенном уровне составляет 240 часов, на стандартном уровне – 150 часов. То есть, на повышенном уровне учащиеся изучают предмет более углубленно. Обучение детей происходит на английском языке. 

Учащиеся как стандартного, так и повышенного уровня обучаются по основному учебному плану по химии. Организация Международного Бакалавариата разрабатывает программу по химии, определяя основные требования и задачи, и количество часов, отведенное для изучения каждой темы. Согласно программе требуется провести 40 часов практических/исследовательских работ для стандартного уровня и 60 часов для повышенного уровня. В течение двух лет обучения в Дипломной программе у учащихся происходит развитие исследовательских и практических навыков, критическое мышление и способность к синтезу и анализу.

Составной частью оценивания в Дипломной Программе (ДП) по химии являются отчеты учащихся по выполненным ими практическим работам, а также разработанными ими методикам эксперимента. Выполненные детьми отчеты по практическим работам учитель оценивает по критериям оценивания и дает прогнозируемую оценку. Далее работы отсылаются во внешнее оценивание модератору Организации Международного Бакалавриата, который дает итоговую оценку ученика.

Планирование, разработка, выполнение и фиксирование результатов своих исследований позволяют развивать у детей следующие виды навыков – исследования, коммуникации, общения, саморегуляции и социальные навыки. Развитие этих навыков играет огромную роль и помощь при обучении детей в университете.

На базе Назарбаев Интеллектуальной школы города Нур-Султан осуществляется Дипломная программа Международного Бакалавриата. Мы ее называем программой старшей школы. В нашей школе внедрена также и программа Международного Бакалавриата – основная школа, по которой обучаются дети в возрасте 13-16 лет. Главной и определяющей целью программы основной школы является развитие пяти групп навыков, которые помогут детям в дальнейшем с успехом обучаться в старшей школе. Это следующие группы навыков: навыки коммуникации, навыки самоорганизации, навыки критического и творческого мышления, исследовательские навыки, эмоциональные навыки [2].

Для создания преемственности между основной школой и старшей школой учителя создавали и апробировали программы для основной школы, отражающие основные цели и задачи предмета, а также его содержание. Для основной школы у учителей есть предметное руководство, изучая которое, мы знакомились с требованиями предмета, критериями оценивания работ детей. Содержание же предмета мы определяли, основываясь на содержании и требованиях  программы старшей школы. Наши программы имеют спиральность в содержании и степени его сложности, что позволяет подготовить детей академически к изучению химии на повышенном уровне.

Для формирования и развития исследовательских навыков по химии мы начинаем учить детей выполнять задания в более легкой форме при обучении в ранних классах (с 7-го класса). Например, мы предлагаем детям в 7 классе тему исследования, а дети учатся правильно ставить вопрос исследования. Вопрос исследования должен быть четко сформулирован и содержать в себе зависимую и независимую переменные. Мы предоставляем детям возможность обсудить вопрос исследования, неформально оценить качество вопросов исследования своих одноклассников. Большое внимание мы уделяем развитию навыков определения зависимых, независимых и контролируемых переменных.

Обучение детей в ранних классах помогает существенно преодолеть проблемы при изучении химии и выполнении экспериментов в Дипломной Программе.

Все навыки, приобретенные детьми за период обучения в Дипломной Программе, позволяют решать проблемные ситуации в реальной жизни, осмысливать и оценивать достоверность информации, анализировать и обобщать различные источники знаний.

Второй стадией является выполнение детьми экспериментов по инструкциям данным учителями. Например, в своей практике мы использовали следующие виды работ: «Определение точности и аккуратности различных видов мерной посуды при определении плотности воды», «Титрование сильной кислоты сильным основанием», «Обратное титрование», «Определение энтальпии сгорания различных видов спиртов гомологического ряда» и др. Первая работа позволяет развивать навыки работы с различной  мерной посудой и обращать их внимание на погрешность измерений объема при использовании посуды, которую в дальнейшем дети будут использовать при расчетах погрешности эксперимента. Рассмотрение и оценка значимости понятий ошибки эксперимента и погрешностей помогает развивать навыки исследования и мышления, которые необходимы детям не только на уроках химии, но и в дальнейшей жизни. Оценка достоверности данных, с помощью которых могут быть сделаны выводы, находится в центре научного метода и  других областях познания, таких как теории познания. Далее на уроках химии изучается тема: «Расчет ошибки и погрешностей эксперимента», чтобы научить учащихся рассчитывать сравнивать экспериментальные и теоретические данные. Учителю на данном этапе необходимо постоянно обращать внимание детей на требования критерия оценивания. В дальнейшем учащиеся развивают исследовательские навыки при выполнении выше перечисленных работ и по мере изучения теоретического материала. Кроме того, дети учатся правильному оформлению таблиц и графиков, фиксированию качественных данных (например, изменение окраски индикатора при титровании).

Третьей стадией развития исследовательских навыков и навыков критического мышления и коммуникации является обучение детей тому, как делать выводы на основе полученных данных и оценивать ограничения эксперимента и улучшить его. Необходимо объяснить учащимся, что вывод необходимо делать на основе сравнения теоретических и экспериментальных данных опыта. После этого, учащиеся может судить о величине и значимости систематических и случайных ошибок. Если учащийся представил данные в графической форме, то в выводе ему необходимо описывать тренды на графике. Проделанная работа учащегося позволит ему продолжить следующую часть – оценку экспериментальных данных. Ученик должен обсудить в данной части отчета об ограничениях метода (например, конечная точка при титровании была определена неточно путем добавления избытка раствора кислоты к раствору щелочи и это повлияло на точность полученных данных) и реалистичных способах решения этой проблемы (например, использования рН-метра для более точного определения конечной точки титрования). При этом дети развивают навыки критического мышления.

Последней стадией является самая сложная стадия как для детей, так и для учителя – разработка метода исследования. Она является сложной для учителя потому, что ему необходимо думать о многих вопросах. Это следующие вопросы: Будет ли предложенное мной задание стимулировать детей к исследованию данного вопроса и развивать их навыки мышления? Сколько уроков необходимо мне выделить, чтобы дети смогли завершить работу? Имеют ли дети все необходимые навыки для того, чтобы выполнить задание качественно? Могу ли я быть уверен, что дети будут работать над заданием независимо друг от друга?

Список использованных ресурсов

  1. http://occ.ibo.org (Teacher support material)
  2. http://www.thinkib.net/chemistry