Урок литературного чтения по теме «С.А.Есенин "Лебедушка"». 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Ключевые слова: С.А. Есенин, С.А.Есенин «Лебедушка», литератерное чтение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (50 МБ)


Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;
  • работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования;
  • развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

Оборудование урока:

  • презентация;
  • музыкальный фрагмент произведения «Клен ты мой опавший»;
  • музыкальная постановка (Matrix Rob D.);
  • аудиозапись стихотворения «Лебедушка».

Ход урока

Слайд 1.

1. Организационный момент

- В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!

2. Проверка домашнего задания

Стихотворение Николая Михайловича Рубцова «Сентябрь».

3. Постановка учебных задач

Слайд 2-3.

(звучит музыка «Клен ты мой опавший...»)

- Музыка, которую вы сейчас слышите, написана специально на стихи одного из великих русских поэтов. Как думаете, кто этот поэт?

- Душа поэта – тонкая струна,
Дотронешься – и зазвучит она!
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Александровича Есенина.

4. Рассказ о Есенине (Презентация «Биография С.Есенина»)

Слайд 4.

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Слайд 5.

- Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Слайд 6.

- Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе.

Слайд 7-11.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. В 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

- Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств.

5. Подготовка к восприятию стихотворения

<- >Ребята, разгадайте ребус. (лебедь).

А какого рода слово лебедь? (Мужского рода)

«Лебёдушка» Какой суффикс в этом слове? Какое значение он придает словам? (Суффикс –ушк-, придает уменьшительно-ласкательное значение).

Слайд 12.

Прочитайте название стихотворения.

По названию произведения можно предположить, как автор относится к этой птице? (Нежно, ласково, с любовью и теплотой относится автор к Лебёдушке).

-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (Научиться читать выразительно это стихотворение, находить в нем красивые слова).

Тема урока: С.А.Есенин «Лебёдушка».

Слайд 13.

Что интересного вы знаете о лебеде?

Интересные факты про лебедей:

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

Лебеди – представители отряда гусеобразных. Это птицы долгоживущие, сообразительные. Эта птица прекрасно выглядит из-за того, что его тело покрыто очень густым оперением. Лебеди являются чемпионами по количеству перьев, покрывающих их тело. Всего у них насчитывают 25 тыс. отдельных перышек, образующих шикарное, густое оперение. При линьке птицы теряют там много перьев, что какое-то время даже не могут летать.

Лебяжий пух обладает удивительной теплоизоляцией, что позволяет птицам отлично переносить холод. Но данное свойство стало причиной их массового истребления в средневековые времена.

На кончике хвоста у лебедей находится специальная железа, выделяющая жир для смазывания перьев. Благодаря этому птицы могут подолгу плавать в воде, не промокая.

Лебеди летят, образуя клин, который возглавляет наиболее сильная особь.

6. Восприятие стихотворения

Слайд 14-15.

- Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тихо тикают ходики. Хорошо можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.

- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче увидеть историю, написанную Есениным.

Слайд 16.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

(Чувство грусти, печали, чувство потери самого дорогого, чистого, доброго).

- Кто главные герои стихотворения?

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

Что напоминает вам это стихотворение? (Стихотворение протяжное, напевное, словно русская песня).

7. Словарная работа

Слайд 17,18, 19.

А вот на доске написаны трудные, новые для вас слова. Прочитаем их сначала по слогам, затем целиком.

Словарная работа.

- ватага - шумная толпа, сборище;
- заводь - небольшой залив в реке;
- затон - вдавшийся в берег речной залив;
- дозорила – стерегла, охраняла;
- хоронились – прятались;
- не чуяла – не чувствовала;
- доблестный – храбрый, отважный;
- пряный – имеющий острый вкус и резкий запах;
- колыхалось – качалось;
- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
- трава шелковая – нежная;
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;
- цветы лазоревые - светло-синий тон;
- волны пряные - издающие запах;

- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (для описания природы.)

- Какой прием использует С.А.Есенин? (олицетворение)

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения, а также сравнения и эпитеты.

- Найдите и прочитайте олицетворения: Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

Найдите и прочитайте сравнения:

Лебедушка – словно зоренька

Росинки – словно жемчуг

Цветы – гости

Орел – точка черная

Орел – стрела

Перья летели словно брызги

Найдите и зачитайте эпитеты:

Покрывала златотканые,
озеро серебряное,
белоснежная лебёдушка,
колечки изумрудные

8. Физминутка

9. Чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строчки)

Определяем интонации при чтении стихотворения.

Слайд 20.

1-11 строфы читаем спокойно.

Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность. 15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни - закон природы, удел всего живого на земле.

10. Чему учит нас это стихотворение

- Как автор показывает, что лебедушка была хорошей матерью?

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так самоотверженно оберегает своих детей.

- Какое чувство раскрылось в поступке лебедушки? Чувство любви, самопожертвования. Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.

Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор ввиду в своем стихотворении? (Образ мамы)

- Что хочет сказать нам автор? (Иногда приходится жертвовать собою, своими интересами, ради тех, кого мы любим. Дети – это продолжение жизни. Жизнь не должна обрываться. Смысл жизни – это оставить после себя жизнь.)

А почему мама готова отдать жизнь за своих детей?

- Давайте постараемся вспомнить пословицы о маме. (Дети рассказывают пословицы).

Птица рада весне, а младенец матери.
При солнышке тепло, при матери добро.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мамина молитва со дна моря вынимает.

- Как вы относитесь к Лебедушке? Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям.

Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

Слайд 21.

11. Игра «Если бы я был волшебником»

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

12. Рефлексия

Слайд 22, 23.

Оцени свои действия на уроке.
Какое высказывание тебе ближе?

15. Итог урока

Слайд 24.

- Закончить урок мне хочется словами из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так,
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную,
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди,
Но какая стать,
Какая нежность,
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Всех благодарю за работу на уроке.

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Выставление оценок за работу на уроке. (Хочу оценить вашу работу на уроке и сказать спасибо).

16. Домашнее задание

  1. Стр. 120–125 (читать выразительно, без ошибок).
  2. Продумать мелодию, чтобы пропеть несколько столбиков.
  3. Подобрать несколько коротких рассказов о любви к матери.