"Стоп стресс". Психологическое занятие снижения уровня тревожности обучающихся в период самоизоляции в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: самоизоляция, COVID-19, Ганс Селье


Цель: формирование навыков преодоления тревожности в ситуации самоизоляции в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Задачи

Образовательные и коррекционно-развивающие:

  • раскрыть содержание понятия «тревожность», «стресс»;
  • обсудить ситуацию самоизоляции в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
  • обратить внимание учащихся на способы преодоления тревожности;
  • познакомить учащихся с упражнениями на снижение тревожности; помочь практически преодолевать стресс;
  • продолжать обучать навыкам саморегуляции;
  • создать и поддержать положительный психоэмоциональный климат в группе.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание активно взаимодействовать, вежливо общаться;
  • создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
  • способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;
  • создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила онлайн общения.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

1. Развивать умения выражать своё отношение и эмоции к сложившейся ситуации.

2. Формировать мотивацию к саморегуляции и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1. Развивать умения формулировать свои рекомендации на основе выполненных упражнений.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умения слушать и понимать других.

2. Развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Обосновывать собственную позицию.

4. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. Развивать умения извлекать информацию из текста.

2. Развивать умения делать выводы на основе анализа текста.

3. Находить ответы на вопросы, вызванные определенной ситуацией.

Форма работы: Занятие с элементами тренинга.

Технология игровая:

Психологическое онлайн занятие снижения уровня тревожности обучающихся в период самоизоляции в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) «Стоп стресс» проведено с использованием платформы Zoom и применением игровой технологии. Обучающиеся погружены в заданную ситуацию самоизоляции в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в основе которой лежит их социальный опыт. Поместив школьника в определенные обстоятельства, учитель обеспечивает развитие новых положительных качеств личности, прививает контроль над своим поведением. Представленный функционал технологии обучения определятся следующими миссиями:

- игротерапевтическая (проецирование трудностей в заданную ситуацию);

- коммуникативная (отработки базовых навыков, разговор, приводящий к общей цели);

- корректировочная (игроки в процессе стараются найти возможные варианты развития событий, вводят положительные изменения в ситуацию).

Занятие в соответствие с выбранной технологией состоит из нескольких основных этапов направленных на решение поставленных задач. Заданные условия наиболее приближены к реальной жизни, следовательно, вся деятельность обучающихся приобретает смысл и имеет практическую направленность. Обучающимся представлено право выбора и свобода действий и возложена определенная ответственность, что постепенно формирует самоутверждение школьников. В ходе занятия все основные составляющие игры включены: образы (тигрёнок Лео и Друг); игровые процессы (упражнение «Даже если…» – «В любом случае…»); замена настоящих вещей условными (сказочная история); естественная коммуникация между участниками (практический этап занятия); условный сюжет (самоизоляция в джунглях из-за огненного Дракона). Применение игровой технологии на занятиях элективного курса даёт возможность максимально эффективно воздействовать на ученика. Обучающиеся, которые погружены в определенные заданные условия, проявляют больший интерес к процессу обучения и конкретной теме. Рассматривая применение игровой технологии в действии, необходимо отметить следующее: учителем сформулированы правила игры, которые соблюдались на протяжении всего занятия; работа учащихся была нацелена на решение дидактической и игровой задач, качественное решение которых позволило получить конкретный продукт взаимодействия (рекомендации). Применение педагогом игровой технологии на данном занятии полностью оправдано. Учитель грамотно отслеживает и контролирует введение развлекательного аспекта, что позволяет сохранить преобладание учебно-познавательной направленности. Оптимальное сочетание игровой технологии с другими методами и приемами обучения позволяют педагогу обеспечить свободу действий обучающихся при четком распределении обязанностей, сочетать напряженные моменты и развлечения, задействовать эмоции и рациональное мышление школьников. Применение игровой технологии обеспечило личную заинтересованность и ответственность учащихся. В ходе занятия школьники мотивированы собственной заданной целью, что позволило в полном объеме решить поставленные задачи и достичь цели занятия.

Целевая группа: обучающиеся 4-го класса.

Время проведения: 1 час 20 минут.

Ход занятия

I. Организационный момент (приветствие, знакомство)

II. Сообщение темы и целей занятия

Занятие посвящено тому, как следует преодолевать тревожные состояния в период самоизоляции в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

III. Принятие правил работы группы

- Для того чтобы работа нашей группы достигла своих целей, нужно, чтобы мы не отвлекались, чтобы каждый из нас мог свободно высказывать свои мысли, не опасаясь насмешек, я предлагаю несколько правил:

Правило говорящего. Любой, кто высказывается, имеет право на то, чтобы его дослушали до конца.

Правило поднятой руки. Оно преследует 2 цели: первая – чтобы не перебивали говорящего, вторая – чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы.

Право ведущей. Я буду следить за соблюдением принятых группой правил, исполняя роль ведущей.

IV. Информационный этап

Находясь в непривычных для нас условиях карантина и всеобщей самоизоляции, мы часто испытываем состояние тревожности и стресса.

- Ребята, как вы думаете, что такое тревожность? (Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.)

- Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.)

- Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)

1. Что такое тревожность. Стресс

Работа с текстом.

Прочитав текст:

  1. Определите, пожалуйста, положительные и отрицательные стороны состояния тревожности.
  2. Установите влияние стресса на организм человека?

- Люди испытывают тревожность в разных ситуациях. Так находясь на самоизоляции, в условиях карантина, в большей или меньшей мере все люди испытывают растерянность, беспокойство, тревогу или даже страх. Вслед за ними, как правило, следует собранность, сосредоточенность, концентрация. Наши отрицательные эмоции считают «сторожами», которые не дают нам впасть в беспечность, что угрожало бы нашей жизни. Однако длительное пребывание в таком состоянии тоже опасно, так как приводит к состоянию ступора. Такое состояние можно называть тревожностью. Тревожность сопровождается неприятными ощущениями. Находясь постоянно в тревожном состоянии, человек, его организм, испытывает стресс.

Стресс – в переводе с английского языка обозначает давление, натяжение, усилие.

Работа с текстом.

Какие физиологические изменения происходят в организме человека в ситуации неизвестности и изоляции?

2. Физиологическая сторона тревожности.

- Вы, наверное, замечали, что достаточно оказаться в ситуации неизвестности того что вас ожидает и начинает сильно биться сердце. С физиологической точки зрения это объясняется просто. Когда мы сталкиваемся с любыми трудностями, наш мозг получает сигналы об этом. Вырабатываются гормоны, которые попадают в кровь и с ней переносятся ко всем внутренним органам, меняя их режим работы. Учащается работа сердца, повышается активность тех зон коры головного мозга, которые отвечают за внимание и слаженную работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

3. Работа в индивидуальных бланках «Я тревожусь потому что …»

- Назовите причины вашей тревоги с период самоизоляции? Продолжите предложение: «Я тревожусь потому что …»

Рефлексия (ситуации озвучены обучающимися):

- «Я тревожусь, потому что родители остались без работы»,

- «Я тревожусь, потому что боюсь заболеть сам и боюсь, что могут заболеть родные»,

- «Я тревожусь, потому что долго не выхожу из дома»,

- «Я тревожусь, потому что не хожу в школу»,

- «Я тревожусь, потому что не встречаюсь с друзьями»,

- «Я тревожусь, потому что не могу посещать секцию бокса»,

- Итак, вы указали причины тревожности. Как вы думаете? к чему приводит такое состояние?

Вывод: Постоянное пребывание в таком режиме ведет к стрессу. Поэтому важно уметь преодолевать данное напряжение и помогать организму.

- А как помочь организму? Что можно сделать, чтобы не тревожиться? Уверена, что у каждого из вас есть способ, который помогает ему в ситуации тревоги.

4. Работа в бланках «Если я тревожусь, я обычно…»

- Укажите, пожалуйста, в бланках, как вы преодолеваете тревожность, что для этого делаете?

Рефлексия

5. «Здоровые и нездоровые способы преодоления напряженного состояния»

- Итак, я попутно буду записывать все, о чем вы сказали, и вносить на нашу доску.

- Какие еще способы преодоления тревожности вы можете подметить?

Учащиеся указывают способы, которыми пользуются они, а также могут указать и способы, которые используют их старшие братья, сестры, родители. Учитель вносит записи в две колонки.

(Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, алкоголь, наркотики – в нездоровые…)

- Итак, у нас получилось 2 колонки.

- Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

- Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

- Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

Вывод: Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но в ущерб здоровью.

V. Практический этап

1. Чтение рассказа «Тигренок Лео»

- Предлагаю послушать небольшую детскую историю про тигренка Лео, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попадал в состояние напряжения и грустил.

Тигренок Лео продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

- Лео, ты грустишь потому что, долгое время не можешь покинуть свой дом, а твои мама и папа не выходят на охоту, Так как, страшный дракон поселился в ваших джунглях и огнем поражает всех, кто покидает свой дом. Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом. Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Лео был удивлен.

- Как это, только светлые – спросил он?

- Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся.

Друг подал Лео два цветка.

- Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.

Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так:

- «Даже если я не могу долгое время покидать свой дом...»,

- «В любом случае я могу весело и интересно провести время…»,

- «Даже если мои родители не могут выходить на охоту…»,

- «В любом случае в нашем доме достаточно запасов, чтобы мы могли оставаться в самоизоляции, не подвергая себя опасности…».

Лео сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

- Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

- Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

- Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

- О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

Обсуждение.

- У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Вывод: Мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать.

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

2. Упражнение «Даже если…» – «В любом случае…»

Работа в парах. Будем отрабатывать те тревожные ситуации которые вы уже назвали.

Инструкция: Я произношу название первого цветка «Даже если… и указывает проблему:

- «Родители остались без работы»,

- «Боюсь заболеть сам и боюсь, что могут заболеть родные»,

- «Долго не выхожу из дома»,

- «Не хожу в школу»,

- «Не встречаюсь с друзьями»,

- «Не могу посещать секцию бокса»

Ученик называет свой цветок «в любом случае…» и заканчивает положительной фразой:

Рефлексия: Получилось выполнить упражнение? Трудно было выполнять?

Вывод: В сложных ситуациях необходимы навыки саморегуляции. Можно пользоваться правилом: «Мысли выбирай, как цветы – и выбирай только красивые (положительные)»

3. Что делать в ситуации напряжения

- Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях.

А) Успокойтесь.

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать. Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание.

Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

  • Медленно сделай глубокий вдох.
  • Задержи дыхание и сосчитай до четырех.
  • Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4–5 раз.

В) Мышечное расслабление.

  • Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
  • Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

4. Обучение навыкам саморегуляции

Упражнение 1 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

  • Сядьте спокойно в комфортной позе.
  • Закройте глаза.
  • Медленно расслабьте мышцы.
  • Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
  • Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Рефлексия: Что почувствовали во время выполнения упражнения?

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

Упражнение 2 «Домик».

  • Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.
  • Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1–2 минуты, несколько раз в день.

Упражнение 3 «Кнопка»

Это упражнение незаметно для окружающих Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

  • Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.
  • Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».
  • В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.
  • Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.

VI. Заключение. Выводы

Обратная связь. Определили ли вы для себя способы преодоления тревожности?

Работа в бланках

Укажите в бланках, какие способы вы выбираете для себя. Ответы ребят оформляются в рекомендации.

Рефлексия

Признанный специалист по стрессам Ганс Селье считает, что небольшая доза стресса прибавляет нам жизненных сил и оттачивает навык справляться с неприятными ситуациями. «Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» Поэтому воспринимать стресс надо позитивно и включить его в список наших помощников! Он нас делает сильнее и выносливее.