Темпоритм музыкального произведения в репетиционном освоении учащимися ДМШ

Разделы: Дополнительное образование

Классы: 4, 5, 6, 7, 8


Темпоритм — категория не только количественная, а и качественная, которая зависит от характера произведения и связана со многими элементами музыкального развития. Так, метрический акцент свидетельствует о доле такта, а ритмический — определяет художественность: смысловые и логические ударения. Следует отметить взаимосвязь темпа и метра: темп быстрее, чем быстрее чередующиеся ударные звуки. Понимая такую взаимосвязь неверно, начинающие исполнители замедляют темп на медленно чередующиеся ударных звуках и ускоряют его на быстрых. Во многом это связано с эмоциональным восприятием длительностей. Уместна в данном случае парадоксальная рекомендация педагогов-практиков: «Чем быстрее, тем медленнее». Самый быстрый темп выполняется эмоционально спокойно и уверенно. Тенденция замедления темпа наблюдается в произведениях с насыщенной фактурой или звучанием в нижнем регистре. Смысловая логика, верно исполняемый ритмический пульс помогут в достижении метроритмической устойчивости.

Темп. Темп (лат. время) — скорость следования метрических счетных единиц. Этот элемент является одним из основных средств музыкальной выразительности, правильное его определение будет способствовать раскрытию художественного образа. Метроном (греч. мера, закон) — прибор для определения темпа исполняемого музыкального произведения путем точного отсчета длительности метра. Указанный композитором темп можно сверить по метроному, на шкале которого отмечены некоторые основные обозначения. Если авторского указания нет, то выбор темпа является основой для проявления интерпретационной свободы. Трактовка темпа зависит от художественного подхода ко всему произведению и связана с проблемой сбалансированности отдельных частей, эпизодов, фраз. Приступая к работе над произведением, ученик должен быть уверен, что владеет всем диапазоном темпов исполняемого произведения. Особое внимание следует уделить ощущению очень быстрого и очень медленного темпов в произведении.

Следует отметить, что нотные ремарки темповых обозначений не однозначны. Обозначения vivace и allegro в произведении определяют в одном случае темп, а в другом — характер. Часто это образные или ориентирующие обозначения, которые не всегда включают в себя указание на скорость движения.

Существует и такая точка зрения, что есть основные темпы (allegro, assai, allegretto, adagio, adagio assai, причем каждый последующий исполняется в два раза медленнее предыдущего), а все другие обозначения касаются выражения чувств, страстей в музыкальном произведении [21].

Темповые ремарки в русском переводе являются чаще всего наречиями и сохраняют богатый семантический объем, присущий им как прилагательным. С. К. Щукина приводит разнообразие итальянской терминологии при однозначности перевода на русский язык: lieto (lietamente), gioioso, guadiogo , gaio allegro (con allegrezza), con i larita — весело, радостно. Автор отмечает, что при неизбежном переводе иностранной ремарки на русский язык наречием может иметь место частичная потеря смысла. Свобода в избрании того или иного темпа может быть обусловлена выявлением замысла композитора [10].

Исполнение в быстром темпе должно обеспечить ясность и точность музыкального текста. Слишком быстрый темп вызывает ощущение суеты, небрежности. В равной мере это может быть отнесено к исполнению в слишком медленном темпе, когда музыкальное содержание теряет смысл. Следует помнить, что выбор темпа обусловлен внутренними закономерностями произведения, стиля и лишь затем особенностями творческой индивидуальности хормейстера, его темпераментом. На качество выбранного темпа оказывает влияние профессиональный уровень исполнителей. Если при исполнении в медленном’ темпе ученик не имеет навыка исполнения плотным насыщенным звуком, то педагог вынужден компенсировать этот недостаток ускорением темпа. Можно отметить практику частого ускорения на crescendo и замедление на diminuendo как результат неумения дослушать каждую пропеваемую ноту, каждый аккорд, так как прослушанное звучание является критерием правильного выбора темпа.

Кратковременные отклонения от темпа называются агогическими. К ним относится rubato (итал. красть). При выполнении этой авторской ремарки следует помнить, что при всей свободе темп произведения остается неизменным, что достигается компенсацией: чередованием движения вперед и замедления. К агогике относятся все виды fermato, ritenuto, ritardando, accelerando. Алогические изменения часто не указываются в партитуре, однако хормейстер должен понимать необходимость их применения и использовать для более яркого раскрытия музыкального образа, если их выполнение оправдано с художественной точки зрения.

Должное внимание следует уделять fermato, которое неразрывно связано с общим эмоциональным содержанием произведения и обязательно является выражением композиторских намерений. Fermato — одно из средств художественной выразительности, особенностью которого является увеличение длительности звуков и пауз. При исполнении произведения следует знать, что она не только вдвое увеличивает длительность, но и обратно пропорциональна ей. Так, крупные длительности выдерживаются незначительно, а короткие — больше. Это зависит от назначения fermato, музыкальной логики.

Навык сохранения единого темпа формируется в процессе прогонов произведения с начала до конца. В этом случае не обязательно сразу брать основной темп, но совершенно необходима установка на его удержание. Такой прием тренирует слух и моторику в устойчивом запоминании и ощущении времени, т.е. развивает темповую память. Выработка устойчивых навыков темповой дисциплины определяет уровень исполнительской культуры. От того, как исполнитель осмыслит архитектонику произведения, его темп, динамику, форму, зависит художественный результат.