Дополнительная общеобразовательная программа "Фантазёры" (нетрадиционные техники рисования)

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования


Направленность: художественная.

Уровень: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 4-7 лет.

Срок реализации: 8 месяцев (32 часа).

1. Пояснительная записка

Актуальность программы

В изобразительной деятельности ребёнок выражает своё внутреннее отношение, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она не только доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает и формирует его представления о мире.

Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях, которые пробуждают их фантазию, но исключительно в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений,.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Новизна программы заключена в подходах к занятиям. Предлагаемые в них техники нетрадиционного рисования раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребёнку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление.

Поэтому, актуальность обучения детей нетрадиционным способам рисования заключена в активизации и постоянном развитии познавательного интереса, эмоционально-положительного отношения к процессу художественной деятельности. А это способствует эффективному развитию детского творчества в разных формах его проявления.

Цель программы – создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник  рисования.

Данная программа дополняет ООП ДО.

Задачи программы.

1. Задачи обучения:

  • познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.);
  • обучать основам создания художественных образов;
  • отрабатывать навык использования разных величин и способов их измерений;
  • отрабатывать навык работы с различными алгоритмами выполнения арифметических действий, различными алгоритмами решения задач.

2. Задачи развития:

  • развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования, воображение;
  • формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации;
  • совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.

3. Задачи воспитания:

  • содействовать развитию интереса к умственному труду;
  • воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.

Возраст обучающихся: Данная программа рассчитана на детей 3-7 лет.

Срок реализации программы: Занятия проводятся  раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 25  минут учебного времени и 5-минутный перерыв); 32 часа за учебный год.

Формы организации образовательной деятельности и аттестации

В процессе реализации программы используются следующие  формы организации деятельности:

  • индивидуальная работа;
  • практическая работа в парах;
  • практическая работа в условиях группы;
  • беседа.

Данная программа опирается на коллективно-распределительную деятельность, так как в процессе неё между детьми происходит распределение ролей при решении практико-ориентированных задач.

Планируемые результаты освоения программы

По каждой из задач художественного развития детей  планируется достижение следующих результатов:

  • Знакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
  • Умеют создавать различные образы, используя различные изобразительные материалы и техники.
  • Уверенно  экспериментируют с изобразительными материалами.
  • Активно используют способы нестандартного раскрашивания.
  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
  • Развивают мелкой моторики рук.
  • Развивают технические навыки рисования.
  • Умеют передавать личное отношение к объекту изображения.
  • Повышают уровень воображения и самооценки.
  • Проявляют интерес и к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений.

2. Содержание программы

2.1. Содержание учебного-тематического плана

Тема 1

Вводное занятие (1 ч.)
Инструктаж по ТБ. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Форма контроля: фронтальная беседа.
Теория: основы инструктажа по технике безопасности.
Практика: беседа по содержанию инструктажа; тестирование.

Тема 2

Ромашки (рисование восковыми мелками и акварелью) (2 ч.)
Теория: чтение рассказа В.Сутеева «Как я ловил рыбу». Рассказ о технике рисования восковыми мелками и акварелью.
Практика: изображение летнего тёплого дождя. Сначала дети рисуют капли восковыми мелками, а затем сверху покрывают акварельными красками. Если нужно дополнить рисунок после нанесения краски, следует дождаться, когда он высохнет, и рисовать по-сухому.

Тема 3

Бабочка (шаблонография) (1 ч.)
Теория: загадки про предметы, похожие на геометрические фигуры; чтение стихотворения С.Маршака из цикла «Детки в клетке».
Практика: изображение одного из этих животных с помощью шаблонов различных геометрических фигур (напомнить детям, как рисовать животных: овальное туловище, затем голова, лапы и хвост).

Тема 4

Земное солнце (пальчиковое рисование) (2 ч.)
Теория: чтение стихотворения о подсолнухе; разглядывание на иллюстрации подсолнуха.
Практика: рисование подсолнуха – кисточкой донце цветка и лепестки, а семечки с помощью пальчиков.

Тема 5

Моё море (рисование на мокром листе) (1 ч.)
Теория: чтение сказки С. Козлова «Ёжик и море».
Практика: рисование «своего моря», используя технику рисования по-мокрому. Для этого нужно широкой кистью нанести воду на альбомный лист. Затем на тонкую кисточку набрать краску и дотронуться ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начнёт расползаться. Свободные места следует заполнить растекающимися точками других цветов. Заканчивается занятие игрой «Море волнуется…»

Тема 6

Осенний ковёр (печать растений) (1 ч.)
Теория: чтение стихотворений об осени (например «Листопад», И.Бунин)
Практика: рисование «осеннего ковра» способом «печать растений». Детям при помощи кисточки надо покрыть краской любой понравившийся листик и сделать отпечаток: окрашенной стороной плотно прижать к альбомному листу, стараясь не сдвигать с места. Точно таким же образом заполнить всё белое пространство.

Тема 7

Автопортрет (рисование штрихом) (1 ч.)
Теория: чтение загадок; стихотворение М. Карем «Кака нарисовать человечка». Игра «Зеркало».
Практика: изображение себя при помощи штриха – линии, которая может быть короткой и длинной, наклонной и ровной, чуть заметной и яркой.  Показать детям последовательность рисования портрета на отдельном листе: сначала нужно наметить овальную голову, шею, плечи, затем глаза, нос, рот и причёску.

Тема 8

Первый снег (граттаж) (1 ч.)
Теория: чтение стихотворений о зиме; рассказ К. Лукашевич «Зима».
Практика: подготовка фона для будущей композиции – растереть свечу по поверхности листа, а сверху покрыть тушью чёрного цвета. Когда тушь немного подсохнет, показать, как острой палочкой процарапать рисунок: снежинки в воздухе, а внизу виднеющийся лес.

Тема 9

Морозные узоры (рисование свечой) (1 ч.)
Теория: чтение рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы».
Практика: нанесение рисунка кусочком свечи, а потом покрытие его акварельной краской оттенков голубого цвета. Игра «Заморожу».

Тема 10

Картина моего настроения (рисование втулкой от туалетной бумаги) (1 ч.)
Теория: чтение рассказа А. Пантелеева «Трус».
Практика: рисование хорошего настроения при помощи втулки от туалетной бумаги: техника основана на печати краской. Педагог подготавливает втулку для печати.

Тема 11

Игрушки («ожившие предметы») (1 ч.)
Теория: чтение отрывка из рассказа В. Драгунского «Друг детства».
Практика: рисование карандашами игрушки, которая вдруг «ожила», при этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, постараться изобразить выразительно, чтобы было понятно, что собой представляет тот или иной персонаж.

Тема 12

Весенний калейдоскоп (витраж) (1 ч.)
Теория: чтение стихотворения о весне Н. Некрасова «Идёт-гудёт Зелёный Шум…».
Практика: рисование картины в технике «витраж». Надо сначала сделать заготовку: простым карандашом разделить лист пересекающимися прямыми линиями и обвести их клеем ПВА, - а затем раскрасить «стёклышки» так, чтобы каждый зритель понял, какое время года хотел изобразить художник.

Тема 13

Разноцветный зонтик (смешивание цветов) (2 ч.)
Теория: чтение стихотворения о радуге Е. Благинина «Дождик, дождик…»
Практика: смешение красок, разукрашивание бумажных заготовок зонтиков.

Тема 14

Картина «Дружеский салют» (тычки жёсткой полусухой кистью) (3 ч.)
Теория: чтение рассказа В. Осеевой «Синие листья».
Практика: рисование «дружеского салюта» - для этого тонкой кистью нарисовать пучки салюта – линии, исходящие из одной точки в произвольном направлении,  а потом на концах лучей способом «тычок» изображают разноцветные огоньки.

Тема 15

Весёлые кляксы (кляксография) (2 ч.)
Теория: чтение стихотворения Д. Чиарди «О том, кто получился из кляксы».
Практика: дети капают на лист бумаги краской. Затем внимательно рассматривают получившееся пятно и пробуют дорисовать его – превратить в узнаваемый предмет.

Тема 16

Несуществующее животное (раздувание краски) (1 ч.)
Теория: чтение сказки В. Сутеева «Что это за птица?»
Практика: рисование несуществующего животного – нужно капнуть жидкой краской на лист бумаги, направить конец соломинки в середину пятка и с усилием раздуть его в разные стороны. Затем кистью нарисовать контур туловища, глаза, уши и т.д.

Тема 17

Живописный луг (оттиск скомканной бумагой) (4 ч.)
Теория: чтение рассказа Н. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый». Игра «Ромашки на лугу».
Практика: рисование цветов необычным способом – напечатать кусочком скомканной бумаги. Кусочек бумаги нужно смять и получившийся «штамп» окунуть в краски, приложить к бумаге. По окончании работы дети соединяют свои маленькие лужайки в один большой красивый живописный луг.

Тема 18

Бабочка-красавица (монотипия) (3 ч.)
Теория: чтение рассказа Н.Сладкова «Бабочки и солнце».
Практика: изображение бабочки необычным способом. Рисование на половине листа одного крылышка. Потом сложить лист по линии сгиба и прогладить. При необходимости дополнить изображение деталями с помощью кисти или фломастера.

Тема 19

Золотая рыбка (рисование мозаичными мазками) (2 ч.)
Теория: чтение рассказа Н.Сладкова «Шёпот рыб».
Практика: рисование простым карандашом туловица рыбки, а затем с помощью мазков рисование чешуйки определённого цвета. Получится рыбка, переливающаяся разноцветными чешуйками.

Тема 20

Ночное небо (набрызг) (1 ч.)
Теория: чтение сказки С.Козлова «Как ёжи с медвежонком протирали звёзды».
Практика: нарисовать ночное небо – набрать краску на зубную щётку, а затем провести ворсом по зубчикам расчёски; набрать на кисточку жёлтую краску и стряхнуть её на поверхность листа. Пока краска высыхает, рассказать детям что иногда звёзды падают с неба на землю (звездопад).

Тема 21

Чудо-дерево (рисование ладошками) (4 ч.)
Теория: чтение рассказа К.Ушинского «Дедушка». Поговорить о генеалогическом древе.
Практика: нарисовать кистью дерево, украсить его листочками-ладошками, наклеить фотографии.

2.2. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Названия тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0,5

0,5

Беседа

2

Ромашки (рисование восковыми мелками и акварелью)

2

0,5

1,5

Творческая работа

3

Зоопарк (шаблонография)

1

0,5

0,5

Творческая работа

4

Земное солнце (пальчиковое рисование)

2

0,5

1,5

Групповой проект

5

Моё море (рисование на мокром листе)

1

0,5

0,5

Творческая работа

6

Осенний ковёр (печать растений)

1

0,5

0,5

Творческая работа

7

Автопортрет (рисование штрихом)

1

0,5

0,5

Творческая работа

8

Первый снег (граттаж)

1

0,5

0,5

Творческая работа

9

Морозные узоры (рисование свечой)

1

0,5

0,5

Творческая работа

10

Картина настроения (рисование мыльными пузырями)

1

0,5

0,5

Творческая работа

11

Игрушки («ожившие предметы»)

1

0,5

0,5

Творческая работа

12

Весенний калейдоскоп (витраж)

1

0,5

0,5

Творческая работа

13

Разноцветный зонтик (смешивание цветов)

2

0,5

1,5

Творческая работа

14

Дружеский салют (тычки жёсткой полусухой кистью)

3

0,5

2,5

Творческая работа

15

Весёлые кляксы (кляксография)

2

0,5

1,5

Групповой проект

16

Несуществующее животное (раздувание краски)

1

0,5

0,5

Творческая работа

17

Живописный луг (оттиск скомканной бумагой)

4

0,5

3,5

Творческая работа

18

Бабочка-красавица (монотипия)

3

0,5

2,5

Творческая работа

19

Золотая рыбка (рисование мозаичными мазками)

2

0,5

1,5

Творческая работа

20

Ночное небо (набрызг)

1

0,5

0,5

Групповой проект

21

Чудо-дерево (рисование ладошками)

4

0,5

3,5

Групповой проект

Итого:

36

10,5

25,5

 

3. Формы аттестации и оценочные материалы

Система оценки осуществляется в форме регулярных наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности с ними. В ходе занятий педагогом инициируется у детей самооценка творческой деятельности, проводится совместный анализ продуктов детской деятельности.

На каждом занятии дети выполняют творческое задание. В течение года 4 раза задание выполняется в группе. Критерием достижения планируемого результата является выполнение творческого задания и его анализ на соответствие изначальным требованием к работе.

4. Организационно-педагогические условия реализации программы

Для занятий необходимо организовать рабочие места: столы и стулья. Столы подготавливаются для работы с красками и другими маркими материалами.

Реализация программы предполагает использование следующих оборудования, принадлежностей и материалов:

  • принтер;
  • компьютер;
  • акварельные краски;
  • офисная и газетная бумага;
  • бумажные салфетки;
  • картон;
  • ватман;
  • кисточки;
  • коктельные трубочки;
  • зубные щётки;
  • ушные палочки.

В целях создания условий для достижения современного качества образования используются эффективные методики обучения, здоровьесберегающие технологии (разминки, игры). При организации занятий используются методы:

  • словесный (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ заданий);
  • наглядный (демонстрации иллюстраций);
  • практический (выполнение заданий, в том числе групповая работа).

Для психолого-педагогической поддержки воспитанников используются методы: поощрение самостоятельности воспитанника, постановка творческих задач.

5. Список литературы

 

Библиографическое описание

1.

Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 125 с.

2.

Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В.Никитина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016. – 96 с.

3.

Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.