Что такое светская этика?

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: светская этика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (36,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.

Задачи:

  • Ознакомление с понятиями «этика», «светская этика», «религиозная этика», «мораль».
  • Ознакомление с видами этики.
  • Развитие умения аргументировать свой ответ.
  • Воспитание личности с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

Планируемые результаты: учащиеся узнают, что такое этика и кто её основал, познакомятся с видами этики, главными этическими нормами, значением этики в жизни общества и каждого человека.

Основные термины и понятия: «этика», «светская этика», «религиозная этика», «мораль», «нравственность».

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.

Оборудование: проектор, презентация «Что такое светская этика?», толковый словарь Ожегова, рабочие листы.

Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап. Самоопределение к деятельности

  • Организация деятельности учащихся.
  • Обсуждение темы урока с учащимися, запись темы урока в тетради.

Слайд 1.

- Ребята, как называется модуль, который мы с вами изучаем?

- Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое светская этика?»

- Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?

Слайд 2.

- На сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, какие бывают виды этики. Узнаем, кто и для кого основал эту науку. Кроме этого, нам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.

II. Информационно-аналитический этап. Работа по теме урока

1. Работа со словарём.

– Ребята, а где мы можем уточнить значение слова «этика»? Проверить, верны ли наши предположения?

- У вас на партах лежит толковый словарь С.И.Ожегова. Найдите в нём значение слова «этика».

Учащиеся находят в словаре и зачитывают значение данного слова. Слайд 3.

2. Чтение и анализ учебной статьи (с. 6-7).

- Откройте учебник на стр. 6.

- Найдите и зачитайте определение слова «этика» данное в учебнике. Слайд 4.

- Запишите определение слова в рабочие листы.

- Прочтите в рабочих листах задания 2, 3, 4.

- На какие вопросы нам ещё предстоит найти ответы?

- Дочитайте учебную статью до конца и найдите ответы на данные вопросы.

3. Самостоятельная работа учащихся.

Читают учебную статью, самостоятельно выписывают ответы на вопросы 2, 3, 4.

III. Физминутка

IV. Работа по теме урока

1. Коллективная работа.

- Кого считают основателем этики? (Аристотеля.)

Слайд 5.

- Действительно эту науку в VI веке до нашей эры основал древнегреческий учёный Аристотель.

Слайд 6.

В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из двух слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость. Вот и получается, что философия в переводе с древнегреческого – любовь к мудрости.

В Древней Греции было много философов. Были созданы философские школы. Всего в

Древней Греции насчитывалось около 300 философских школ.

Слайд 7.

Перед вами фреска одного из самых знаменитых художников того времени Рафаэля «Афинская школа».

(Слайд 7. имеет звуковое сопровождение: краткое описание фрески.)

Слайд 8.

Аристотель считал этику частью философии.

Слайд 9.

Наукой он назвал этику, когда писал книгу о нравственных законах жизни человека для своего сына Никомаха. Книга называлась «Этика для Никомаха», или «Никомахова этика». Это был свод правил поведения в обществе.

Все мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Вот об этом нам и расскажет этика. Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо.

2. Работа с учебником.

- Что изучает этика? (Учащиеся ищут ответ в учебнике на с. 6.)

Слайд 10.

Этика изучает мораль. Слово мораль пришло к нам из Древнего Рима.

Слайд 11.

- Что означает слово мораль? (Ответы детей (по статье): привычки, обычаи, правила поведения.

- Как одним словом можно назвать привычки, обычаи, правила поведения? (Нравы.)

Слайд 12.

- От слова «нравы» в русском языке произошло слово «нравственность».

Вывод: слова мораль, нравственность, этика – синонимы.

(Дети проверяют свой ответ на вопрос 4.)

- Для того чтобы жить в обществе, человеку нужно соблюдать нравственные нормы. Основой нравственных норм является принцип «не навредить», т.е. не сделать больно, не обидеть.

- Как вы думаете, чтобы не сделать больно другим людям, не обидеть их ни словом, ни поступком, какими мы должны быть? (Ответы детей.)

- Вежливость и доброжелательность являются первостепенными нравственными нормами.

Слайд 13.

- В каких вопросах помогает нам разобраться этика? (Ответы детей по статье.)

3. Работа в группах.

Слайд 14.

- В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.

1 гр. – запишет положительные черты человека.

2 гр. – отрицательные черты человека.

4. Проверка работы групп.

Слайд 15.

Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, воруют, грубят, обижают слабых.

Слайд 16.

- Почему же так происходит?

- Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?

- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?

- Как наградить человека, сделавшего добро?

- Как не делать зла?

- Как сделать жизнь людей лучше?

- На все эти вопросы помогает ответить этика.

5. О каких видах этики вы прочли в учебной статье? (Ответы детей. Этика бывает религиозной и светской.) Слайд 17.

- Что означает слово «светская» этика? («Мирская», «гражданская».)

- Что она предполагает? (Человек сам может определить, что такое добро и что такое зло; от человека зависит хорошим он станет или плохим; человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.)

Слайд 18.

- Что такое религиозная этика? (Нормы поведения, предписываемые религией.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 19.

- Что такое светская этика? (Нормы поведения, принятые в гражданском обществе.) Запись определения в рабочие листы.

Слайд 20.

- Что общего между религиозной и светской этикой? (И религиозная и светская этика предписывают людям моральные, нравственные нормы поведения.)

Слайд 21.

- Нужна ли нам этика? (Да, нужна.)

- Для чего? (Помогает строить отношения с людьми, самостоятельно совершать добродетельные поступки, помогает нам стать лучше.)

V. Подведение итогов урока

Слайд 22.

- Что такое этика?

- Какая бывает этика?

- Что такое светская этика?

- Что предполагает светская этика?

- Что такое религиозная этика?

- Что такое мораль?

- Назовите синоним слову мораль?

- Кто является основателем этики?
- Что бы ты мог рассказать об этике своей семье, другу?

VI. Рефлексия учебной деятельности

Слайд. 23-24

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее?

- Обведите или раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: достижениям на уроке.

VII. Домашнее задание

К учебнику: «Основы светской этики. 4-5 классы», Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.

  • Найди и запиши в тетрадь пословицы о главных этических (нравственных) нормах: вежливости и доброжелательности.
  • Какую из этих пословиц ты бы сделал своим девизом.

Рабочий лист