Урок на тему «Соматический и вегетативный отделы нервной системы»

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: биология, 8 класс


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Задачи:

  • сформировать знания о строении и основных функциях вегетативной нервной системы ;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей и умения анализировать и использовать ранее полученные знания на уроках биологии;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к знаниям о своем организме.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. Таблицы «Головной мозг», «Нервная система».

Ход урока

I. Проверка знаний учащихся

Фронтальный опрос

  1. Какова роль промежуточного мозга?
  2. Каково значение коры больших полушарий. Назовите доли и зоны.
  3. В чем состоит функция старой коры?
  4. Как распределяются функции между левым и правым полушариями?
  5. Что такое прямые и что такое обратные связи в организме?

- Выполнить задания на странице 294 (учебник Д.В. Колесова «Биология. Человек»)

II. Объяснение нового материала (лекционный материал для углубленного изучения темы)

Отделы нервной системы и функции ВНС.

- На какие отделы разделяется ВНС?

Соматическая нервная система иннервирует скелетную мускулатуру и кожу и, в основном, обеспечивает взаимосвязь организма с внешней средой.

Вегетативная нервная система иннервирует все внутренние органы (системы дыхания, пищеварения, выделения), кровеносную и лимфатическую систему, железы, гладкую мускулатуру, регулирует обмен веществ, процессы роста и развития, метаморфозы, размножение, обеспечивает трофическую иннервацию тканей и органов, в том числе скелетной мускулатуры и самой нервной системы. Деятельность ВНС не зависит от воли человека, не контролируется сознанием, поэтому её называют автономной.

Особенности строения ВНС.

- ВНС состоит из трех отделов – симпатического, парасимпатического и метасимпатического, различающихся своей структурной организацией и функциональным влиянием на органы.

- Большинство внутренних органов имеет двойную иннервацию – симпатическую и парасимпатическую. Чаще всего они оказывают противоположное действие на органы.

- Высшим центром ВНС является гипоталамус.

- Каждый из отделов (кроме метасимпатического) имеет центральную и периферическую части.

Парасимпатические – в среднем, продолговатом мозге и в крестцовом отделе спинного мозга. Центр симпатического отдела расположен в боковых рогах грудных и  поясничных отделах спинного мозга.

- Периферическая часть ВНС образована вегетативными нервами, сплетениями и узлами. Узлы симпатического отдела образуют симпатические стволы; узлы парасимпатического отдела расположены вблизи крупных сосудов, около органов или в толще; микроузлы метасимпатического отдела находятся в стенках органов.

- Вегетативная нервная система не имеет своих особых чувствительных путей. Афферентные импульсы от органов направляются по чувствительным волокнам, общим для соматической и ВНС.

- Эфферентный путь состоит из двух нейронов. Путь вегетативных эфферентных волокон разбит на два участка: от ЦНС до вегетативного узла – преганглионарный (имеет миелиновую оболочку белого цвета) и постганглионарный (не имеет белой миелиновой оболочки).

Большинство внутренних органов имеет двойную иннервацию. За счёт противоположного действия симпатического и парасимпатического отделов ВНС на деятельность органов обеспечивается лучшее приспособление организма к меняющимся условиям существования. Обе части ВНС работают согласованно, обеспечивая биологически целесообразные действия организма: при беге усиливается работа сердца и лёгких, а деятельность ЖКТ ослабляется.

Некоторые органы не имеют двойной иннервации. Например, иннервируются только симпатическими нервными волокнами: потовые железы, мышца, расширяющая зрачок (дилятатор), большая часть кровеносных сосудов и др.

А иннервируются только парасимпатическими волокнами: мышца, сужающая зрачок (сфинктер), ресничная мышца глаза.

III. Закрепление

Тест по теме «Нервная система»

1.  Соматическая нервная система регулирует деятельность

1) сердца, желудка
2) желез внутренней секреции
3) скелетных мышц
4) гладкой мускулатуры

2.  Регуляцию и согласование физиологических процессов, протекающих во внутренних органах, обеспечивает

1) промежуточный мозг
2) средний мозг
3) спинной мозг
4) мозжечок

3. Какой отдел мозга регулирует координацию движений

1) продолговатый мозг
2) промежуточный мозг
3) мозжечок
4) кора больших полушарий

4.  Продолговатый мозг, в отличие от мозжечка,

1) координирует движения
2) обеспечивает равновесие тела в пространстве
3) способствует точности действий
4) управляет сердечной деятельностью и дыханием

5. Центры глотательных, дыхательных, сердечно-сосудистых и других жизненно важных рефлексов располагаются в

1) мозжечке
2) среднем мозге
3) продолговатом мозге
4) промежуточном мозге

6. Рефлексы, которые не могут быть усилены или заторможены по воле человека, осуществляются через нервную систему

1) центральную
2) вегетативную
3) соматическую
4) периферическую

7. По каким нервам происходит передвижение импульсов, усиливающих пульс?

1) симпатическим
2) спинномозговым
3) парасимпатическим
4) черепно-мозговым чувствительным

8.  Вегетативная нервная система регулирует работу мышц

1) грудной клетки
2) конечностей
3) брюшного пресса
4) внутренних органов

9. Влияние парасимпатической нервной системы на сердечную деятельность выражается в:

1) замедлении сердцебиения,
2) учащении сердцебиения,
3) остановке сердца,
4) аритмии.

10. Центры ориентировочных рефлексов: зрения, слуха находятся в

1) продолговатом мозге
2) среднем мозге
3) мозжечке
4) коре головного мозга

11. Периферическая нервная система состоит из

1) спинного и головного мозга
2) спинного мозга и отходящих от него нервов
3) черепно-мозговых нервов
4) нервов, нервных сплетений, узлов

12. Одной из перечисленных функций вегетативной нервной системы является

1) регуляция координации движений
2) анализ звуковых раздражений
3) поддержание гомеостаза
4) управление речью

Домашнее задание

Параграф 47, подготовка к зачету по теме «Нервная система».