Проблемно-исследовательский метод преподавания и развития исследовательских умений обучающихся в коррекционной школе

Разделы: Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика

Класс: 6

Ключевые слова: коррекционная работа, оркестр, дети с умственной отсталостью, медные духовые инструменты


Мыслительные и исследовательские умения, проблемно-исследовательский метод, медные духовые инструменты, оркестр.

Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить.
А.Дистервег

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют особые образовательные потребности в силу особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Обучение в коррекционной школе на современном этапе должно обеспечить коррекцию нарушений развития этих обучающихся и их социальную адаптацию [5, с.5].

Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Очевидно, что любой поиск нового знания, начинается с возникновения у ребенка какого-то вопроса, трудности с возникновения у детей какого-то вопроса, трудности, невозможности что-то осуществить, т.е. с проблемы. Это структурное звено мышления и познавательной активности – возникновение проблемы – имеет самостоятельную ценность и особое значение в обучении [2, с. 8].

За много лет применения проблемно-исследовательского метода в преподавании школьных дисциплин в коррекционной школе мы убедились не только в его ценности для решения широкого круга задач обучения и развития обучающихся, но и в значительных трудностях, с которыми сталкивается учитель в процессе его использования в собственной практике.

Как показывает наш многолетний опыт обучения учителей, учителю-предметнику недостаточно знать все основные этапы методики, ему необходимо понимать, что урок представляет собой урок-систему. Отличительной чертой такого урока является целостность, т.е связность всех его этапов, открытие или доказательство какого-то нового знания, идея урока. Целостность урока обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением.

Исходя их этого, представим в таблице основные шаги при конструировании урока-исследования.

Таблица 1

Этап

Содержание деятельности

Что нужно знать учителю

1

Сформулировать обобщение урока

Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы

2

Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение

Определить объем, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев

3

Определить тип исследования

Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель

4

Сконструировать проблемную ситуацию для учеников

Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного (планируемого обобщения)

5

Продумать состав групп, распределения материала для изучения по группам, форму представления работы

Учесть принципы и правила организации работы в группах

Планирование и проведение такого урока учителем является не только трудным, но и по-настоящему личностно значимым событием, что создает совершенно особою атмосферу и стиль взаимодействия с обучающимися на уроке, которые так важны для творческой деятельности всех участников образовательного процесса.

В качестве примера приведем фрагменты урока музыки в 6б классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему «Тайны симфонического оркестра».

1. Актуализация знаний. Мотивация

Учитель: На уроках музыки мы с вами путешествуем в удивительный мир музыки. Это мир невозможно потрогать руками или ощутить на вкус. Зато можно воспринять всем сердцем и душой. Этот мир будет существовать в нашем воображении, подарит нам уникальные открытия. И сегодня мы отправляемся в музыкальное путешествие. Давайте подумаем, что мы будем изучать на этом уроке (слушание Э.Григ «Утро» фрагмент симфонической сюиты «Пер Гюнт»)

Выслушать ответы детей и помочь им сформулировать тему изучения.

Учитель. Значит, что мы будем изучать?

Дети. Музыкальные инструменты, оркестр.

Учитель. Какие музыкальные инструменты вам уже знакомы?

Дети. Скрипка, балалайка барабан, гусли, баян, пианино и т.д.

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня мы с вами должны раскрыть тайны – тайны симфонического оркестра. (На доске и на слайде «Тайны симфонического оркестра»)

Как мы будем их раскрывать? Мы познакомимся с новыми инструментами симфонического оркестра. Узнаем, как они называются, как звучат и какую роль играют в симфоническом оркестре.

Итак, откройте тетради, запишите тему урока.

3. Открытие новых знаний

Учитель. В симфоническим оркестре много разных инструментов. С некоторыми из них вы уже знакомы. Изюминкой симфонического оркестра являются медно-духовые инструменты. Их всего 4.

К медным духовым инструментам относятся труба, валторна, тромбон и туба.

Как вы думаете, почему они называются духовые? (Потому что в них дуют).

Как вы думаете, почему они называются медные? (Потому что они изготовлены из меди)

(Демонстрация музыкального инструмента – труба)

Медные духовые инструменты – величие оркестра. Всем этим инструментам придают сходство еще две черты. С одной, верхней части инструментов, находится маленькая чашечка-колокольчик, в которую дуют, с нижней части широкий «рот», раковина, откуда вылетает звук.

Медные духовые уступают другим музыкальным инструментам по выразительности, душевности, глубине. Но без них симфонический оркестр звучал бы намного слабее и однообразней.

Труба – один из самых древних музыкальных инструментов, который использовался во многих странах. Её звучание поддерживало отвагу воинов в бою, открывало торжественные церемонии. Прочитайте хором новое слово в словарике. (с указанием ударения).

Как называется профессия музыканта, который играет на трубе? (Трубач). Прочитайте хором новое слово в словарике.

Тромбон – с итальянского языка это большая труба, тембр тромбона в среднем и высоком регистре – яркий, мужественный, а на низких нотах – мрачный и даже зловещий. Прочитайте хором новое слово в словарике (с указанием ударения).

Как называется профессия музыканта, который играет на тромбоне? (Тромбонист). Прочитайте хором новое слово в словарике.

Валторна – более мягкий по звучанию инструмент. Он может исполнять музыку не только героического, но и напевного, лирического характера. Прочитайте хором новое слово в словарике (с указанием ударения).

Как называется профессия музыканта, который играет на валторне? (Валторнист) Прочитайте хором новое слово в словарике.

Туба – самый низкий по звучанию духовой оркестровый музыкальный инструмент. (На доске и на слайде Туба – звучание, надпись, иллюстрация).

Прочитайте хором новое слово в словарике (с указанием ударения). Звучание.

Как называется профессия музыканта, который играет на тубе? (Тубист). Прочитайте хором новое слово в словарике.

Давайте еще раз вспомним названия этих инструментов. (Показ картинок – 4).

Учитель. Посмотрите еще раз на картинки. Что общего у этих инструментов? (цвет, материал, в них дуют). Поэтому они называются медно – духовые?

Физминутка

4. Проверка усвоения нового материала.

Мы познакомились с новыми инструментами симфонического оркестра. Я хочу проверить, запомнили ли вы, как выглядят медно-духовые инструменты и как они называются.

А сейчас мы с вами поиграем.

1. Игра: Собери картинку: труба, туба, тромбон, валторна.

Из разрезной картинки соберите изображение музыкального инструмента.

2. Игра: соотнеси слово с картинкой. Из карточек со словами выберите нужное название инструмента и положите рядом с картинкой.

Учитель. Что у тебя получилось?

3. Игра «Музыкальный диктант»

Сейчас вы должны угадать, какой медный духовой инструмент звучит, и показать изображение этого инструмента. (У детей предметные картинки с изображением музыкальных инструментов: труба, тромбон, валторна, туба).

5. Слушание музыки

Музыканты, которые работают в симфоническом оркестре, исполняют классическую музыку. А кто сочиняет музыку? (композитор)

Сейчас вы услышите отрывок из 7 симфонии композитора Д.Шостаковича, которая называется «Ленинградская симфония» (звучит отрывок из симфонии)

Д.Шостакович посвятил свою симфонию родному городу Ленинграду (Санкт-Петербург), который 900 дней был в блокаде врага. 9 августа 1942 года симфония прозвучала в блокадном городе. Её передавали из всех радиоточек. Многие плакали, не скрывая слез. Фашисты думали, что город умер, но теперь они поняли, что им не победить такой народ, как наш (продолжение слушания…20-30 с).

- Понравилось ли вам произведение?

- Как прозвучала музыка? (тревожно)

- В каком регистре? (высоко или низко)

- Какова динамика? (громко или тихо)

- Каков был темп? (быстро или медленно)

- Что вы почувствовали, когда её слушали?

- Звучание каких инструментов вы услышали? (скрипка, барабан, фортепиано).

Тревожность в звучании этого произведения передается медными духовыми инструментами.

6. Подведение итогов

Как вы думаете, мы раскрыли тайну симфонического оркестра? Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?

Правильно! Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Познакомились с новыми инструментами симфонического оркестра, с их звучанием и ролью в оркестре, с некоторыми профессиями музыкантов симфонического оркестра. Эти знания вам пригодятся, чтобы лучше понимать язык музыки.

7. Рефлексия

Мне бы хотелось узнать, понравился ли вам урок? Достаньте из конвертов нотки. Если вам понравился урок и вы узнали много нового и интересного, поднимите желтую нотку, если не понравился – синюю.

8. Оценивание

Учитель. Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали. Я довольна вашими ответами и знаниями. Слушайте только красивую музыку.

9. Домашнее задание по карточкам

Вам нужно раскрасить изображения только медных духовых инструментов.

Следует отметить важную роль применения проблемно-исследовательского метода, которая позволяет поставить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка в процессе учения, такое построение учебного процесса, когда в его центре стоит ребенок со своими вопросами и интересами, а не учитель с «правильным» знанием, которое он должен передать детям в «готовом виде». При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

Список использованной литературы

1. Психолого-педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Т.Н.Гордеюк, Л.И.Егошкина; под ред. проф. Ю.В.Егошкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 182с: ил.

2. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.-157 с.

3. Современный урок в коррекционном классе/авт.-сост. Т.И.Нелипенко. – Волгоград: Учитель, 2015.-130с.

4. Уроки музыки в школе/ Л.Рымарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.-237, [1]с. – (Здравствуй, школа).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. -78с.