Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи с применением элементов логоритмики, биоэнергопластики и ортопедических ковриков в подготовительной группе. Игра-путешествие «Спасатели». Автоматизация звука [Л] в словах и предложениях

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: логопедическое занятие, логоритмика, ТНР – тяжелое нарешение речи


Цель: автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение определять положение органов артикуляции в ротовой полости;
  • правильно и быстро формировать артикуляционный уклад для звука Л ;
  • учить согласовывать имя числительное с именем существительным;
  • закреплять умение образовывать единственное и множественное число существительных, совершенствовать грамматический строй речи.

Коррекционно-развивающие:

  • укреплять мышцы дыхательной системы, верхних дыхательных путей и носоглотки;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать мимическую мускулатуру:
  • работать над развитием речевого дыхания, голоса;
  • развивать зрительное восприятие, мышление, внимание;
  • развивать общую и мелкую моторику.
  • массаж рефлексогенных зон стоп, с целью улучшения кровоснабжения, общего расслабления и нормализации самочувствия.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес и внимание к собственной речи;
  • воспитывать общительность, внимания к чужой речи.
  • воспитывать доброту,любовь к живому, желание оказать помощь пострадавшим.

Оборудование: мягкая игрушка «Дракон», пластмассовые игрушки «Лев» и «Бегемот» с выдвигающимися пастями, лошадки «Filly» (13шт.), мяч массажный, картинки для автоматизации звука Л, камушки Марблс, кубики, кочки (картонные), ортопедические коврики (набор №10).

Форма проведения: игра-путешествие.

Ход работы

Организационный момент

Л: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас сегодня видеть такими веселыми, красивыми и жизнерадостными. Чтобы нам сохранить такой замечательный настрой, давайте немного разомнемся по музыку.

Дыхательная гимнастика по Томилиной С.М. под музыку.

Трек 1. «Детский сад»

Дети повторяют движения за логопедом под музыку, чувствуя ритм.

  • Поворот головы вправо: 2 коротких вдоха носом с одновременным двукратным ударом ладонью - 2 резких выдоха на ладошку вправо;
  • Поворот головы влево: 2 коротких вдоха носом с одновременным двукратным ударом ладонью – 2 резких выдоха на ладошку влево; (весь комплекс 4 раза)
  • Проигрыш. (Движение двумя руками вправо-влево «Дворники на лобовом стекле»)
  • 2 коротких вдоха с одновременным ударом ладонью, 2 резких выдоха с приседанием «пружинкой» (4 раза)
  • Упражнение с задержкой дыхания.
  • 2 коротких вдоха с одновременным ударом ладонью по носу;
  • 2 хлопка руками (задержка дыхания);
  • 4 выдоха в пол с «пружинкой» коленями и разгибая пальцы рук.

Л: Какие вы молодцы, ребята! Скажите, а вы хотите правильно и красиво произносить все звуки речи?

Д: Да!!!

Л: Чтобы произносить звуки правильно и красиво, давайте,разомнем наши язычки, губки, щечки и выполним все это под музыку. Будьте внимательны, наши руки будут повторять движения нашего язычка. Смотрите и повторяйте за мной. У нас все получится!!!

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой под музыку

Трек «Гномы».

  • «Толстый и худой хомячок». Надуть 2 щеки, кисти рук изображают надутый шар, сдуть щеки, помогая указательными пальцами им «лопнуть».
  • «Бегемотики». Широко раскрывать рот под ритм музыки, кисти рук изображают пасть бегемота, раскрывая и закрывая ее.
  • «Улыбочка». Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении, кисти рук расходятся в стороны и сходятся вместе с губами.
  • «Качели». Улыбнуться, открыть рот, поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. Кисти рук выполняют движения вверх, следуя за языком и вниз.
  • «Маляр». Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Кисти рук выполняют плавные движения к себе, дублируя движения языка.
  • «Чистим верхние зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком и кистями рук вправо-влево.
  • «Иголочка». Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Кисти рук соединены вместе и двигаются вперед – назад.
  • «Вкусное варенье». Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать. Ладошки повторяют движение языка.
  • «Лошадка». Пощелкать язычком, присосать его к небу и отпустить. Кисти рук выполняют хлопки в вертикальном положении.

Сообщение темы занятия

Л: Ребята, скажите мне, пожалуйста, с каким звуком мы работали на прошлом занятии?

Д: Со звуком Л.

Л: Правильно. Сегодня мы продолжаем работать со звуком Л, но будем учиться произносить его не только в словах, но и в предложениях.

Уточнение артикуляции звука. Изолированное произношение и последующая характеристика.

Л: Давайте вспомним, какую характеристику мы давали этому звуку?

Д: Звук Л согласный, твердый, звонкий.

Л: Когда мы произносим звук Л, губы растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, а кончик языка поднят за верхние зубы. Воздушная струя идет по бокам языка, голос звенит (рука на горле). Повторите: Л-л-л-л-л.

Д: Л-л-л-л-л.

Л: Ребята, пока мы с вами так хорошо и громко «гудели», произнося звук Л, где – то далеко в горах, разбудили спящего дракона, который очень сильно разозлился, и решил дать выход своим эмоциям. Спустившись с горы, он увидел, как мирно на лугу паслись лошади. Дракон налетел на них и, схватив большую часть лошадей, унес их в свою пещеру, где собирается сегодня ими плотно поужинать. Что же делать? Как нам быть? Вам жалко лошадок? Хотите их спасти?

Д: Даааа!!!

Л: Тогда отправляемся на тропу испытаний. Время до ужина у нас еще есть!!! Предупреждаю, путь будет нелегким, но если мы справимся, то спасем лошадок!!! Вперед! Навстречу трудностям и испытаниям!!!

Д: Ураа!!!

Л: Итак, чтобы добраться до пещеры дракона, нам необходимо преодолеть 5 испытаний (5 кубиков). По дороге домой, дракон преградил нам путь огромными булыжниками, на пути их ровно 5, но они боятся силы знаний, которыми вы обладаете. Как только вы выполните задание правильно, камни сами обрушатся вниз и мы сможем пройти дальше. (Логопед убирает каждый кубик по мере прохождения испытания) Готовы? Тогда в путь!!!

Испытание № 1. (Автоматизация звука Л в начале словах. «Кочки»)

На полу лежат ортопедические коврики, разложены по кругу.

Л: Перед вами опасное болото, но есть кочки, по которым вы сможете продвинуться вперед. Чтобы не утонуть в болоте, вы должны придумать слово со звуком Л и перепрыгнуть с кочки на кочку. Дети придумывают слова по очереди и передвигаются по кочкам (ортоковрикам).

Л: Молодцы, вы справились с первым испытанием!! А теперь, вспомните, какие слова вы называли, когда передвигались по кочкам?

Д: Лак, лапа, лужа, лодка, лопух, ландыш, лампа, ласты, лыжи, лук, лавка, лакомство.

Испытание № 2. Автоматизация звука Л на конце слова. Образование единственного числа существительных от множественного числа

Игра с массажным мячом «Много – один».

Л: Сейчас мы поиграем с колючим мячиком в игру «Много – один». Я буду кидать вам по очереди мяч и называть слово во множественном числе, а вы должны сказать в единственном числе. Например, уколы – укол. Если все сделаем правильно, то преодолеем второе испытание. Готовы?

Л: Мелки – мел, стулья – стул (ответ ребенка)

полы – пол

бокалы – бокал

дятлы – дятел

залы – зал

балы - бал

кинжалы - кинжал

пеналы – пенал

вокзалы – вокзал

каналы - канал

голы – гол

стволы - ствол

овалы - овал

Л: Молодцы, двигаемся дальше, дорога свободна (убираем кубик («булыжник»).

Испытание № 3. (Определение места звука Л в слове)

Л: Посмотрите, ребята, нам дорогу перегородил поезд. А уедет он только в том случае, если мы поможем разместить в его вагоны груз. В первом вагоне поедут те картинки, где звук Л находится в начале слова, во втором вагоне – в середине слова и в третьем - в конце.

Дети размещают картинки по вагонам. (Лак, лампа, лодка, чулан, колпак, каблук, пенал, мел, стул, стол).

Л: Ура!!! Вы справились с заданием, теперь наша дорога свободна, поезд уехал, булыжник свалился со скалы (отодвигаем кубик), и мы двигаемся дальше.

Испытание № 4. (Звуковой анализ слова)

Игра «Найди и исправь ошибку».

Л: Ребята, посмотрите, дракон составил звуковые схемы слов, изображенных на картинках, но допустил ошибки. Наша задача найти их и исправить. Тогда мы пройдем и это испытание!!!

Испытание № 5. Автоматизация звука Л в предложении

Л: Ребята, сейчас вы услышите предложение, которое составил иностранец, он не очень хорошо владел русским языком, мы должны ему помочь построить его правильно.

Л: Халва ела Аллу.

Д: Алла ела халву.

Л: Лопатка взяла Лану. (Лана взяла лопатку).

Лопух нашел Милу.
(Мила нашла лопух).

Молочная каша приготовила бабушку.
(Бабушка приготовила молочную кашу).

Лодка села в милых малышей.
(Милые малыши сели в лодку).

Свекла полола Лушу.
(Луша полола свеклу).

В холодной воде глубокий колодец.
(Глубокий колодец в холодной воде).

Голубой платок надел на голову Клаву.
(Клава надела на голову голубой платок).

Л: Какие же вы молодцы! Вот и последний булыжник обрушился со скалы и наш путь к пещере открыт. Теперь нам предстоит спасти лошадей. Но проникнуть в пещеру нам не удастся, вход в нее закрыт тяжелым засовом. Спасти лошадей мы можем только через окно, но оно расположено очень высоко. Посмотрите, кто спешит к нам на помощь!!!

(Появляются игрушки «Лев» и «Бегемот»). Дети берут их и, нажимая на механизм кистью руки, у игрушек вытягивается вперед шея и раскрывается пасть. Дети должны захватывать лошадей и поочередно и посчитать их.

Л: Сейчас мы будем спасать лошадей. В этом нам помогут лев и бегемот. Вытаскивая лошадь из пещеры, вы по очереди должны считать их следующим образом: одна лошадь, две лошади, три лошади, четыре лошади, пять лошадей…и т.д.)

Л: Какие вы молодцы, дракон спал крепким сном и даже не заметил, как мы освободили всех лошадей. Теперь они отправятся на волю.

Итог занятия

Л: Наше путешествие подошло к концу. Я хочу вас похвалить, вы очень хорошо поработали. Скажите, пожалуйста, какой звук мы сегодня закрепляли на занятии?

Д: Звук Л.

Л: А какое испытание вам понравилось больше всего?

Д: (отвечают)

Л: Молодцы! Спасибо вам за помощь в спасении лошадей, они вам очень благодарны! До новых встреч!!!

Используемые ресурсы

  1. Картинки - поисковая система Yandex.ru
  2. Курсы повышения квалификации «Логоритмика как универсальный метод преодоления речевых нарушений у детей и взрослых. Томилина С.М. АНО «Логопед плюс», Учебный центр «Логопед – Мастер». Сертификат, 16 академических часов.23.03.2019 – 24.03.2019.
  3. Личный опыт.
  4. Н.В.Нищева. Веселая артикуляционная гимнастика. Детство-пресс.